Если ранее общество приучали к тому, чтобы оно подтягивалось до уровня праведников и героев, то теперь опускают до того, чтобы оно возлюбило грех и распад. Влиятельное общество желает навязать свои взгляды всему миру, совершенно не считаясь, желает растоптать право большинства человечества на религиозное самовыражение, ибо большинство человечества принадлежит к тем, или иным мировым религиям. Сегодня, когда идеология толерантности претендует на господство, ее именем убивают огромное количество людей. Современная толерантность категорически нетолерантна к православному большинству Руси. Толерантность - отрицание христианства. Ведь христианство строится именно на абсолютных истинах и догматах. Тот, кто отрицает православные догматы, выраженные в Символе веры, автоматически отлучает себя от Церкви.
Толерантность отличается от терпимости.
Терпимость - это русское понятие, которое возникло из православного отношения к жизни. Оно означает подражание Богу, Который совершенен, но Он терпит наше несовершенство и увлечения тем, что к совершенству не ведёт. Мы, православные, должны относиться к другим людям так же, как к нам, ко всем, относится Сам Бог. Мы должны терпеть несовершенство других, понимая, что и сами несовершенны. Таким образом, терпимость предполагает активную оценку действительности: чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему.
Толерантность - это западный термин, который возник из либерального отношения к жизни. Он не синоним терпимости, потому что за ним стоит совершенно другая концепция. Толерантность возникает между отдельными индивидуумами либерального общества. Они должны согласовывать свои интересы, чтобы не довести общество до хаоса. Поэтому толерантность безразлична к понятиям хорошо или плохо в абсолютном смысле этих слов. Она ориентируется на временные понятия, которые обеспечивают текущее спокойствие. Поэтому толерантность ориентирует человека на пассивное отношение в оценке действительности. Человек должен быть безразличен ко греху, извращениям и растлению других людей, т.е. ко всему, что его лично не касается. При этом он сам может всё это совершать, требуя толерантности к себе со стороны других.
Tolerantia (лат.) - изначально физиологический термин, означающий способность организма переносить неблагоприятное воздействие того или иного фактора среды.
Таким образом, терпимость имеет основание в Боге, а толерантность в безбожном обществе. Соответственно, внедрение в общество понятия толерантности вместо терпимости, преследуют цель формирования в обществе безбожного сознания и свободного индивидуализма.
Такое внедрение есть ни что иное, как замещение и искажение интуитивно всеми разделяемого христианского принципа уважения к свободной личности. Происходит тонкая подмена. Наш мир все интенсивнее требует от нас уважения чужих заблуждений, мы все охотнее и охотнее уступаем таким требованиям. Мир обещает нам в ответ уважение наших заблуждений....
Святые отцы и столпы церкви учат любить человека, который грешит, но ненавидеть сам его грех, требуют, чтобы уважение к человеку отделялось от ненависти ко греху.
Толерантность
-
- Форумчанин
- Сообщения: 63
- https://www.siepomaga.pl/meble-kuchenne-warszawa-dm-kuchnie
- Имя: Серафима.Б.
Re: Толерантность
Епископ Иринарх:
«Это прямая экспансия против российской государственности»
Пермский архиерей призывает положить конец навязыванию «толерантности» русскому народу …
Пермский и Соликамский Иринарх выступил с открытым письмом к согражданам, руководителям учреждений образования и культуры и властьимущим, в котором подверг резкой критики навязывания обществу т.н. «толерантности».
«В последние годы все активнее навязывается нам некая "толерантность" как тип поведения современного человека, который способствует якобы становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма», – говорится в письме, текст которого приводит сайт Пермской епархии.
Отметив, что все без исключения словари толкуют латинское слово "tolerantia" как "терпимость", владыка Иринарх констатирует: «употребление слова толерантность означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям». «Однако сегодня мы сталкиваемся с новой, нетрадиционной для восточно-христианского мышления версией понимания этого заморского слова, которое пришло к нам из Англии от английского слова "tolerance", означающее «готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения-взгляды тобою не разделяются и не одобряются», – пишет епископ.
«Здесь очевидна лукавая подмена одного термина "терпимость" на другое понятие – "готовность", которая, и это совершенно понятно каждому, обозначает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего, который "во зле лежит" (1 Ин. 5, 19), включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям. Последнее означает навязывание исподволь совершенно иной, чуждой российскому обществу культуры, в основе которой лежит протестантская этика, культивирующая индивидуализм, вытекающий из протестантского понимания учения апостола Павла о "божественном предопределении" (Рим. 8, 29-30) и спасении каждого, уверовавшего в Бога человека одной только верой, вне зависимости от его дел и поведения (Рим. 3, 28). Вот откуда ведет начало данная философия терпимости (толерантности) к любым проявлениям человека, живущего в мире сем прелюбодейном и грешном», – подчеркивает архипастырь.
