Христос Воскресе! Приветствуем вас на сайте, посвященном Воскресению из мертвых преподобного Серафима Саровского

БИБЛИОТЕКА

Тайна троичности человека

(Из книги "Почему я верю в Бога" /В.Вейник/)

СОДЕРЖАНИЕ

Мозг — не орган мышления

Ю

Юмор — юмором, однако он помогает лучше осмыслить ситуацию и не придавать особого значения ошибочным высказываниям Сеченова и Павлова, за которые так цепко ухватились материалисты и атеисты. Тем не менее, возникает вопрос: может быть, все-таки существуют какие-то доказательства, что человек думает именно мозгом? Таких доказательств нет, а есть прямо противоположные, физиологического и особенно духовного характера, убеждающие, что мозг не есть орган мышления. Начну с изложения некоторых физиологических данных.

Великий русский хирург и ученый, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, как и Павлов, при жизни добившийся признания большевистских властей (лауреат Сталинской премии, профессор хирургии, практикующий священник), но одновременно, в отличие от Павлова, прошедший все круги ада советских тюрем, лагерей и ссылок, приводит следующие примеры своих трепанаций черепа: "у молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 см3 гноя), который несомненно разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все правое полушарие мозга сдавлено почти до невозможности его различить".

Аналогичных свидетельств множество. При посмертном вскрытии черепа у некоторых известных общественных деятелей и ученых тоже было обнаружено отсутствие большей части головного мозга. Любопытно, что выход из строя (повреждение) половины мозга у одного художника сопровождался заметным изменением характера его картин, ибо разные полушария заведуют неодинаковыми восприятиями окружающего мира: левое — волевыми, а правое — художественными. Особенно убедительны случаи, когда у нормального человека вскрытие обнаруживало полное отсутствие головного мозга (см. § 7 гл. XIV ТРП).

В настоящее время составлены подробнейшие атласы анатомии человека, в которых расписана деятельность всех участков головного мозга, в них входят участки, ответственные за деятельность всех органов чувств, но среди них нет ни одного, предназначенного для мышления. Точно также карта коры головного мозга вся испещрена изученными точками, однако в организме все они ведают формированием и построением только мышечных движений различного рода.

Следовательно, мозг, будучи "распорядителем и распределителем всей деятельности организма", "держит в своем в́едении все явления, происходящие в теле" (И.П. Павлов) /выделено мною — В.В./; он же формирует и все внешние проявления тела в окружающей среде, которые сводятся "окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению" (И.М. Сеченов). Все это хорошо подтверждается, например, механической рукой, в свое время продемонстрированной нашими учеными на Всемирной Парижской выставке. Это рука выполняла мысленные приказы человека, на руку которого помещались специальные датчики, через электронику соединенные с механической рукой. Мысль сопровождается мышечными движениями, они улавливаются датчиками, передаются электроникой и повторяются механической рукой, которая берет и переносит различные предметы, например, стакан с водой.

Во сне происходит то же самое. Например, применительно к зрительным ощущениям, ученые проделали такой опыт. Они наклеили на глаза специальные датчики, позволяющие судить о перемещениях зрачков, эти перемещения фиксировались приборами. После пробуждения человек рассказывал о своем сне, и движения зрачков оказывались хорошо согласованными с увиденным им событиями.

Аналогично и "высшее отвлеченное мышление" при мысленном произнесении слов приводит в действие соответствующие мышцы органов и управляющие ими безчисленные нервные клетки коры головного мозга с их синапсами. В результате длительного мышления "голова устает", и это иногда ошибочно воспринимается как доказательство идеи о том, что человек думает мозгом ("головой"). В действительности же он не думает, а лишь говорит головой, сотрясая воздух или не сотрясая его, что тоже утомительно...

Думает ли человек сердцем?

Т

Таким образом, физиологические исследования, наблюдения и специальные опыты свидетельствуют о том, что мозг не служит органом мышления. Но каждый из нас мыслит. Следовательно, мы вновь возвращаемся на круги своя: чем же мы все-таки думаем, где расположен соответствующий орган и что он собой представляет? Попытаемся теперь ответы на эти и другие подобные вопросы искать в духовном мире и его законах. Другого пути не существует. Начнем с нескольких вводных замечаний.

В книге "Термодинамика реальных процессов", в которой изложена общая теория (ОТ) природы, теоретически и экспериментально показано, что рядом с нами и внутри нас существует параллельный мир невидимых тонких и сверхтонких объектов, именуемых душами (пикообъекты) и духами (фемтообъекты). Человек имеет душу и дух, животные обладают только душой, а насекомые и растения не имеют ни души, ни духа. В нашем временном видимом телесном и в вечном невидимом духовном мирах действуют принципиально различные законы: в телесном мире основу законов составляет парадигма, выражающая наши нынешние скоропортящиеся физические представления о нем, а в духовном — Промысел Божий, пути Которого неисповедимы. Поэтому мы не можем непосредственно применить традиционно научные методы для изучения духовного мира, в частности, связанных с ним вопросов мышления.

Вместе с тем духовный мир непрерывно взаимодействует с телесным: как-то изменяет его и оставляет в нем какие-то свои следы. Эти изменения и следы способны служить косвенными признаками, по которым вполне можно судить как о факте существования, так и о некоторых свойствах духовных объектов. Кроме того, имеется безчисленное множество свидетельств людей, побывавших в параллельном мире благодаря своим духовным заслугам или имеющих с ним информационную связь. Все это позволяет ответить на многие интересующие нас вопросы.

