Христос Воскресе! Приветствуем вас на сайте, посвященном Воскресению из мертвых преподобного Серафима Саровского

ВЕЛИКАЯ ДИВЕЕВСКАЯ ТАЙНА

СОДЕРЖАНИЕ

СЛОВО СВТ. АРХИЕПИСКОПА ИОАННА
"ОЖИВУТ ЛИ КОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ?"

Н

ioann-shanh Не было предела скорби и унынiю древнихъ iудеевъ, когда разрушенъ былъ Iерусалимъ и сами они были отведены въ рабство Вавилонское. "Где сутъ милости Твоя древнія, Господи, имиже клялся еси Давиду", — взывали они (Пс. 88, 50). "Ныне же отринулъ еси и посрамилъ еси насъ ненавиедящіи насъ расхищаху себе и во языцехъ разсеялъ ны еси"(Пс.43, 10-3).

Но когда, казалось, не было надежды на спасенiе, находившiйся также въ плененiи пророкъ Iезекiиль удостоился дивного виденiя. "Бысть на мне рука Господня," (Iезъ. 1, 3) — говоритъ онъ о томъ. Невидимая Десница Господня поставила его среди поля, полного костей человеческихъ. И вопросилъ его Господь: "Сыне человече, оживутъ ли кости сiя?". "Господи Боже! Ты веси сiя," (Iезъ. 37, 3) — отвечаетъ пророкъ. Тогда гласъ Господень повелелъ пророку сказать костямъ, что дастъ имъ Господь духъ жизни, облекши ихъ жилами, плотiю и кожей. Изрекъ пророкъ слово Господне, раздался гласъ, затряслась земля и кости стали совокупляться, кость къ кости, каждая къ составу своему, появились на нихъ жилы, плоть выросла и покрылась кожею, такъ что все поле стало полно телъ человеческихъ, только душъ не было въ нихъ. Снова слышитъ Господа пророкъ и по повеленiю Его прорекаетъ слово Господне, и отъ четырехъ странъ слетаются души, входитъ духъ жизни въ тела, они встаютъ, и поле наполняется собранiемъ множества людей.

И сказалъ Господь: "Сыне человечь, сiя кости весь домъ Израилевъ... глаголютъ — погибе надежда наша, убiени быхомъ... се Азъ отверзу гробы ваша и изведу васъ отъ гробъ вашихъ, людiе мои, и дамъ духъ Мой въ васъ, и живи будете, и поставлю вы на земли вашей" (Iезъ. 11, 12-14).

Такъ открылъ Господь Богъ Iезекiилю, что непоколебимы Его обетованiя и кажущееся невозможнымъ уму человеческому совершается силой Божiей.

То виденiе означало, что Израиль, освободившись отъ плененiя, вернется въ свою землю, въ высшемъ же смысле указывало на вселенiе духовного Израиля въ вечное небесное Царство Христово. Въ то же время здесь предображалось и грядущее общее воскресенiе всехъ умершихъ.

Посему сiе пророчество Iезекiиля читается на утрени Великой субботы, когда смертiю своей Христосъ, сокрушивъ врата смерти, отверзаетъ гробы всехъ умершихъ.

Вера въ воскресенiе есть краеугольный камень нашей веры.

"Аще воскресенiя мертвыхъ несть, то ни Христосъ воста; аще же Христосъ не возста, тще убо проповедание наше" (I Коръ. 15, 13-14). Если нетъ воскресенiя, ложно все христiанское ученiе. Вотъ почему такъ борятся противъ веры въ воскресенiе враги Христiанства и также утверждаетъ веру въ воскресенiе Церковь Христова. Не разъ подымались высоко волны неверiя, но откатывались передъ новыми знаменiями, являвшими действительность воскресенiя, оживотворенiя Богомъ признаваемого за умершее.

Въ V-мъ веке въ царствованiе Императора Феодосiя Младшего сильно стало распространяться сомненiе въ воскресенiе мертвыхъ, такъ что даже у церквей велись о томъ споры. И какъ разъ въ то время произошло дивное событiе, достоверность которого подтверждается рядомъ историческихъ записей.