Православное вероисповедание, которое заложило основы российской государственности и основы отечественной культуры, отмечает далее владыка Иринарх, «является источником подлинных нравственных ценностей нашего общества и предполагает культивирование в народе построенной на свободе выбора конкретной личности человека любви к Богу и любви к ближнему, сострадания и товарищеской взаимопомощи, миролюбия и других добродетелей». «Именно наш православный, терпеливый и многострадальный народ отвратил от западного мира множество угроз и переварил в себе и нашествие кочевников, и полчища Наполеона, и германский фашизм, и советский коммунизм, и многие другие исторические вызовы, сохранив при этом свою православную культуру и веру своих отцов – тот внутренний стержень, прочно удерживающий самобытность православной цивилизации русского народа», – пишет епископ.
Сегодня же «под благовидным предлогом борьбы с экстремизмом и якобы содействия развитию гражданского общества в России нам пытаются навязать некую толерантность, то есть вместо любви к ближнему как образу и подобию Божию в межнациональной сфере и вместо культивирования свободы совести в духовной сфере пытаются навязать некую терпимость, и, следовательно, исподволь трансформировать нашу отечественную православную культуру по своим западным меркам и представлениям», – говорится в открытом письме. «Неужели не понятно, – недоумевает владыка, – что это прямая экспансия против российской государственности, что сегодня и происходит. Предпринимается попытка привития нашему народу приемлемости порока. Истинная цель здесь состоит вовсе не в борьбе с экстремизмом, а в стремлении зарабатывать на людских пороках и слабостях через игровые клубы, автоматы и казино, через ночные клубы, порноиндустрию, наркоманию и другие. Всем хорошо известно, что часто злое и порочное с легкостью усваиваются человеком, в то время как для созидания в себе добродетелей, противления греху и соблазнам требуются немалые усилия и помощь Божия».
«При этом в течение уже нескольких лет создаются искусственные препятствия на пути преподавания детям "Основ православной культуры" или дисциплин по выбору в рамках духовно-нравственного комплекса. Однако, при всем этом уже сегодня проводятся в школах нашей страны уроки толерантности по образцу школ в США и в Европе», – бьет тревогу владыка Иринарх, у которого вызывает недоумение, почему государственные чиновники и целые министерства потакают этому...
«Таким образом, вместе с навязываемыми нам заморскими принципами толерантности в сознание российского общества пытаются внедрить готовность безпрекословно признавать и принимать противоречащие нашим христианским принципам убеждения и взгляды, которые отличаются от наших собственных и никогда нами не разделялись и не одобрялись», – констатирует Пермский владыка.
«Наш народ учить терпению не надо. Неплохо бы другим поучиться великому терпению многонационального русского народа и преклонить колени перед ним. Не следует только испытывать терпение народное и эксплуатировать его, что и пытаются предпринять некоторые западные модераторы и различные религиозные эмиссары», – подчеркивает епископ Иринарх...
«Это прямая экспансия против российской государственности»
Пермский архиерей призывает положить конец навязыванию «толерантности» русскому народу …
Пермский и Соликамский Иринарх выступил с открытым письмом к согражданам, руководителям учреждений образования и культуры и властьимущим, в котором подверг резкой критики навязывания обществу т.н. «толерантности».
«В последние годы все активнее навязывается нам некая "толерантность" как тип поведения современного человека, который способствует якобы становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма», – говорится в письме, текст которого приводит сайт Пермской епархии.
Отметив, что все без исключения словари толкуют латинское слово "tolerantia" как "терпимость", владыка Иринарх констатирует: «употребление слова толерантность означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям». «Однако сегодня мы сталкиваемся с новой, нетрадиционной для восточно-христианского мышления версией понимания этого заморского слова, которое пришло к нам из Англии от английского слова "tolerance", означающее «готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения-взгляды тобою не разделяются и не одобряются», – пишет епископ.
«Здесь очевидна лукавая подмена одного термина "терпимость" на другое понятие – "готовность", которая, и это совершенно понятно каждому, обозначает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего, который "во зле лежит" (1 Ин. 5, 19), включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям. Последнее означает навязывание исподволь совершенно иной, чуждой российскому обществу культуры, в основе которой лежит протестантская этика, культивирующая индивидуализм, вытекающий из протестантского понимания учения апостола Павла о "божественном предопределении" (Рим. 8, 29-30) и спасении каждого, уверовавшего в Бога человека одной только верой, вне зависимости от его дел и поведения (Рим. 3, 28). Вот откуда ведет начало данная философия терпимости (толерантности) к любым проявлениям человека, живущего в мире сем прелюбодейном и грешном», – подчеркивает архипастырь.
