Отпусти всем живущим и жившим в твоём мире все их прегрешения!
Христос Воскресе! Приветствуем вас на сайте, посвященном Воскресению из мертвых преподобного Серафима Саровского
Блажен человек, читающий этот сайт, ибо только здесь описание
неизвестного почти никому, в то время как является крайне интересным.

МОЩИ СВЯТЫХ

СОДЕРЖАНИЕ  

Феодор Санаксарский, преподобный.
Подробный отчет о проведении археологических работ

feodor-sanaksarskiy-ikonaВ 1904 году на территории Санаксарского монастыря, у северной стены собора была выстроена часовня над могилами адмирала Ф.Ф.Ушакова и иеромонаха Феодора (Ушакова). В 1932 году, после закрытия монастыря она была разрушена. По благословению епископа Саранского и Мордовскою Варсонофия решено было произвести исследования с целью сё точного местонахождения с возможной перспективой восстановления. По дореволюционным материалам известно, что напротив места захоронения иеромонаха Феодора ещё до постройки часовни. возможно, сразу после ею смерти, была прикреплена чугунная плита с надписью: «Против сего места положен бысть первонастоятель иеромонах Феодор. Родился в 1718 году. Из дворян. В миру имел гая Иоанн Игнатьев Ушаков Отлучился странствовать в 1743 и был три года. Возвращен и пострижен в Невском монастыре 1747 Переведен в Саровскую пустынь в 1757. А в Санаксарском монастыре был 1759 годе. И монашествовал 48 лет А всего жития 73 года. Маю поболев преставися о Господе февраля 19 числа 1791 году». После поисков эта плита была найдена и краеведческом музее г.Темникова. Но нескольким признакам точно установлено место прикрепления плиты к стене храма.

3.05.1999 года у северной стены собора Рождества Богородицы был заложен раскоп на предполагаемом местонахождении часовни над могилами адмирала Ф.Ф.Ушакова и иеромонаха Феодора (Ушакова). Приблизительные указания на данное место содержались на чугунной плите прикреплённой к стене собора, где сказано: «Против сего места положен бысть первонастоятель иеромонах Феодор...» В настоящее время плита хранится в краеведческом музее города Темникова, Республика Мордовия. Место крепления данной плиты было выявлено перед началом археологических работ. Напротив места прикрепления плиты, на расстоянии 1,30 м от стены собора (ширина современной отмостки) и был заложен раскоп. Размеры раскопа: по линии В-3 - 3 м, по линии С-В - 2,70.

feodor-sanaksarskiy-raka2В западной стороне раскопа, под дёрном и слоем мусора, на глубине 0,20 м была обнаружена кирпичная вымостка толщиною в два кирпича. По всей вероятности, она представляет собой часть пола часовни 1904 года.

На глубине 0,60 м (0,30 м от низа современной отмостки, идущей от стены храма) встречен квадратный белокаменный блок (0,88 х 88 х 0,20), видимо, происходящий от старой отмостки храма, снятой во время реставрации собора в конце 60-х - начале 70-х гг.

Восточное края кирпичной вымостки на 0,60 м и на 0,70 м ниже неё открыта торцовая сторона кирпичной саркофага.

На глубине 0,90 м от современной поверхносги открыта крышка («конек») саркофага, сложенная двускатно из кирпича на известковом растворе. Мод ней был обнаружен четырёхугольный кирпичный саркофаг, ориентированный по линии восток-запад. Стенки саркофага сложены также из кирпича на известковом растворе.

С внешней стороны, в западной стенке саркофага, имелось сквозное отверстие (21 х 18 см), образовавшееся в результате искусственного пролома и прикрытое двумя вертикально поставленными кирпичами. На крышке саркофага (в районе «конька»), в ходе её расчистки, образовалось отверстие в результате падения внутрь склепа сначала одного, а затем ещё двух кирпичей. (В образовавшееся отверстие был виден частично пустой склеп, со свисающими и переплетающимися корнями деревьев. стоявшая под углом доска, к западной его части, и некий «предмет», напоминавший человеческий череп. Через пролом в западной стенке наблюдалась та же картина.)

После снятия крышки, внутри саркофага были обнаружены полуистлевшие и частично обломанные деревянные доски, лежавшие на крышке гроба. Судя по их расположению, они представляли собой деревянное основание, на которое опиралась крышка саркофаг. Древесина «подставы» под крышку- но виду и плохому состоянию отличалась от древесины гроба.