Однако, чтобы избежать ошибок, надо твердо помнить, что в параллельном мире существует два типа невидимых служебных духов: добра и зла. Поэтому достоверными можно считать свидетельства только лиц, побывавших в духовном мире по линии Светлых сил и получающих информацию от этих сил. Назначение же темных сил заключается в том, чтобы ложью и лестью вводить в заблуждение и привлекать к себе легковерных с целью погубить. В этих делах за последние две тысячи лет духи зла поднаторели феноменально и проявляют ныне безконечную изобретательность, о чем подробно говорится в гл. Х ТРП. Сейчас средства массовой информации переполнены "сообщениями", "свидетельствами" и "теориями", идущими именно от темных сил, так что каждая истинная информация специально маскируется и гасится десятками ложных.

Мы будем опираться только на Светлые силы, причем предпочтение отдадим самому достоверному источнику, каковым является Библия. Абсолютная истинность Священного Писания строго математически доказана Иваном Паниным. Мне посчастливилось поработать в библиотеке Свято-Успенского Жировицкого монастыря над исходными иудейским и греческим текстами Писания и выборочно убедиться в справедливости выводов Ивана Панина.

Обратимся теперь к Библии. Для начала с ее помощью ответим на первый поставленный нами ранее и практически уже разрешенный физиологическими методами вопрос: думает ли человек мозгом. Кстати, обсуждаемая духовная сторона этой проблемы по необходимости должна составить вторую половину науки психологии, о чем уже упоминалось выше.

Анализ показывает, что в Писании слово "мозг" упоминается только два раза в следующих контекстах: "внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом" (Иов 21:24) и "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр 4:12). Как видим, здесь нет ни малейшего намека на какой-либо мыслительный процесс, связанный с мозгом, следовательно, Библия явно не считает мозг органом мышления, этим лишний раз подтверждается прежний физиологический вывод о том, что в мозге нет участков или точек, ответственных за творение мысли.

Вместе с тем последняя цитата содержит удивительнейшее и неожиданнейшее утверждение, что помышления и намерения гнездятся в сердце. Более детальное ознакомление с ролью сердца показывает, что мысли, мечты, глупость, мудрость, знание, слова и т.д. связаны именно с сердцем, примерами могут служить следующие тексты: "сердце твое знает много случаев" (Еккл 7:22); "все мысли и помышления сердца их были зло" (Быт 6:5); "они злое мыслят в сердце" (Пс 139:3); "мечты сердца своего" (Иер 14:14); "Глупость привязалась к сердцу" (Притч 22:15); "Уста мои изрекут премудрость и размышления сердца моего — знание" (Пс 48:4); "в похотях сердец их" (Рим 1:24).

Спрашивается, можно ли из этого сделать заключение, что человек думает сердцем? Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, надо проанализировать все тексты Библии, касающиеся деятельности сердца. Их можно разбить на три главные группы. Первая группа свидетельствует о том, что входит в сердце, вторая относится к находящемуся (происходящему) в самом сердце, и наконец третья — к исходящему из него. Применительно к первой группе цитирую: "вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их" (Евр 10:16); "любовь Божия излилась в сердца" (Рим 5:5); "страх Мой вложу в сердца их" (Иер 32:40); "в сердце всякого мудрого вложу мудрость" (Исх 31:6); "Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели" (Ис 44:18); "диавол уже вложил в сердце Иуде... предать" (Ин 13:2); "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать" (Деян 5:3); "Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль" (Втор 15:9) и т.д.

О второй группе текстов, повествующих о том, что гнездится (находится, происходит) в сердце, уже говорилось. Примеры текстов третьей группы: "из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Мк 7:21-22); "Излилось из сердца моего слово благое" (Пс 44:2); "Исходящее из уст — из сердца исходит" (Мф 15:18); "от сердца своего произнесут слова" (Иов 8:10); "приходит диавол и уносит слово из сердца их" (Лк 8:12); "приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их" (Мк 4:15) и т.п.

Приведенные и многочисленные другие подобные тексты с несомненностью свидетельствуют, что все, находящееся и происходящее в сердце, поступает в него извне. Внимательное сравнение текстов первой и третьей групп показывает, что пришедшая информация приобретает в сердце дополнительную конкретную эмоциональную "окраску" и в таком "окрашенном" виде передается в "биоскафандр" и, при необходимости, далее в окружающую среду. Согласно физиологическим исследованиям, передача информации внутри "биоскафандра" происходит с помощью мозга и нервной системы. Следовательно, сердце не есть орган мышления, оно выполняет роль некоего приемно-передающего устройства, или, согласно современной терминологии, ретранслятора, одновременно являющегося также органом эмоций (чувств).

Более того, эмоции всегда неизбежно усиливают или ослабляют полученную информацию, в пределе она может быть или крайне преувеличена, или даже отвергнута.

Следовательно, сердце — это и ретранслятор, и орган чувств, и своеобразный эмоциональный фильтр. Работа этого фильтра очень напоминает то, что происходит в любой ЭВМ (компьютере), которая анализирует пришедшую информацию по заранее заданной программе, преобразует ее предписанным образом и передает результаты дальше по назначению, в соответствии с программой; она обладает также определенной памятью. Очевидно, что такое преобразование информации никакого отношения к процессу творения мысли не имеет. Благодаря имеющемуся сходству сердце в области мышления вполне можно грубо уподобить своеобразному "эмоциональному компьютеру", это сравнение нам еще пригодится, далее (в разделе 7) оно будет уточнено.