Православное вероисповедание, которое заложило основы российской государственности и основы отечественной культуры, отмечает далее владыка Иринарх, «является источником подлинных нравственных ценностей нашего общества и предполагает культивирование в народе построенной на свободе выбора конкретной личности человека любви к Богу и любви к ближнему, сострадания и товарищеской взаимопомощи, миролюбия и других добродетелей». «Именно наш православный, терпеливый и многострадальный народ отвратил от западного мира множество угроз и переварил в себе и нашествие кочевников, и полчища Наполеона, и германский фашизм, и советский коммунизм, и многие другие исторические вызовы, сохранив при этом свою православную культуру и веру своих отцов – тот внутренний стержень, прочно удерживающий самобытность православной цивилизации русского народа», – пишет епископ.
Сегодня же «под благовидным предлогом борьбы с экстремизмом и якобы содействия развитию гражданского общества в России нам пытаются навязать некую толерантность, то есть вместо любви к ближнему как образу и подобию Божию в межнациональной сфере и вместо культивирования свободы совести в духовной сфере пытаются навязать некую терпимость, и, следовательно, исподволь трансформировать нашу отечественную православную культуру по своим западным меркам и представлениям», – говорится в открытом письме. «Неужели не понятно, – недоумевает владыка, – что это прямая экспансия против российской государственности, что сегодня и происходит. Предпринимается попытка привития нашему народу приемлемости порока. Истинная цель здесь состоит вовсе не в борьбе с экстремизмом, а в стремлении зарабатывать на людских пороках и слабостях через игровые клубы, автоматы и казино, через ночные клубы, порноиндустрию, наркоманию и другие. Всем хорошо известно, что часто злое и порочное с легкостью усваиваются человеком, в то время как для созидания в себе добродетелей, противления греху и соблазнам требуются немалые усилия и помощь Божия».
«При этом в течение уже нескольких лет создаются искусственные препятствия на пути преподавания детям "Основ православной культуры" или дисциплин по выбору в рамках духовно-нравственного комплекса. Однако, при всем этом уже сегодня проводятся в школах нашей страны уроки толерантности по образцу школ в США и в Европе», – бьет тревогу владыка Иринарх, у которого вызывает недоумение, почему государственные чиновники и целые министерства потакают этому...
«Таким образом, вместе с навязываемыми нам заморскими принципами толерантности в сознание российского общества пытаются внедрить готовность безпрекословно признавать и принимать противоречащие нашим христианским принципам убеждения и взгляды, которые отличаются от наших собственных и никогда нами не разделялись и не одобрялись», – констатирует Пермский владыка.
«Наш народ учить терпению не надо. Неплохо бы другим поучиться великому терпению многонационального русского народа и преклонить колени перед ним. Не следует только испытывать терпение народное и эксплуатировать его, что и пытаются предпринять некоторые западные модераторы и различные религиозные эмиссары», – подчеркивает епископ Иринарх...
Re: Толерантность
Протоиерей Александр Шаргунов:
«Толерантность собирает своих сторонников на последний бой против истины»
Известный пастырь считает, что глобальная идеология толерантности ведет к повторению жестоких гонений на Церковь времен Римской империи …
«После крушения великих идеологий минувшего века толерантность стала идеологией, превосходящей идеологию. Превосходящей саму человеческую мысль. Превознося на все лады тех, кто поклоняется этому новому идолу, новая идеология обретает право и власть безпощадно судить всех, кто противится ей», – отметил в своем выступлении на международной богословской конференции в Кишиневе «Испытание веры – между толерантностью и любовью» известный московский пастырь протоиерей Александр Шаргунов, сообщает сайт общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества».
«Толерантность в сегодняшнем мире означает, что вера – строго частное дело, но подчинение общепринятому – обязательно. По сути – это торжество того, что было во времена жестоких гонений на Церковь в Римской империи. Положи зернышко ладана перед статуей императора, и ты свободен. Иди и веруй, во что хочешь – во Христа или в антихриста», – заметил священник.
Но если все верования законны, «равным образом гарантированы духовной пустотой государственной власти», продолжил священник, то это значит, что самое дело веры относительно: «Оно должно быть на втором плане, a priori отмечено отрицательным знаком. От начала до конца вера рассматривается как нечто отрицательное с точки зрения торжествующего зла, в то время как скептицизм становится «благом», гарантом общественного мира и свободы. Иными словами, ослабление веры будет всегда желательным, поскольку содействует демократическому сосуществованию самых разных идей».
«Может ли с этим согласиться исповедник истины? Все сопротивляется в нас этой установке», – отмечает отец Александр.