Еще въ средине III-го столетiя, въ царствованiе императора Декiя (249-251), по его распоряженiю въ пещере возле города Ефеса были засыпаны камнями семь отроковъ. Сынъ градоначальника Ефеса, Максимилiанъ, и шесть друзей его — Iамвлихъ, Дiонисiй, Iоаннъ, Антонинъ, Мартинiанъ и Ексакустодiанъ исповедали себя христiанами и отказались принести жертву идоламъ. Воспользовавшись затемъ временемъ, даннымъ имъ на размышленiе и временнымъ отъездомъ императора, они ушли изъ Ефеса и скрылись въ одной изъ пещеръ въ окрестныхъ горахъ. Когда Декiй вернулся, то, узнавъ о томъ, онъ приказалъ засыпать входъ въ пещеру камнями, чтобы отроки, лишенные пищи и притока воздуха, тамъ были заживо погребены. Когда приказанiе Декiя исполнялось, два тайные христiанина, Феодоръ и Руфинъ, записали то событiе на оловянныхъ доскахъ, которые скрыли между камнями у входа въ пещеру.

Находившiеся въ пещере отроки, однако, не знали, что произошло. Накануне они, узнавъ о прибытiи въ городъ Декiя и помолившись усердно Богу, заснули крепкимъ, необыкновеннымъ сномъ, который продолжался около 172 летъ. Они пробудились лишь въ царствованiе Феодосiя Младшего, какъ разъ когда шли споры о воскресенiи. Въ то время тогдашнiй хозяинъ того места разобралъ заграждавшiе входъ въ пещеру камни и употребилъ ихъ на постройку, совершенно не подозревая, что въ пещере находятся дети, о которыхъ уже все давно забыли. Проснувшiеся отроки думали, что они проспали одну ночь, такъ какъ не заметили въ пещере никакихъ переменъ и сами они нисколько не переменились. Одинъ изъ нихъ, младшiй, Iамвлихъ, ходившiй прежде въ городъ за пищей, помолившись съ друзьями Богу, такъ же пошелъ въ Ефесъ узнать, разыскиваютъ ли ихъ и купить себе пищи. Онъ былъ пораженъ переменой, видя несуществовавшiе еще вчера, какъ ему казалось, церкви и слыша открыто произносимое имя Христа. Думая, что по ошибке попалъ въ другой городъ, онъ решилъ все же купить здесь хлеба, но когда за данный хлебъ онъ далъ монету, хлеботорговецъ сталъ пристально ее разсматривать и спросилъ, где онъ нашелъ кладъ. Напрасно Iамвлихъ уверялъ, что клада онъ не находилъ и что деньги онъ получилъ отъ родителей, сталъ стекаться народъ и добивался, где онъ нашелъ старинные деньги. Iамвлихъ назвалъ имена своихъ родителей и друзей, ихъ никто не зналъ, и, наконецъ, Iамвлихъ, услышалъ отъ собравшихся, что онъ действительно находится въ Ефесе, но императора Декiя давно уже нетъ, царствуетъ христолюбивый ?еодосiй.

О происшествiи услышали градоначальникъ и епископъ и для проверки словъ Iамвлиха вместе съ нимъ они пошли къ пещере, где нашли шесть остальныхъ отроковъ, а при входе въ пещеру обнаружили оловянные доски и изъ нихъ узнали, когда и какъ отроки оказались въ пещере. О всемъ томъ градоначальникъ немедленно известилъ Царя, который лично прибылъ въ Ефесъ и беседовалъ съ отроками. Во время одной изъ беседъ они преклонили главы и уснули сномъ вечнымъ. Царь хотелъ перенести ихъ въ столицу, но явившiеся ему во сне отроки заповедали погрести ихъ въ пещере, где они уже много летъ спали дивнымъ сномъ. То было исполнено, и въ теченiе многихъ вековъ ихъ мощи почивали въ той пещере — русскiй паломникъ ХII века Антонiй описываетъ, какъ поклонялся имъ.

То чудесное пробужденiе отроковъ принято было тогда какъ прообразъ и подтвержденiе воскресенiя. Всюду разнеслась весть о томъ, упоминаютъ то несколько современниковъ-историковъ, говорилось о томъ на вскоре бывшемъ въ томъ граде III Вселенскомъ Соборе. То поразительное чудо укрепило тогда веру въ воскресенiе. Явно проявилась сила Божiя, сохранившая въ теченiе долгихъ летъ нетленными телеса и одеянiе отроковъ.

Такъ, какъ воздвигъ ихъ отъ сна Господь, такъ соберетъ кости Онъ и воздвигнетъ умершихъ, по виденiю пророка Iезекiиля.