Эмоциональная сторона работы сердца хорошо согласуется с данными и словами нашего гениального хирурга архиепископа Луки Войно-Ясенецкого: "Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом... Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения".

Чувства в сердце настолько существенны, что Библия о его моторной работе даже не упоминает.

Творит мысль только Всевышний

И

Из первой группы библейских текстов видно, что фактически изначальным источником и творцом всех мыслей служит только Бог (и в определенной ограниченной мере дьявол, или сатана). И никто больше. Через соответствующие иерархии служебных духов (Ангелов) информация поступает к человеку.

Лукавый действует аналогичным образом через свои иерархии падших ангелов, разумеется, если ему это попустят по нашим грехам безконечно более могущественные Светлые силы. Когда, согласно библейским текстам, дьявол уносит (сатана похищает) слово, то это значит, что в результате соответствующего попущения он через падших ангелов подменяет Божественные установления своими мерзостями.

Чтобы проследить путь дальнейшего продвижения информации, надо вспомнить акт творения человека. В Библии сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт 2:7). Следовательно, в человеке, состоящем из тела (праха, "биоскафандра") и души, главное — это душа: она оживляет и одухотворяет человека, олицетворяет его личность (вспомним: "каковы мысли в душе его, таков и он" — Притч 23:7).

Однако для избежания недоразумений надо обязательно иметь в виду многозначность этого слова: в Библии под душой иногда понимается собственно душа, иногда — дух, часто — душа вместе с духом, иногда — жизнь, а иногда — человек в целом. Это легко понять, ибо Библия диктовалась разным людям, в разные эпохи, в разных странах и на разных языках. И вообще, чтобы не ошибиться, нельзя выхватывать из Библии отдельные слова. Надо всегда проанализировать всю совокупность однотипных понятий. Но иногда бывает, что ключом к пониманию этой совокупности может служить именно отдельное ее слово.

Думает ли душа человека?

Н

Наличие у человека собственно души и духа подтверждается текстом: «слово Божие... проникает до разделения души и духа» (Евр 4:12). «Дух есть душа нашей души» (еп. Феофан Затворник). Это вынуждает более детально познакомится со свойствами души и духа.

Об интереснейших свойствах комплекса душа-дух рассказывают люди, побывавшие в реанимации в состоянии клинической смерти. Больше половины из них помнят, что они вдруг оказались вне своего тела, парили над ним, видели и слышали все действия и слова врачей, видели плачущих родственников, пытались обратить на себя внимание присутствующих, однако их никто не видел и не слышал; затем они вдруг начали чувствовать свое тело, войдя в него. Любопытен случай, происшедший со слепой женщиной: покинув тело, она увидела и потом в подробностях рассказала о всех действиях медицинского персонала; отсюда прямо следует, что вне тела Функционируют уже не телесные, а так называемые духовные очи.

Мне известны 28 книг на эту тему, опубликованы тысячи статей, миллионы людей испытали подобные состояния, многие лаборатории мира изучают эти процессы. Все они однозначно свидетельствуют о том, что вышедшая из тела душа с духом продолжает мыслить, чувствовать, жить, то есть имеет прямое отношение к процессу мышления и сохраняет все свойства личности, ее вечную суть. Указанные Факты окончательно и безповоротно отнимают процесс мышления у «биоскафандра» с его истлевающим после успения сердцем и мозгом и передают этот процесс душе и духу. Кто же из них мыслит? И мыслят ли они вообще?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать все библейские тексты, относящиеся к собственно душе и духу. В Писании им посвящено текстов много больше, чем сердцу. Как и прежде, их тоже можно разбить на три аналогичные группы. Анализ этих групп показывает, что душа заботится в основном о благополучии тела, плоти, то есть о земном, а дух — о духовном, о вышнем. Иными словами, «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:17). В соответствии с этим и люди бывают порабощенные грехами плоти, неверующие, «душевные» (Иуд 19), или устремленные к Богу, духовные. Следовательно, нас больше всего должен интересовать дух, а не душа.

Дух, согласно первой группе текстов, получает информацию от Бога или от лукавого. Из второй группы текстов следует, что полученная информация определенным образом «окрашивается». В таком преобразованном виде она исходит из духа, что видно из третьей группы текстов.

Из сказанного должно быть совершенно ясно, что дух не является самостоятельным органом мышления. Тем более — душа.

Интересно сопоставить сердце и дух. Сравнение входящей и исходящей информации показывает, что между сердцем и духом, являющимся вторым ретранслятором, есть существенная разница: если сердце анализирует, Фильтрует и окрашивает информацию по признаку эмоциональному, то дух анализирует, Фильтрует и окрашивает ее по содержанию, по смыслу, как бы играет роль критического ума, разума — «компьютера» с интеллектуальной программой и памятью. Вспомним: «дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов 32:8); «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух в́едения и благочестия» (Ис 11:2); «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства» (Пс 31:2) и т.п.

Следовательно, пришедшая извне информация подвергается «цензуре» дважды: интеллектуальным и эмоциональным отделами «компьютера» человека, духом и сердцем, умом и чувствами. На это накладываются еще желания плоти и воздействия окружающей среды. И все это через мозг передается «биоскафандру» для исполнения. Поразительная по своей сложности картина!