«Нам предлагают, чтобы мы подвергали сомнению любые свои убеждения и не настаивали на их абсолютности. На деле современный скептицизм чаще всего означает отрицание единой истины. Нас хотят убедить, что к ценностям каждого человека, какие бы они ни были, должно относиться с одинаковым уважением. Но если все веры частичны или равноценны, если сама идея истины есть заблуждение, если добро и зло – вопрос понимания каждого отдельного индивида, тогда единая истина действительно не имеет смысла. Тогда наш ужас перед Гулагами и Освенцимами – лишь результат чисто исторических обстоятельств. Иными словами, если бы гитлеровский режим восторжествовал, мы бы не думали о нем так, как сейчас думаем. Если бы коммунизм не рухнул, то главные коммунисты не стали бы главными антикоммунистами, а продолжали бы пропагандировать миру «светлое будущее». Безумие! Ныне толерантность собирает своих сторонников на последний бой против истины, предлагая вместо единой истины выбор – каждому по его вкусу и желанию. Исполняется пророчество апостола Павла: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3). И неудивительно, ибо временное сегодня всюду ставится впереди вечного, земное – впереди небесного», – отметил священник.
«Когда мир утверждает неадекватность «традиционной мысли», есть один только выход – глубокое приобщение древней и всегда новой культуре совершенной самоотдачи в крестной пасхальной жизни, даже до мученичества. Только здесь слово истины обретает реальность. И только здесь может родиться надежда, что не все еще для погибающего мира потеряно. И только в этом смысле мы можем говорить о необходимости толерантности – терпеливого отношения Церкви к заблуждениям мира. О такой толерантности, которая законна только в свете верности Кресту Христову, – подчеркивает отец Александр. – Только тогда, когда мы не идем ни на какой компромисс со злом, царствующим сегодня в мире, мы можем оказаться способными молиться даже за убивающих нас».
«Не к толерантности – терпению к злу и равнодушному принятию его, – а к твердому стоянию против зла даже до смерти призваны христиане. Ради любви к ненавидящим нас и убивающим нас, и ради спасения всех, кто нуждается в спасении. Наш долг всегда, и особенно в опасные времена, хранить таким терпением, по слову Христову, души наши, чтобы ничто не могло смутить, расслабить и тем более погубить их. Терпение – не просто способность все переносить, но способность обращать все в величие Христово и славу. Что поражало всегда язычников во времена гонений? То, что мученики не умирали мрачно, они с радостью, как на праздник, как на служение Божественной литургии шли на смерть...» – заключил протоиерей Александр Шаргунов.
«Толерантность собирает своих сторонников на последний бой против истины»
Известный пастырь считает, что глобальная идеология толерантности ведет к повторению жестоких гонений на Церковь времен Римской империи …
«После крушения великих идеологий минувшего века толерантность стала идеологией, превосходящей идеологию. Превосходящей саму человеческую мысль. Превознося на все лады тех, кто поклоняется этому новому идолу, новая идеология обретает право и власть безпощадно судить всех, кто противится ей», – отметил в своем выступлении на международной богословской конференции в Кишиневе «Испытание веры – между толерантностью и любовью» известный московский пастырь протоиерей Александр Шаргунов, сообщает сайт общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества».
«Толерантность в сегодняшнем мире означает, что вера – строго частное дело, но подчинение общепринятому – обязательно. По сути – это торжество того, что было во времена жестоких гонений на Церковь в Римской империи. Положи зернышко ладана перед статуей императора, и ты свободен. Иди и веруй, во что хочешь – во Христа или в антихриста», – заметил священник.
Но если все верования законны, «равным образом гарантированы духовной пустотой государственной власти», продолжил священник, то это значит, что самое дело веры относительно: «Оно должно быть на втором плане, a priori отмечено отрицательным знаком. От начала до конца вера рассматривается как нечто отрицательное с точки зрения торжествующего зла, в то время как скептицизм становится «благом», гарантом общественного мира и свободы. Иными словами, ослабление веры будет всегда желательным, поскольку содействует демократическому сосуществованию самых разных идей».
«Может ли с этим согласиться исповедник истины? Все сопротивляется в нас этой установке», – отмечает отец Александр.