Пророчество то, предзнаменующее не только воскресенiе мертвыхъ, но и сохраненiе отъ гибели хранящего Божiй законъ народа, исполнилось также наглядно надъ Русской Землей.

Въ начале XVII века по прекращенiи царствовавшего рода настало на Руси лихолетье. Русская земля осталась безъ власти, раздиралась внутренней смутой, подвергалась нападенiю окрестныхъ народовъ, захватившихъ многiе русскiе области и даже сердце Россiи — Москву. Измалодушествовались русскiе люди, потеряли надежду, что будетъ существовать Русское Царство, многiе искали милостей у чужихъ государей, другiе приставали къ разнымъ самозванцамъ и ворамъ, выдававшимъ себя за царевичей.

Когда казалось, что нетъ больше Руси, лишь немногiе еще уповали на ее спасенiе, раздался изъ подземелья Чудова монастыря последнiй призывъ уморенного тамъ Патрiарха Ермогена. Грамота его съ посланiемъ архимандрита Троице-Сергiевой обители Дiонисiя и келаря Авраамiя Палицина достигла Нижнего Новгорода. Въ ней русскiе люди призывались встать на защиту святынь московскихъ и Дома Божiей Матери.

Грамота всколыхнула сердца, и гражданинъ Косьма Мининъ съ паперти собора обратился къ согражданамъ съ пламеннымъ призывомъ все отдать для Отечества. Сразу посыпались пожертвованiя, стало собираться ополченiе. Во главе его призвали стать доблестного воеводу князя Димитрiя Михайловича Пожарского, едва оправившегося отъ ранъ. Но, сознавая немощь силъ человеческихъ, русскiе люди отдали себя подъ покровъ Взбранной Воеводы, и какъ величайшее сокровище взяли въ войско изъ Казани ту чудотворную икону Божiей Матери, которую тамъ некогда изъ земли подъялъ святой Патрiархъ Ермогенъ, будучи еще пресвитеромъ Ермолаемъ.

Двинулось русское ополченiе, уповая не на свои слабые силы, а на всемогущую помощь Божiю. И действительно совершилось то, что не могли до сихъ поръ сделать никакiе усилiя. Въ короткiй срокъ освобождена была Москва, и въ нынешнiй день памяти семи отроковъ Ефесскихъ русское ополченiе торжественнымъ крестнымъ ходомъ вошло въ Кремль, откуда навстречу имъ шелъ другой крестный ходъ, съ Владимирской иконой Божiей Матери, остававшейся въ плененномъ граде.

Очищена была Русская Земля отъ враговъ и самозванцевъ, восстановлено было Русское Царство, на престолъ которого взошелъ юный Михаилъ ?еодоровичъ Романовъ. Воскресла Русь, залечились раны ее, и пошла она отъ славы къ славе.

Казанскiй образъ Божiей Матери, съ которымъ освобождена была Москва и съ ней вся Русская Земля, сталъ величайшей святыней всего русского народа. Списки его, поставленные въ первопрестольной Москве, а затемъ и въ новомъ царственномъ граде святого Петра, также прославились множествомъ чудотворенiй. Казанскiе иконы Богородицы находились въ каждомъ граде, селе и почти каждомъ доме, а праздникъ Казанской иконы Богоматери праздновался во всей Россiи какъ большой праздникъ.

Ныне опять потрясена до основъ Русская Земля, высоко вздымаются волны безверiя. Скорбь обхватываетъ сердца и въ напастехъ готовы русскiе люди, подобно плененнымъ израильтянамъ, взывать: "Cухи быша кости наша, погибе надежда, убiени быхомъ" (Iезъ. 37, 11). Но память семи возставшихъ отъ сна отроковъ съ сретенiемъ Казанской иконы Божiей Матери вещаютъ о всемогущей деснице Божiей, а глаголъ пророка Iезекiиля изъ глубины вековъ гремитъ гласомъ Господнимъ: "Се азъ отверзу гробы ваша и изведу васъ отъ гробъ вашихъ, людiе Мои, и поставлю вы на земли вашей и увесте, яко Азъ Господь: глаголахъ и сотворю, глаголетъ Господь" (Iезекъ. 37, 12-14).

Шанхай, 1948 гъ.



СКАЧАТЬ основные материалы сайта «Великая Дивеевская Тайна - Пасха Святой Руси»

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

При полной или частичной перепечатке материалов сайта следует указать источник


Яндекс.Метрика