Остается еще выяснить, где находится душа с духом и сделать несколько попутных замечаний. Местоположение души определяется легче всего, ибо Писание говорит об этом открытым текстом: «душа тела в крови... всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев 17:11,14); «кровь есть душа: не ешь ее: выливай ее на землю как воду; не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во веки» (Втор 12:23-25) и тд.

В связи с этим становится понятной та удивительная роль сердца как органа чувств и Фильтра, через который прокачивается кровь, содержащая душу со всей поступающей извне информацией. Кровь, в свою очередь, распространяется через кровеносную систему по всему организму, включая и мозг. Окончательно интересующая нас цепочка передачи информации приобретает вид: Бог (или лукавый) — дух с душой — сердце с его системой кровообращения — мозг с его нервной системой — «биоскафандр» с его внутренними и внешними проявлениями. Невольно в безсилии разводишь руками, пытаясь осмыслить все невообразимое многообразие и сложность взаимных влияний духовного и телесного миров в человеке. Вот вам и психология!.

Одновременно возникает целый ряд принципиально важных духовных вопросов, помимо моральных, нравственных, этических и прочих — о допустимости переливания крови, пересадки сердца и других органов и тд. То же самое относится и к пересадке костного мозга, ибо сказано: «Кости его наполнены грехами» (Иов 20:11), то есть вредной информацией. Подобных текстов в Библии множество. Медикам есть над чем поразмышлять, имея в виду, что Писание абсолютно истинно. Конечно, Библия не учебник по ФИЗИОЛОГИИ, психологии и духологии, она не дает детального описания «конструкций» телесных и духовных объектов, не все нам положено знать, но кое-какие содержащиеся в ней знания могут оказаться полезными в деле замедления наблюдаемого Физического и духовного вырождения человечества. Не случайно ведь церковь сатаны с ее кровавым вампиризмом (существует еще и хрональный энергетический вампиризм, менее страшный, но тоже способный привести к смерти, имею подобные примеры), каббализм и оккультизм, колдуны и чародеи пользуются кро-вью для своих темных ритуальных целей. Да и сама медицина часто находится под их влиянием.

Интересен также вопрос о выходе души из тела и о ее всевозможных «путешествиях» вне тела. Многие любители острых ощущений этим занимаются, существует даже обширная рекламная литература на эту тему. Однако сказано: «вошел в них дух жизни от Бога» (Откр 11:11); «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух» (Еккл 8:8); «В Его руке душа всего живущего» (Иов 12:10); «отнимешь дух их — умирают» (Пс 103:29). Иными словами, выход души из тела — это смерть. Однозначно. Следовательно, человек в принципе не способен ни удержать душу, ни вывести ее из тела, ни вернуть ее назад. Это может сделать только Всевышний. Но Он лишь очень ограниченному кругу святых дарует такую милость, когда они посещают райские обители. Для обычного человека этот эФФект недоступен. Следовательно, все описанные в рекламной литературе случаи и инструкции — это наваждения сатаны со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями.

Поскольку в руке Бога находится душа всего живущего, постольку лукавому приходится довольствоваться тем, что он через «компьютер», мозг и «биоскафандр» человека, который ему предался, создает иллюзию всех эффектов, связанных с выходом души из тела. Это напоминает кино, причем самое совершенное, со всеми видами ощущений и чувств. Сновидения имеют аналогичную природу. Так что в действительности никакого выхода из тела не происходит, все это бесовские наваждения. К категории наваждений относятся также контактерство — «связь» с «внеземными цивилизациями», «путешествия» на другие планеты и галактики и т.п., многие случаи полтергейста и НЛО, гипноз и т.д. Сюда же относится часто упоминаемое в печати зомбирование, фактически представляющее собой разновидность гипноза.

Но настоящий зомби — это совсем другое. Это предварительно умерщвленный человек, из которого вышел его собственный дух. В ходе ритуала призывания сатаны вышедший дух подменяется бесами, и человек движется ими, как кукла. Разрекламированное же по телевидению «оживление» мертвеца — это примитивный полтергейст, телекинез, когда колдун вызывает бесов, и они поднимают и передвигают безжизненное тело наподобие мебели, посуды, камней и т.п.

Находясь в состоянии духовного голода, невежества и одичания, люди легко улавливаются на всю эту сатанинскую экзотику. Это легко понять, ибо «голодной душе все горькое сладко» (Притч 27:7). Однако не следует забывать и такую грозную заповедь: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис 5:30)...

Главные тайны мышления

Д

Для начала изложим некоторые соображения, поясняющие, углубляющие и обобщающие высказанную выше компьютерную аналогию. Это позволит лучше понять, почему только Всевышний способен творить мысль.

Очевидно, что Вседержитель не может быть Вседержителем, если право творить он передаст Своему творению. Тогда это творение было бы похоже уже не на сотворенное., а на рожденное, подобно Иисусу Христу — Богу. Вседержание возможно только в том случае, если обезпечен абсолютный контроль; при этом взаимоотношения между Творцом и Его творением должны строиться, грубо говоря, по компьютерной схеме: Творец творит («конструирует») необходимый Ему «компьютер» и задает ему устраивающую Его программу с соответствующей памятью. Сотворенный «компьютер» может быть весьма совершенным, но он никогда не сможет стать таким, как Творец, что и требуется для обезпечения абсолютного контроля.