В западной части саркофага, на крышке гроба, лежавшей наклонно с востока на запад, находились человеческий череп (в головном уборе) и нижняя челюсть. Череп располагался на правом боку, лицевыми костями на юг. Нижняя челюсть находилась на 5 см восточнее черепа и стояла на собственном основании, восходящими ветвями вверх. После снятия черепа, под ним, были обнаружены первый и второй шейные позвонки, лежавшие не в анатомической связи. Рядом с черепом, севернее него, на уровне ключицы, лежал (частично заходя под крышку гроба) шёлковый плат с вышитым поверху крестом.

feodor-sanaksarskiy-proslavlenieВнутри саркофаг находился шестигранный (в поперечном сечении) гроб, составное дно которого, судя по его размерам, должно было иметь три доски, но в наличии было только две - отсутствовала средняя. Размеры гроба: западная стенка - 0,82 м; восточная стенка - 0,54 м; северная и южная - 2,10 м.

После снятия крышки гроба открылись человеческие останки без головы, находившиеся в церковном облачении. Из ворота выходил верхний ряд шейных позвонков, располагавшихся в анатомическом положении. Из рукавов на две трети выступали кости кистей рук (правая в районе левого бока, левая - правого локтя), находившиеся не только в полном анатомическом порядке, но и частично не потерявшие связи в суставах. (На некоторых концевых фалангах сохранились ногти.) Из-под нижней части облачения были видны голеностопные суставы ног, также в анатомическом порядке и уходившие внутрь кожаной обуви (типа современных полуботинок без шнуровки).

Следует отметить, что нижняя часть пространства саркофага (гроб, облачение и человеческие останки) была, в буквальном смысле слова, опутана, а иногда даже пронизана насквозь корневой системой берёзы, проникшей сквозь пролом в западной стенке саркофага и в буквальном смысле слова поглотившей все к тому времени ещё сохранившиеся части мягких тканей погребённою тела.
После снятия покрова был открыт скелет человека, лежавшего в вытянутом положении на спине. Все кости, кроме двух коленных чашечек. находились в анатомическом порядке. Позвоночный столб был плавно изогнут влево. Правая рука была в средней степени согнута в локте; кисть, располагавшаяся тыльной стороной вверх, мизинцем и безымянным пальцами опиралась на левое крыло таза. Левая рука, согнутая под прямым углом, лежала поверх правой и кистью, располагавшейся тыльной стороной вверх, опиралась на правую плечевую кость в районе локтя. Кости ног вытянуты. Стопы развёрнуты наружу. Правая коленная чашечка сдвинута на бедренную кость и нижним своим концом обращена к внешней стороне бедренной кости и вбок. Левая коленная чашечка перевёрнута суставной поверхностью наружу.

Саркофаг

В плане саркофаг имел форму усечённой пирамиды. Ширина западной стенки 1.12м, ширина восточной стенки 0.80 м, длина Ю и С стенок 2,39 м. Длина крышки саркофага (по «коньку») 2, 52 м, ширина южного ската 0,68 м, ширина северного ската 0,72 м, таким образом получалось, что крышка нависала над стенками саркофага на 13 м. Саркофаг сложен из кирпича в шесть рядов плюс по два ряда по торцовым стенкам для опоры крышки. Внутренние размеры саркофага: ширина западной стенки - 0,82 м, ширина восточной - 0,52 м, длина стенок - 2,10 м; высота длинных стенок от пола - 0,53 - 0,55 м. высота торцовых стенок - 0,75 м. Пол саркофага выложен в один ряд половинками кирпичей нестандартного размера. Некоторые кирпичи пережжены. Восточная и северная стенки опирались на кирпичи пола. Западная стенка опиралась на кирпичи пола только на протяжении двух третей своей длины, а южная своим основанием опиралась на песок.

Внимательное обследование частей саркофага позволяет сделать вывод о не полном соответствии двух его составных частей - вместилища и перекрытия. Крышка саркофага и саркофаг (кроме верхнею ряда северной стенки) созданы как минимум разными мастерами, а как максимум, что мне представляется более вероятным, в разнос время. Об этом свидетельствует:

- разница в характере кладки (более чёткой и аккуратной у саркофага и, соответственно, наоборот, крышки);

- разница в сохранности и цвете кирпича, более тёмного и худшей сохранности у саркофага и. наоборот, у крышки. Кроме того, опорные плоскости крышки на западной и восточной стенках саркофага сделаны под сводчатообразную крышку, а вскрытая нами крышка имела двускатную форму. Возможно, поэтому под означенную крышку и была сделана деревянная подпора.

Пролом в западной стенке саркофага вероятнее всего был произведен во время работы комиссии, возглавляемой М.М.Герасимовым, которая работала в монастыре в 1944 году в целях обнаружения гробницы адмирала Ф.Ф.Ушакова, похороненного, согласно архивным данным. рядом с гробницей иеромонаха Феодора. Место положения обоих гробниц в 1904 году было отмечено надгробной часовней, разрушенной в 1932 году. Согласно архиву (см. Приложение), М.М.Герасимов произвёл обширные раскопки в районе разрушенной часовни и обнаружил гробницу адмирала Ушакова.