«Нам предлагают, чтобы мы подвергали сомнению любые свои убеждения и не настаивали на их абсолютности. На деле современный скептицизм чаще всего означает отрицание единой истины. Нас хотят убедить, что к ценностям каждого человека, какие бы они ни были, должно относиться с одинаковым уважением. Но если все веры частичны или равноценны, если сама идея истины есть заблуждение, если добро и зло – вопрос понимания каждого отдельного индивида, тогда единая истина действительно не имеет смысла. Тогда наш ужас перед Гулагами и Освенцимами – лишь результат чисто исторических обстоятельств. Иными словами, если бы гитлеровский режим восторжествовал, мы бы не думали о нем так, как сейчас думаем. Если бы коммунизм не рухнул, то главные коммунисты не стали бы главными антикоммунистами, а продолжали бы пропагандировать миру «светлое будущее». Безумие! Ныне толерантность собирает своих сторонников на последний бой против истины, предлагая вместо единой истины выбор – каждому по его вкусу и желанию. Исполняется пророчество апостола Павла: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3). И неудивительно, ибо временное сегодня всюду ставится впереди вечного, земное – впереди небесного», – отметил священник.
«Когда мир утверждает неадекватность «традиционной мысли», есть один только выход – глубокое приобщение древней и всегда новой культуре совершенной самоотдачи в крестной пасхальной жизни, даже до мученичества. Только здесь слово истины обретает реальность. И только здесь может родиться надежда, что не все еще для погибающего мира потеряно. И только в этом смысле мы можем говорить о необходимости толерантности – терпеливого отношения Церкви к заблуждениям мира. О такой толерантности, которая законна только в свете верности Кресту Христову, – подчеркивает отец Александр. – Только тогда, когда мы не идем ни на какой компромисс со злом, царствующим сегодня в мире, мы можем оказаться способными молиться даже за убивающих нас».
«Не к толерантности – терпению к злу и равнодушному принятию его, – а к твердому стоянию против зла даже до смерти призваны христиане. Ради любви к ненавидящим нас и убивающим нас, и ради спасения всех, кто нуждается в спасении. Наш долг всегда, и особенно в опасные времена, хранить таким терпением, по слову Христову, души наши, чтобы ничто не могло смутить, расслабить и тем более погубить их. Терпение – не просто способность все переносить, но способность обращать все в величие Христово и славу. Что поражало всегда язычников во времена гонений? То, что мученики не умирали мрачно, они с радостью, как на праздник, как на служение Божественной литургии шли на смерть...» – заключил протоиерей Александр Шаргунов.
Re: Толерантность
Иерей Александр Шумский:
Толерантность упорно насаждают лукавые идеологи тьмы
Известный священник подчеркнул, что западные проекты по созданию новой нравственности не имеют ничего общего с христианским понятием «терпимость» …
«Любое слово, логос, имеет глубокий сакральный смысл – либо позитивный, либо негативный. Есть замечательное русское православное слово – терпимость. Терпимость по отношению к людям, которые нам досаждают, терпимость к людям, которые согрешают. Вот, допустим, мы должны быть терпимыми по отношению к грешникам. Мы должны грех осуждать, но быть терпимыми к грешнику. Терпимость есть одно из проявлений любви. Но в слово «толерантность» вкладывают совсем иной смысл. И я не понимаю: если хотят людям привить любовь Христову, почему не употребляют известное православное церковное слово «терпимость»? Почему нужно прибегать к иностранному слову «толерантность»?» – сказал в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский, комментируя сообщение о том, что во многих петербургских школах в День знаний были проведены «уроки толерантности»...
Как отметил иерей Александр Шумский, «слово "толерантность" несет в себе совсем иной – негативный, разрушительный смысл». «"Толерантный" человек "толерантен" к очень нехорошим явлениям. Есть даже такое слово – «толераст», созвучное кое-какому другому слову. А «толераст» – слово, несущее в себе разрушительное начало, которое должно проявить терпимость к пороку и греху. Вот какая задача ставится теми людьми, которые это слово внедряют в наши школы», – подчеркнул священник.
Толерантность «Ставится задача привить людям терпимость к греху и пороку, чтобы в конце концов мы все пороки и грехи сочли бы нормой жизни. Сейчас, к сожалению, Европа и весь мир идут по этому пути. Они – идеологи антихриста и должны подготовить мир к его приходу. Каким образом? Внушив человеку мысль, что грех приемлем и даже необходим, что ничего страшного в нем нет, что грех – это норма жизни. Лукавые идеологи тьмы, раскручивающие слово «толерантность», ставят перед собой цель привить нашим детям терпимое отношение к греху», – отметил он.
«А православная терпимость – это совсем другое. Это терпимое отношение к грешнику, но не принятие греха, а его полное отторжение. Святые отцы говорят: люби грешника, но грех ненавидь. А нам идеологи «толерантности», наоборот, внушают – любите грех, принимайте его, питайтесь грехом, ничего страшного в этом нет», – добавил отец Александр.
«Что же касается высказываний Президента России Дмитрия Медведева, то он, наверное, еще в этом вопросе не разобрался. Он человек очень благонамеренный, но может многих вещей не учитывать, не видеть. Его могут вводить в заблуждение. И, надеюсь, что если Дмитрий Медведев прочитает то, что я сказал, он, возможно, изменит свое мнение о «толерантности», которую сейчас упорно насаждают лукавые идеологи тьмы», – выразил надежду иерей Александр Шумский.