В соответствии с этим надо различать творческое мышление Творца и программное мышление творения — духов и человека. Программное мышление всегда ограничено рамками заданной программы, объемом памяти, совершенством «компьютера» (талантами человека и духов). Бесовские «компьютеры» самонастроены только на зло: лгать, крушить и ломать. От них-то мы и получаем злокозненную информацию. У человека «компьютер» неизмеримо слабее, чем у лукавого, поэтому человеку самому, без помощи Божией, не под силу с ним бороться.

Верующего не должна смущать компьютерная аналогия, по той причине, что программное мышление, сотворенное Богом, невообразимо совершенно. Это видно хотя бы из того, что уже умеют делать современные компьютеры, созданные самим человеком. Например, в Минске есть Институт изобретающих машин. В память компьютера заложены около трех миллионов различных патентов, идей и изобретений. Путем комбинации имеющихся в памяти элементов компьютер способен очень быстро изобрести заданное устройство, обладающее необходимыми свойствами. Эти изобретающие машины повсюду на выставках получают золотые медали и премии.

Когда по Божию попущению бесы захватывают волю человека, они через его «компьютеры», как на клавишах, начинают управлять всеми Физиологическими Функциями организма. В частности, это они через мозг демонстрируют «выход» души из тела, «путешествия» на другие планеты и галактики и т.д. Они же показывают нам сны.

Теперь мы подошли к расшифровке самой важной, интересной и захватывающей тайны мышления. Она может быть освещена только с помощью духовных законов, о ней свидетельствуют упомянутые ранее тексты: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать» и «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль». Отсюда явствует, что человек в принципе может и не допустить лукавого в свое сердце. Спрашивается, как это можно сделать? Это самый трудный вопрос, можно сказать, проблема проблем. Остановимся на ней подробнее.

Бог никогда не прибегает к непосредственному воздействию на каждую отдельную личность, если может воспользоваться заложенными Им в человеке автоматически срабатывающими естественными механизмами регулирования. Таких механизмов имеется большое множество, они усложняются по мере перехода от телесного мира к духовному. Например, в теле есть механизмы автоматического поддержания на постоянном уровне температуры тела, давления крови и т.д. Крайне интересен хрональный механизм автоматического заболевания тела под действием совершаемых человеком грехов, здесь стыкуются уже телесные и духовные законы, это описано в гл. V («О тайнах здоровья»). Но самые поразительные, сложные и порой страшные механизмы задействованы в духовном мире, в частности, в процессах мышления.

Чтобы лучше понять первый автоматически срабатывающий духовный механизм, связанный с мышлением, надо вспомнить, что с рождением человеку даруются жизнь, талант и свобода воли. Если он добровольно отказался от жизни или талант свой «закопал в землю», то за этим последует неминуемое наказание, придется отправиться «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Но свобода воли — это нечто иное. С одной стороны, это дар, достойный Бога, ибо Сам Бог абсолютно свободен, и Он хочет, чтобы Его «образ и подобие» — человек — любил Его не по принуждению, в добровольно, именно поэтому дух и сердце наделены способностью анализировать и Фильтровать (выбирать) поступающую извне информацию. С другой стороны, это крайне ответственный, трудный и опасный дар, ибо редко кому удается распознать истину, то есть воспользоваться им во благо.

Вообще говоря, человек, обладающий свободой воли, мог бы встать в горделивую позу и сказать: «А я не хочу знать ни Бога, ни лукавого, я желаю жить сам по себе, независимо ни от кого». Чтобы исключить такую возможность и одновременно не лишить человека свободы выбора, Господь сотворил его неспособным самостоятельно мыслить: он может лишь выбирать из того, что ему предлагается в готовом виде от Бога и сатаны. Для этого служат соответствующие интеллектуальный и эмоциональный «компьютеры», как бы бездумные «железки», снабженные программами и памятью. Благодаря такому механизму, поражающему своей гениальной простотой и мудростью, человек автоматически вынужден добровольно выбирать между добром и злом, между делами Бога и делами лукавого. Ибо все, что бы человек ни подумал, ни сказал и ни сделал, — все это Фактически уже есть акт выбора либо Бога, либо сатаны. Третьего не дано. Приведенные гордые слова — к сожалению, их приходится слышать чаще всего — принадлежат лукавому. В них существен только отказ от Бога ревнителя (Исх 34:14; Втор 6:15; Наум 1:2). А сатану вовсе не смущает отказ от него, его цель — заполучить душу любой ценой.

Трудность проблемы выбора заключается в том, что свыше, от Бога, информация подается смиренно и кротко, а затем следует непрерывная, настойчивая и агрессивная обработка ума и чувств снизу. И человек может не устоять перед натиском лукавого, который действует ложью и лестью, «ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8:44). Не случайно ведь хитроумный Талейран, неоднократно предававший своих сюзеренов, поучал: никогда не поступайте по первому побуждению, ибо оно, как правило, наиболее благородное — вначале звучит голос совести, а затем снизу идут подсказки более выгодных, но менее достойных вариантов; по ним обычно человек и поступает.

Следовательно, практически мы почти всегда находимся под воздействием бесовских помыслов. Начальный греховный помысел именуется прилогом, за него человек не ответит, даже если он очень хульный, ибо заранее известно, что это не наше. Если мы посочувствуем ему, то это уже сочетание, отгоняется молитвами. Долговременное увлечение помыслов называется пленением, далее идет страсть (грех), а за нею — прелесть. В состоянии прелести одержимый бесами человек воображает, будто он общается с Богом, Богородицей, святыми, либо мнит себя прозорливцем, чудотворцем, мессией и т.п., к ним относятся парацелители, экстрасенсы, колдуны, контактеры и т.д.