Поскольку гробницы располагались рядом, то весьма вероятно, что вначале раскопщики наткнулись на гробницу иеромонаха Феодора и произвели пробное вскрытие. Изъяв из неё череп и увидев на нём монашеский головной убор, они вернули изъятое назад, поставив череп на уже просевшую крышку гроба и прикрыли проделанное отверстие.

Состояние останков

Состояние останков в целом представляется идеальным, особенно если учесть в сколь враждебной для их сохранности среде они находились. Корневая система берёзы, проникшая в саркофаг за последние несколько десятилетий, «сделала» всё возможное, чтобы нарушить целостность останков. Состояние костной ткани и, в особенности, сохранившаяся часть кожного и волосяного покровов, на черепе и костях рук, а также связки и сухожилия в запястьях и между некоторыми пальцами рук указывают на то, что данные останки необычно долгое время сопротивлялись процессам естественною разложения. Частично нарушенными оказались лишь некоторые к ост и только в тех местах, где корни переплетались с особой интенсивностью - левая часть грудной клетки и верх левой тазовой кости. Разрушению также подверглись и плюсневые кости и кости пальцев ног, вероятно из-за того, что они находились в кожаной обуви.

Состояние облачения

Верхняя часть одеяния сохранилась довольно хорошо, несмотря на то, что разветвленная корневая система берёзы проникла практически везде, не исключая одежды и останков юла, и, естественно, совершила своё необратимое разрушительное действие.

Нижняя же часть одеяний сохранилась в основном фрагментарно к не представляла собой единого целого. Более того, некоторые детали, хорошо прослеживающиеся в верхней части (например, перекрёстные перевязи) в районе ног попросту отсутствовали. Создавалось впечатление. что верхняя и нижняя часть одеяний не представляла собой единого целого: например, передняя часть парамана (крест и верхний шнур (нижний шнур отсутствовал)) были прекрасной сохранности, а собственно параман находился в крайне фрагментарном состоянии. Кроме того, шнур от креста не был прикреплён к параману, а, находясь в связанном состоянии, располагался на правой стороне грудной клетки; создаётся впечатление, что параманный крест был подготовлен как крест нагельный, но так и не был надет на шею и не соответствует тем остаткам парамана, которые находились под останками (см. подробнее в описании обнаруженных облачений).

Исходя из наблюдений о саркофаге, покровах облачения, положении позвоночника и коленных чашечек погребённого, можно сделать вывод о том, что саркофаг был вскрыт и произведено перезахоронение или, по крайней мере, переоблачение останков (возможно только частичное).

Кандидат исторических наук, старшин научный сотрудник Отдела теории и методики Института археологии Российской Академии Наук Ю.Л. Смирнов.

Отчет о состоянии одежд

В момент вскрытия на останках тела были обнаружены:

    1. Практически полностью истлевшее верхнее покрывало черно-коричневого цвета, доходившее до груди, очень тонкой и редкой по текстуре ткани (похожей на марлю).
    2. Епитрахиль яркого зелёного цвета с жёлтым тканым узором мелкого рисунка, практически не выцветшая. Состояние её лучше, нежели покрывала, однако при снятии оказалось, что ткань потеряла гибкость и очень легко расползается (рвётся).
    3. Под правой кистью шерстяные чётки коричневого цвета, распавшиеся на две неравные части. Через каждый десяток узелков находится одиннадцатый, большего размера. Состояние чёток относительно хорошее.
sanaksarskiy-monastyr
  1. Тело обвёрнуто в монашескую мантию, вероятно из тонкой шерсти коричневого цвета, во многих места распавшуюся на отдельные параллельные полоски вдоль но направлению волокон. Поверх мантии тело крестообразно обвязано лентой из ткани того же материала (возможно, по обычаю, отрезанной от мантии по периметру). Перевязь сделана н четырёх местах: на уровне груди, на поясе, на бёдрах, па нижней части голеней. Мантия имеет ворот ник, застёгивающийся двумя небольшими пуговицами, роговыми или пластмассовыми (см. результаты экспертизы). Сзади мантия собрана в сборки (фалды), аналогичные современным.
  2. Под мантией тело облачено в подрясник тёмно-коричневою, почти чёрного цвета изо льна или хлопка. Отчётливо видны манжеты, застёгивающиеся на три пуговицы при помощи вшитых петелек из шнура. Расстояние между пуговицами - приблизительно 3 см. Ворот застёгнут внаклад, также при помощи пуговиц. аналогично современному. Две пуговицы металлические. Состояние подрясника очень плохое, ткань сохранилась фрагментами, при взятии легко рвётся.
  3. Поверх подрясника на поясе находился кожаный ремень шириной 3,5-4 см, хорошо сохранившийся. Пряжка ремня железная, прикреплённая к ремню клёпками, головки которых выглядят, как современные шурупы, с продольной прорезью. К пряжке сверху прилипли лоскутки облачения.
  4. Обнаружен также узкий нательный поясок, с вышитой молитвой, шириной 1.5 см. завязанный узлом впереди, фрагменты которою относительно прочны, отчетливо видны некоторые слова.
  5. На груди обнаружен прекрасно сохранившийся параманный крест обычных размеров. С передней стороны символически изображена «Голгофа», с задней символы Ветхого Завета: завеса Скинии, Ковчег Заве та, Скрижали Завета с десятью заповедями, символически изображёнными римскими цифрами. Шнур вдет только в верхнее ушко креста и положен на груди справа. Задняя часть парамана (плат) сохранилась в очень плохом состоянии в мелких фрагментах. Нижнего шнура не было.
  6. Сзади под шейными позвонками обнаружен фрагмент грубой льняной ткани, возможно власяницы, которая совершенно истлела на теле.
  7. Ноги обуты в кожаные туфли (тапочки) старого покроя с квадратными носами. Хотя фасон туфель прост, но отит состоят из нескольких частей. В задники вокруг пятки вставлены куски бересты для сохранения формы. Нитки истлели, однако сама кожа туфель прекрасно сохранилась. Туфли совершенно определённо были ношены - сохранились складки, появляющиеся на обуви только при ношении.
  8. На голове сохранилась подкладка клобука, собранная в сборку на темени.
  9. Обнаружен шёлковый плат - воздух жёлто-коричневого с пришитым равносторонним четырёхконечным крестом, вышитый цветным узором.
Печатью коллективного антихриста является QR-код

Вся Мне предана суть Отцем моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец:
и Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти.


Поиск по сайту

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!



ЧЕМ ТЫ ДОСАДИЛ ДЕМОНАМ СЕГОДНЯ? ДЕМОНЫ ДОЛЖНЫ ПЛАКАТЬ! ИСПОВЕДУЙСЯ, ПРИЧАЩАЙСЯ, МЕНЯЙСЯ



Бог создал мiр, в котором всё лишь для тебя и ради тебя и люди, и животные, и обстоятельства,
и ситуации в разных вариациях и твои дети. Всё, что окружает тебя, всё лишь для тебя.


Боже мой, Душе Святый, Любовь Божия! Я люблю тебя!

 

Молитва
об изменении неверного держания

Господи Боже, Отче Вседержителю, созидающий меня и весь мир вокруг меня, я снова зрю ту часть творения, которую охватывает взор мой, и в которой не видно никого, кроме населяющих его тварей. Ни Тебя Самого, ни Ангелов, ни Святых, ни бесов.

Для моих физических глаз и ушей, осязания и обоняния в этой комнате нет никого, и если бы не вера и не те доказательства, с которыми мне довелось столкнуться, я бы ни за что на свете не поверил, что этот окружающий меня физический мир полностью нематериален и является всего лишь Твоим ожившим Словом, ставшим для меня по действию Духа Святаго и моим телом, и продолжающей его вселенной. Мы – дерева, насаженные Тобой, на ветвях которых рождаются все плоды добра и зла.

И очень жаль, что во времена неведения я родил столько плодов преслушания, которые проросли и прозябли вокруг жилища моего. Я плодил зло и взращивал его, вместо того, чтобы выкорчевывать и уничтожать. Но по великой милости Твоей поверил, понял и принял решение измениться и изменить почивающий на моем держании мир. Даруй же, Господи, чтобы мое держание стало отныне только Твоим, и ни в моих мыслях, ни в моих желаниях, ни в моих расположениях, ни в чувствах, словах и делах, да не будет ни малейшего участия бесовского, и я стану руководствоваться и управляться в жизни сей только посланным Тобою Ангелом-Хранителем моим. Аминь.


 


Царская Православная Церковь есть сообщество людей, отвергших какое-либо познание зла, ставших на путь полного и всецелого покаяния, стремящихся к исполнению Заповедей Божиих, обретению спасения и стяжанию христианской любви к Богу и всему Его Творению через все даруемые Им церковные таинства.


 



Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Скачать книгу о Благовестии воскресения прп. Серафима Саровского

При полной или частичной перепечатке материалов сайта следует указать источник

ВСТАНЬ НА ПУТЬ ПОЛНОГО И ВСЕЦЕЛОГО ПОКАЯНИЯ!


Яндекс.Метрика