Толерантность упорно насаждают лукавые идеологи тьмы
Известный священник подчеркнул, что западные проекты по созданию новой нравственности не имеют ничего общего с христианским понятием «терпимость» …
«Любое слово, логос, имеет глубокий сакральный смысл – либо позитивный, либо негативный. Есть замечательное русское православное слово – терпимость. Терпимость по отношению к людям, которые нам досаждают, терпимость к людям, которые согрешают. Вот, допустим, мы должны быть терпимыми по отношению к грешникам. Мы должны грех осуждать, но быть терпимыми к грешнику. Терпимость есть одно из проявлений любви. Но в слово «толерантность» вкладывают совсем иной смысл. И я не понимаю: если хотят людям привить любовь Христову, почему не употребляют известное православное церковное слово «терпимость»? Почему нужно прибегать к иностранному слову «толерантность»?» – сказал в интервью «Русской линии» известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский, комментируя сообщение о том, что во многих петербургских школах в День знаний были проведены «уроки толерантности»...
Как отметил иерей Александр Шумский, «слово "толерантность" несет в себе совсем иной – негативный, разрушительный смысл». «"Толерантный" человек "толерантен" к очень нехорошим явлениям. Есть даже такое слово – «толераст», созвучное кое-какому другому слову. А «толераст» – слово, несущее в себе разрушительное начало, которое должно проявить терпимость к пороку и греху. Вот какая задача ставится теми людьми, которые это слово внедряют в наши школы», – подчеркнул священник.
Толерантность «Ставится задача привить людям терпимость к греху и пороку, чтобы в конце концов мы все пороки и грехи сочли бы нормой жизни. Сейчас, к сожалению, Европа и весь мир идут по этому пути. Они – идеологи антихриста и должны подготовить мир к его приходу. Каким образом? Внушив человеку мысль, что грех приемлем и даже необходим, что ничего страшного в нем нет, что грех – это норма жизни. Лукавые идеологи тьмы, раскручивающие слово «толерантность», ставят перед собой цель привить нашим детям терпимое отношение к греху», – отметил он.
«А православная терпимость – это совсем другое. Это терпимое отношение к грешнику, но не принятие греха, а его полное отторжение. Святые отцы говорят: люби грешника, но грех ненавидь. А нам идеологи «толерантности», наоборот, внушают – любите грех, принимайте его, питайтесь грехом, ничего страшного в этом нет», – добавил отец Александр.
«Что же касается высказываний Президента России Дмитрия Медведева, то он, наверное, еще в этом вопросе не разобрался. Он человек очень благонамеренный, но может многих вещей не учитывать, не видеть. Его могут вводить в заблуждение. И, надеюсь, что если Дмитрий Медведев прочитает то, что я сказал, он, возможно, изменит свое мнение о «толерантности», которую сейчас упорно насаждают лукавые идеологи тьмы», – выразил надежду иерей Александр Шумский.
Re: Толерантность
Грех как норма жизни
Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ
1. Начнём с того, что слово «терпение» вообще не из этого ряда. Здесь оппозицией являются «толерантность» и «терпимость». Терпение – свойство, это не абстрактное понятие, а поведенческое. Поэтому давайте рассмотрим толерантность и терпимость. Причём, не формально-филологически, когда термины выстраиваются в более-менее синонимическом ряду (одно как корневое, другое – как заимствованное), а по их реальному употреблению в лексиконе общественно-политическом, культурном, бытовом…
Под словом «терпимость» мы понимаем то, о чём в своё время говорил святитель Филарет. Терпимость, скажем, по отношению к заблуждающимся – это вовсе не поощрение заблуждения к распространению. Позволяя человеку заблуждаться, но, проявляя к нему любовь, внимание, снисхождение, мы достигаем большего результата, чем тогда, когда запрещаем, держим и не пускаем. Я не буквально передаю слова свт. Филарета, но его мысль. Так вот, терпимость – это не релятивизм, при котором есть множество истин, или одна, но что поделать, люди держатся других правд, пусть и относительных, хорошо, что и таких держатся, наше дело – не вмешиваться… Терпимость – это понимание того, что навязывание даже правильных взглядов приведёт к поражению. Но это никак не равнодушие к заблуждающемуся человеку и тем более не внутреннее согласие с его заблуждением.
Под толерантностью же в современном языке понимают как раз такого рода устроение общественного сознания, в котором каждый соглашается, что нет абсолютной истины, все истины относительны. Эта система предполагает размывание абсолютного в душе человека и утверждение такого строя общества, при котором нравственная цельность большинства заведомо уравнивается в праве на выражение и на распространение с мнением маленьких, даже самых нелепых и экстравагантных или нравственно возмутительных групп.