Все эти проделки лукавого построены на лжи («лесть» — обман), поэтому он тщательно скрывает свое существование. Светлые духи тоже себя не рекламируют, чтобы не давить на волю человека своей очевидностью, любовь к Богу должна быть построена на вере. И те, и другие духи показывают себя лишь святым и большим грешникам. Ужасны видимые явления бесов грешникам в состоянии прелести, сейчас такие случаи очень часты.

Опасность проблемы выбора связана с тем, что «до ревности любит дух, живущий в нас» (Иак 4:5). Поэтому малейший интерес, проявленный к делам сатаны, отдаляет от Господа Бога. Это развязывает руки лукавому в большей или меньшей степени, в зависимости от тяжести содеянных прегрешений. При смертных грехах Господь может попустить, и волю человека захватят бесы. Тогда начинаются различные психические болезни, беснование, вплоть до команд совершить преступление или самоубийство — это самый приятный для сатаны исход. Имею много таких примеров.

Медикам хорошо бы научиться различать психическое заболевание, вызванное одержимостью бесами, и заболевание, связанное с хрональным механизмом автоматического воздействия грехов на «биоскафандр», что пояснено в гл. V («Тайны здоровья»). Моя статистика показывает, что психиатрам, которые не ведут православного церковного образа жизни (исповедь, покаяние, благословение, причащение Тела и Крови Христовых), грозит быстрое превращение под влиянием бесов своих пациентов из врачевателей в пациентов, примеров не меньше. Профессия этнографа тоже способствует одержанию бесами из-за общения с духовным миром примитивных народов. Тому же благоприятствует профессия программистов ЭВМ, имеющих дело с компьютерными играми и т.п.; сами эти игры особенно опасны для детей. В группу повышенного риска входят работающие над созданием искусственного интеллекта, который в принципе невозможен.

Таким образом, весь промежуток между полюсами Бога и сатаны принадлежит последнему, поэтому он лукаво внушает своим жертвам, что ничего страшного нет, если человек в чем-то и отступит от Господа. Часто приходится слышать: «Ну, что вы всё: Бог и сатана, белое и черное, как будто не может быть серого, смеси белого с черным». Может быть! но все это от лукавого, не будем себя обманывать. Сейчас большинство людей попадает в расставленные сети именно по линии серости, как в смысле полного своего невежества, так и в указанном выше смысле, когда проявляется нездоровый интерес, опасное любопытство к различного рода аномальным бесовским соблазнам.

Второй автоматически срабатывающий духовный механизм заключается в том, что отступлениями от Бога неизбежно повреждаются дух и сердце, ум и чувства. Разумеется, речь идет о повреждениях сердца не как мотора, а как органа чувств, духовного органа. Это напоминает механизм автоматического управления хворями под действием грехов. Следовательно, грехами оскверняется не только телесное, но и духовное здоровье. В Библии неоднократно говорится о различных Формах поврежденное™ духа и сердца, то есть об их нечистоте. Кстати, порче подвержена также и совесть человека, имеющая прямое отношение к духу, об этом свидетельствуют, например, тексты: «совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1 Кор 8:7); «осквернены и ум их и совесть» (Тит 1:15); «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим 4:2) и тл. Для полноты картины надо добавить, что в момент крещения человеку придается еще служебный дух — Ангел-хранитель — наставник души и тела: чем сильнее человек отступает от Бога, тем дальше отстраняется от него Ангел.

Для лучшего объяснения механизма повреждения духа и сердца целесообразно вернуться к компьютерной аналогии. При отступлении от Бога повреждаются, точнее, автоматически изменяются и искажаются программы и память, с помощью которых приходящая извне информация анализируется, преобразуется и передается «биоскаФандру» для исполнения. В результате интеллектуальный и эмоциональный «компьютеры» с искаженными программами и памятью перестают «понимать» и реагировать на информацию, поступающую по линии Бога. В пределе, подобные люди «своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся» (Мк 4:12). Неверующие — «Это люди... душевные, не имеющие духа» (Иуд 19). И мудрость у них «земная, душевная, бесовская» (Иак 3:15). Очень часто приходится общаться с такими людьми лично и по переписке. Удивительна их зашоренность, особенно активная и агрессивная у сектантов — это верный признак их запрограммированности лукавым.

Обсуждаемый механизм интересен тем, что, в принципе, все органы чувств могут быть «удержаны» от восприятия внешней действительности. Вспомним: «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лк 24:16). Человек может даже не увидеть и не услышать сигналов мчащегося на него поезда или автомобиля, случается и такое. Страшное состояние. К счастью, отняв у нас способность самостоятельно мыслить, Господь даровал нам два анализирующих отдела у «компьютера» — интеллектуальный и эмоциональный: при повреждении одного из них иногда может спасти второй.

Интересно, что в вопросах веры чувства играют более важную роль, чем знания. Поэтому в прежние времена, в условиях ограниченных знаний, ведущую роль играл эмоциональный «компьютер», верующих было больше и они веровали более глубоко. С развитием науки и общества интеллектуальный «компьютер» стал преобладать, и произошло массовое отступление от веры, длящееся до наших дней. Начавшееся не так давно возвращение к вере может облегчиться в связи с последними научными открытиями Ивана Панина и сверхтонкого параллельного мира, этому должен способствовать уже сам интеллектуальный «компьютер».

Любопытно, что такая же закономерность характерна и для отдельно взятого человека: при малых знаниях он легко верит, в ходе обучения вера постепенно растрачивается, а на высоком уровне эрудиции человек вновь возвращается к вере. Именно поэтому все настоящие, истинные ученые — верующие. Кстати, у мужчин преобладает интеллектуальный «компьютер», а у женщин — эмоциональный, поэтому верующих значительно больше среди женщин, они же сохраняют веру в периоды гонений. Из этого свойства проистекает и их так называемая женская логика.

Наконец, третий духовный механизм заключается в том, что человек сотворен Господом в виде «сосуда», который сам вообще ничего не может. Мотив сосуда звучит в Библии неоднократно. Например, в адрес Савла, ставшего впоследствии апостолом Павлом, Господь сказал: «он есть Мой избранный сосуд» (Деян 9:15). И еще: «сосуды отроков чисты» (1 Цар 21:5); «чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения» (1 Фес 4:4) и т.п. Следовательно, все мысли, чувства, слова, побуждения, поступки, идеи, изобретения, открытия, произведения искусства и т.д. «наливаются» в этот сосуд извне. Уже одного этого механизма вполне достаточно, чтобы увериться, что человек не может мыслить самостоятельно.

В третьем механизме обращает на себя внимание его всеобщность, универсальность. Безсилие человека самому что-либо сделать подтверждается текстом: «малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?» (Лк 12:26). В это «прочее» входит все, в том числе способность человека реализовать на практике свою свободу воли и даже спастись от лукавого. О возможности самостоятельного спасения Господь говорит прямо: «человекам это невозможно", Богу же все возможно» (МФ 19:26).

Поразительные слова! Поначалу положение представляется даже совершенно безвыходным: человеку дарована свобода выбора между Богом и сатаной, но он ею безсилен воспользоваться. Однако эта трудность преодолеваются с помощью еще одного — четвертого, самого важного, — духовного механизма, выраженного словами: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4:6; 1 Пет 5:5). Следовательно, решение всех проблем — в смирении и кротости, в подражании Самому Господу Иисусу Христу, Который говорит: «Я кроток и смирен сердцем» (МФ 11:29). Подобные же тексты: «Итак облекитесь... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол 3:12); «кротость покрывает и большие проступки» (Еккл 10:4); «кроткие наследуют землю» (Пс 36:11) и тд.

Как это неприемлемо и трудно для нашей гордыни, внушаемой лукавым!.. Однако из предыдущего должно быть ясно, что гордиться нам абсолютно нечем, ибо ничего своего мы не имеем, все нам дается. Следовательно, другого выхода просто нет: надо со смирением и кротостью предаться воле Божией, именно Божией — это безконечно лучше, чем воле сатанинской. Поэтому-то все святые всегда стремятся передать свою свободную волю, пока она еще свободна, Господу, иначе ее обязательно перехватят бесы. Полезно также не забывать слова Господа Иисуса Христа: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5); «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). И этот путь лежит через Православную Церковь, ибо Отец славы «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (ЕФ 1:22-23). Наивно думать, что усилием своей собственной воли можно преодолеть бесов: они играют в поддавки, только когда завлекают человека в свои сети; в остальном же, как выразился преподобный СераФим Саровский, «малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю». Лукавый побеждается только смиренным и кротким обращением к помощи Божией.

Обо всем надо просить и за все благодарить Господа: «с благодарением открывайте свои желания перед Богом» (Флп 4:6), «благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (ЕФ 5:20). Через Церковь Он очистит дух и сердце, исправит программы «компьютеров» и душу с «биоскафандром». Чаще просите Божию Матерь. В трудных случаях, или если отказала память «компьютеров», обращайтесь к Ангелу-хранителю, у него память абсолютная. Обращайтесь к святым, особенно к своему скорому помощнику, имя которого носите. Тогда обязательно благоустроятся все три Божиих дара: и жизнь, и таланты, и свобода воли, которою будет руководить Бог.

«Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (МФ 7:7-8; Лк 11:9-10); «должно всегда молиться и не унывать», докучать, «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк 18:1,7-8). Не забывая, конечно, прилагать к этому свой безконечный труд...

Творение мысли — это чудо

В

В человеке духовный мир неотделим от физического, мы только не замечаем проявлений в нас чудес истинных. Очень характерен процесс творения мысли, назовем его творческим мышлением. В этом вопросе мы проявляем полное невежество, как это и положено по отношению к чудесам. Разобраться помогает все та же Библия.

С рождением человеку даруется жизнь, таланты и свобода воли (ТРП, с. 658). Он совершает страшное преступление, если отказывается от жизни или не реализует свой талант. В первом случае он сразу же попадает в ад: самоубийц даже отпевать в Церкви и хоронить на православном кладбище запрещалось. Во втором случае человек, закопавший свой талант в землю, после успения отправляется "во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф 25:30).

Люди получают в дар разные таланты: "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания... иному вера... иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор 12:8-11). При этом в неодинаковых количествах: кому-то даруется "пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе" (Мф 25:15). И задача человека — преумножить эти таланты: "Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший" (1 Кор 12:31). Однако здесь есть ряд немаловажных тонкостей.