Ну вот, к примеру, пресловутые гей-парады. Ведь российское законодательство не запрещает этим людям вступать в связь с кем они хотят, только браки их по закону не регистрируются. Но ведь им мало того, что их уголовно не преследуют, они добиваются, чтобы все ещё сказали: «Какие вы ребята молодцы! Вы такие же, как мы, нет, даже, лучше нас!» Им мало права заниматься тайком тем, чем они хотят, они стремятся показывать это всем, а мы должны кушать всё молча. Но чем, скажите, они отличаются от зоофилов, которые тоже могут настоять на том, что они просто другие и что они только с совершеннолетними животными совершают это, и не по принуждению… Им что, тоже нужно дать право демонстрировать то, что они хотят? Есть и другие экстравагантные мировоззренческие группы. И что же? Либеральная этика, либеральное общественное сознание говорит: будем толерантными, признаем, что они такие же, как мы, а поскольку они были преследуемы на протяжении столетий, пожалуй, у них прав ещё и больше. Будем считать, что полинезийцы, которые ели своих врагов, выражали тем самым свою национально-культурную идентичность. И, по крайней мере, нельзя их за это критиковать. Количество примеров можно множить до бесконечности.
Понятно, что веротерпимость и терпимость есть свойство разумного христианского сознания, помогающего ревность о вере отграничить от фанатизма. Ревность о вере предполагает готовность умереть за свои убеждения, но соединяет это с любовью, с жалостью и снисхождением к человеку согрешающему, заблуждающемуся.
Толерантность же предполагает не сочувствие и жалость к заблуждающемуся, а принятие греха как нормы жизни. И вот с этим согласиться как раз нельзя.
Ещё один пример: христианское терпимое и либеральное толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным. Христианин будет жалеть и помогать человеку, больному такой страшной неизлечимой болезнью. Есть у нас в Церкви соответствующие институции, об этом говорится и в социальной доктрине РПЦ. Но не будем забывать, что, помогая человеку в его недуге, нужно свидетельствовать ему, что причиной его болезни чаще всего является личный грех: блуд, извращения или что-то другое. За исключением единичных случаев – наследования от матери или, предположим, заражения в больнице.
Толерантно-светское отношение будет утверждать, что ВИЧ-инфицированным нужно дать все права, что государство должно за счёт других налогоплательщиков их лечить. Но при этом мы не в праве их упрекать, никто не имеет права даже открыть им глаза на причину того, что с ними происходит. Граждане, имеющие толерантное сознание, нетерпимы к призывам людей с традиционной нравственностью, которые, например, предлагают бороться со СПИДом не путем всеобщего полового воспитания и бесплатной раздачи презервативов. Хотя можно и нужно воспитывать в подрастающем поколении такое нравственное сознание и семейную этику, когда понятие, что один мужчина – для одной женщины на всю жизнь, будет становиться не труднодостижимым средневековым идеалом, а тем, к чему каждый должен стремиться.
А терпение – это то, о чём Господь говорит в Евангелии: претерпевший до конца спасётся. И то, о чём пословицы наши: перемелется – мука будет, без труда не выловишь и рыбки из пруда. Всё серьёзное в нашей жизни достигается только путём приложения ответственных усилий, когда человек терпеливо переносит нечто, что ему в жизни должно перенести.
2. Граница между толерантностью и терпимостью, повторю, лежит в признании наличия или отсутствия абсолютной истины. Терпимость переходит в толерантность, когда человек утрачивает христианский монизм – целостное мировоззрение, которое строится на том, что есть некая конечная правда, по отношению к которой выстраивается всё остальное.
Толерантность возникла в современном светском обществе западного постхристианского сознания. Можно так сказать, что если терпимость – это свойство религиозного сознания, то толерантность есть плод сознания либерально-атеистического.
Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ
1. Начнём с того, что слово «терпение» вообще не из этого ряда. Здесь оппозицией являются «толерантность» и «терпимость». Терпение – свойство, это не абстрактное понятие, а поведенческое. Поэтому давайте рассмотрим толерантность и терпимость. Причём, не формально-филологически, когда термины выстраиваются в более-менее синонимическом ряду (одно как корневое, другое – как заимствованное), а по их реальному употреблению в лексиконе общественно-политическом, культурном, бытовом…
Под словом «терпимость» мы понимаем то, о чём в своё время говорил святитель Филарет. Терпимость, скажем, по отношению к заблуждающимся – это вовсе не поощрение заблуждения к распространению. Позволяя человеку заблуждаться, но, проявляя к нему любовь, внимание, снисхождение, мы достигаем большего результата, чем тогда, когда запрещаем, держим и не пускаем. Я не буквально передаю слова свт. Филарета, но его мысль. Так вот, терпимость – это не релятивизм, при котором есть множество истин, или одна, но что поделать, люди держатся других правд, пусть и относительных, хорошо, что и таких держатся, наше дело – не вмешиваться… Терпимость – это понимание того, что навязывание даже правильных взглядов приведёт к поражению. Но это никак не равнодушие к заблуждающемуся человеку и тем более не внутреннее согласие с его заблуждением.