Одна из проблем заключается в том, чтобы вовремя обнаружить в себе эти таланты; некоторым до конца дней так и не удается это сделать, а обратиться к Дародателю они не догадываются. Другая тонкость обусловлена необходимостью с предельным напряжением и постоянным благодарением развивать свой талант, ибо не трудиться — это значит закопать талант в землю (даже если ты его и не сумел обнаружить) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Самая же серьезная проблема связана с нашим неправильным пониманием истинного механизма творческого мышления. Анализ библейских текстов показывает, что среди талантов, дарованных человеку, полностью отсутствует дар творения мысли, то есть дар мышления. Ошеломляющее открытие, но так есть, и тут ничего поделать нельзя.

Секрет в том, что человек есть "сосуд", который своего ничего не имеет и сам ничего не может, "ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:5); и в другом месте: "и малейшего сделать не можете" (Лк 12:26). Это "ничего" относится ко всему, включая и процесс мышления.

Более подробное ознакомление с проблемой по библейским текстам приводит к выводу, что все мысли, побуждения, чувства, слова, поступки, идеи, сны приходят только от Бога и, в определенной мере, от лукавого, обладающего весьма совершенной формой программного мышления (о разнице между творческим и программным мышлением см. § 7 гл. VI). Именно они являются первоисточниками человеческого (тоже программного) мышления. В человеке же, как в компьютере, происходит лишь прием, оценка, переработка по определенной программе и дальнейшее применение полученной информации с использованием свободы воли, свободы выбора между делами Бога и сатаны.

В соответствии с изложенным, процесс творения мысли, входящий в компетенцию Всевышнего, не поддается научному определению и поэтому должен быть квалифицирован, как величайшее чудо. Остается теперь выяснить, какую роль во всей этой истории играет человек с его мозгом.

Человек есть чудо-компьютер"

С

Сравнительный анализ всех библейских текстов, относящихся к мозгу, сердцу, душе, мыслям, уму, разуму, мудрости, глупости свидетельствует о том, что мозг не имеет никакого отношения к процессу творения мысли. Физиологические исследования подтверждают этот вывод, так как в головном мозге нет ни одного участка, ответственного за мышление. Главное назначение мозга — это управлять всеми внутренними процессами жизнедеятельности "биоскафандра" и его внешними проявлениями.

Особое значение имеют сердце и дух, находящийся в душе, местом пребывания которой служит кровь. Сердце является главным органом чувств, его насосные функции в Священном Писании даже не упоминаются. Информация свыше (или снизу, от лукавого) поступает в сердце, в нем она анализируется по определенной программе, "окрашивается" и "фильтруется" с позиций чувств, и затем передается мозгу для исполнения через "биоскафандр".

Иными словами, сердце играет роль своеобразного эмоционального "компьютера", программой работы которого управляют светлые и темные силы. Подобно всякому обычному компьютеру, эмоциональный обладает памятью, способен к научению (вспомним условные и безусловные рефлексы), но творить мысль он не в состоянии. Врожденные способности и таланты определяются совершенством дарованного Господом "компьютера".

Дух человека играет роль аналогичного "компьютера", но только с интеллектуальным уклоном. Приходящую свыше (или снизу) информацию он анализирует по своей программе, "окрашивает" с позиций ума, "фильтрует" и передает в мозг для "биоскафандра".

Чистые сердце и дух слушают Бога, у них программа неповрежденная, так бывает у детей до семи лет. Информация лукавого повреждает программу, при этом программа может быть испорчена до того, что люди "своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся" (Мк 4:2). К сожалению, сейчас это — наиболее часто встречающийся случай.

В вопросах веры чувства имеют более важное значение, чем знания. На Руси всегда преобладала роль эмоционального "компьютера", на Западе — интеллектуального, соответственно различаются образ жизни, культура, наука и т.д. Это хорошо было подмечено И.А. Ильиным. Не случайно он говорит, что "русская идея есть идея сердца". Перед революцией на Руси произошел перекос в сторону интеллектуального "компьютера", и сейчас мы наблюдаем катастрофические последствия этого перекоса.

Таким образом, человек представляет собой двойной чудо-"компьютер", обладающий программной формой мышления, правда, много менее совершенной, чем у лукавого. Одновременно в нем заложены безконечно сложные системы автоматического управления и взаимного влияния духовных и физических законов, здесь наука безсильна. Это тоже чудо из чудес.

При такой "конструкции" вся умственная и психическая деятельность оказывается легко контролируемой и управляемой духами без нарушения свободы воли человека. Например, духам ничего не стоит сделать его психом, преступником или самоубийцей — это бывает очень часто, если "ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль" (Деян 5:3). Им нетрудно мгновенно сменить даже разговорный язык, как это случилось при строительстве Вавилонской башни, либо даровать человеку сразу много языков, что произошло о апостолами в праздник Троицы (Пятидесятницы), например, для этого могут быть задействованы разные духи и т.п.

Интересно, что ни светлые, ни темные силы не заинтересованы открыто показывать себя, поэтому все они невидимы: первые — чтобы не подавлять волю человека своей очевидностью и не превратить его в робота, вторые — чтобы не запугать его раньше времени и не отвратить от себя; причем первые действуют смиренно и кротко, вторые — агрессивно и настойчиво, ложью и лестью, иначе кого может соблазнить эта мерзость. Откровенный показ начинается лишь после достижения человеком определенного уровня развития в направлении делания добра или зла.



СКАЧАТЬ основные материалы сайта «Великая Дивеевская Тайна - Пасха Святой Руси»

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

При полной или частичной перепечатке материалов сайта следует указать источник


Яндекс.Метрика