Под толерантностью же в современном языке понимают как раз такого рода устроение общественного сознания, в котором каждый соглашается, что нет абсолютной истины, все истины относительны. Эта система предполагает размывание абсолютного в душе человека и утверждение такого строя общества, при котором нравственная цельность большинства заведомо уравнивается в праве на выражение и на распространение с мнением маленьких, даже самых нелепых и экстравагантных или нравственно возмутительных групп.
Ну вот, к примеру, пресловутые гей-парады. Ведь российское законодательство не запрещает этим людям вступать в связь с кем они хотят, только браки их по закону не регистрируются. Но ведь им мало того, что их уголовно не преследуют, они добиваются, чтобы все ещё сказали: «Какие вы ребята молодцы! Вы такие же, как мы, нет, даже, лучше нас!» Им мало права заниматься тайком тем, чем они хотят, они стремятся показывать это всем, а мы должны кушать всё молча. Но чем, скажите, они отличаются от зоофилов, которые тоже могут настоять на том, что они просто другие и что они только с совершеннолетними животными совершают это, и не по принуждению… Им что, тоже нужно дать право демонстрировать то, что они хотят? Есть и другие экстравагантные мировоззренческие группы. И что же? Либеральная этика, либеральное общественное сознание говорит: будем толерантными, признаем, что они такие же, как мы, а поскольку они были преследуемы на протяжении столетий, пожалуй, у них прав ещё и больше. Будем считать, что полинезийцы, которые ели своих врагов, выражали тем самым свою национально-культурную идентичность. И, по крайней мере, нельзя их за это критиковать. Количество примеров можно множить до бесконечности.
Понятно, что веротерпимость и терпимость есть свойство разумного христианского сознания, помогающего ревность о вере отграничить от фанатизма. Ревность о вере предполагает готовность умереть за свои убеждения, но соединяет это с любовью, с жалостью и снисхождением к человеку согрешающему, заблуждающемуся.
Толерантность же предполагает не сочувствие и жалость к заблуждающемуся, а принятие греха как нормы жизни. И вот с этим согласиться как раз нельзя.
Ещё один пример: христианское терпимое и либеральное толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным. Христианин будет жалеть и помогать человеку, больному такой страшной неизлечимой болезнью. Есть у нас в Церкви соответствующие институции, об этом говорится и в социальной доктрине РПЦ. Но не будем забывать, что, помогая человеку в его недуге, нужно свидетельствовать ему, что причиной его болезни чаще всего является личный грех: блуд, извращения или что-то другое. За исключением единичных случаев – наследования от матери или, предположим, заражения в больнице.
Толерантно-светское отношение будет утверждать, что ВИЧ-инфицированным нужно дать все права, что государство должно за счёт других налогоплательщиков их лечить. Но при этом мы не в праве их упрекать, никто не имеет права даже открыть им глаза на причину того, что с ними происходит. Граждане, имеющие толерантное сознание, нетерпимы к призывам людей с традиционной нравственностью, которые, например, предлагают бороться со СПИДом не путем всеобщего полового воспитания и бесплатной раздачи презервативов. Хотя можно и нужно воспитывать в подрастающем поколении такое нравственное сознание и семейную этику, когда понятие, что один мужчина – для одной женщины на всю жизнь, будет становиться не труднодостижимым средневековым идеалом, а тем, к чему каждый должен стремиться.
А терпение – это то, о чём Господь говорит в Евангелии: претерпевший до конца спасётся. И то, о чём пословицы наши: перемелется – мука будет, без труда не выловишь и рыбки из пруда. Всё серьёзное в нашей жизни достигается только путём приложения ответственных усилий, когда человек терпеливо переносит нечто, что ему в жизни должно перенести.
2. Граница между толерантностью и терпимостью, повторю, лежит в признании наличия или отсутствия абсолютной истины. Терпимость переходит в толерантность, когда человек утрачивает христианский монизм – целостное мировоззрение, которое строится на том, что есть некая конечная правда, по отношению к которой выстраивается всё остальное.
Толерантность возникла в современном светском обществе западного постхристианского сознания. Можно так сказать, что если терпимость – это свойство религиозного сознания, то толерантность есть плод сознания либерально-атеистического.