- так называют Православные Святую Канавку в Дивеево

Стена от земли до неба.
На Руси много замечательных монастырей, но Канавка - только в Дивеево. Пройдешь по ней, прочтешь сто пятьдесят молитв «Богородице Дево», и будет тебе тут, по слову Святого Серафима, «и Иерусалим, и Афон, и Киев…». Значит, более святого места, чем эти восемьсот метров Канавки, у нас нет. Именно про Канавку заповедал Батюшка Серафим: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет».
Уже встала Канавка от земли до неба! Молитвы паломников и насельниц монастыря словно незримой стеной до самого неба ограждают не только Дивеево, но и всю Россию! В день, подсчитали в монастыре, по Канавке проходит до тысячи паломников (не считая своих, дивеевских) - столько людей кормят в паломнической трапезной монастыря. Летом больше, зимой поменьше, а в среднем столько выходит. Много это или мало? И много, и мало. Много - потому что еще совсем недавно цифра эта была раза в три меньше. А мало - потому что всю Россию нужно через Канавку провести, а Россия большая! По тысяче в день - и за сто лет весь народ наш через эти восемьсот метров благодати не проведешь… Но уже те, кто прошел по Канавке, разъехались во все города и веси. И принесли туда Дивеевскую благодать. А то и земельку со Святой Канавки! Трудно будет антихристу с нами справиться. Канавка не даст!
Много святых мест на Руси, но только в Дивеево Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом сказала - через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский старец, чтобы паломники обязательно пробыли в монастыре не менее суток, тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы - аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит, молишься, и вдруг - словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно, Царица Небесная возле тебя прошла… Вот и мне, грешному, посчастливилось накануне праздника Ее Успения войти в эту волну тонкого благоуханного аромата. Случилось это напротив бывшей дивеевской школы, где сейчас создают монастырскую больницу. Недолгое было чудо, всего в несколько шагов, но безконечно для меня дорогое…

Дивеевские тайны
В Дивеево много тайн. Но тайна Канавки, быть может, из них самая великая. Почему именно эту землю выбрала в Свой Четвертый удел Богородица? Маленькую деревеньку в центре России, когда-то за помощь в войне с казанцами отданную Грозным Царем «на кормление» астраханскому хану Дивею… Но - выбрана именно эта земля. Когда-то Канавка опоясывала весь монастырь, включала и Мельничную общину, и другие строения. Сейчас Дивеевский монастырь разросся. Но сердце его по-прежнему внутри Канавки, под защитой ее. Вот почему называют Канавку Поясом Богородицы. Но не один монастырь - вся Великая и Малая и Белая Русь опоясаны ею! А некоторые и вовсе говорят (без достаточных на то оснований), что если на Канавку сверху смотреть, то узришь в ее очертаниях - очертания будущей России, той, что останется после войны с китайцами или с кем-то из западных соседей: Московское Царство в его прежних границах… Но только я так не думаю, и сравнение это, скорее всего, хромает. Не будет Россия Московией! Слишком много святынь во всех частях нашей родины. Не мы - так Небожители наши за нас постоят…
Едут сюда со всех концов страны - ибо вряд ли где больше так слышны наши молитвы, как здесь на Канавке. Идешь и просишь, а приехав домой, удивляешься: молитвенное прошение начинает сбываться…
Недавно дивеевские насельницы были поражены - один мужчина пришел на Канавку в самодельных гетрах с наколенниками, как у футболиста, - чтобы на четвереньках было удобнее всю Канавку проползти. Так делал в былые времена «служка Божией Матери и Серафимов» Николай Александрович Мотовилов, но только, конечно, без «наколенников». А одна молодая женщина летом проползла по Канавке на коленях и сбила ноги в кровь, до костей. Но весь путь прошла, ни разу не привстав - от метра до метра. Плакала, а ползла! Видно, что-то случилось в семье, и нужна была ей сугубая помощь Царицы Небесной. Я сам видел нескольких людей, которые шли по канавке босыми ногами. Таких тут множество. А кто-то идет - и при этом спокойно болтает по мобильнику о своих совсем суетных мирских делах. Даже не понимая, по какой земле он идет! Но и этих принимает Святая Канавка. Может быть, и они получают свою меру благодати…
А в последний день моего паломничества в Дивеево, в самый Праздник Успения, видел я, как на Канавке отчаянно боролась с бесом одержимая молодая женщина. Шла, упорно читая молитву. Останавливалась, неестественно громко икала, сотрясаясь всем телом, и снова шла, читая молитву. Вновь останавливалась, слишком широко раскрывая рот, зевала, и снова шла… Смотреть на это было тяжело, но поразило упорство женщины. Не бегом, а медленно, с желанием исцелиться, шла она по святой мостовой. Надеюсь - дойдет она до конца. И бесу станет не так уютно в ее молодом еще, но, видно, уже сильно нагрешившем теле…

«Тут стопочки Богородицы прошли…»
По Канавке мало просто пройти. Нужно еще успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути, а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти - успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка - как жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие, напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь. Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти - всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва! А опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят, помянут усопших… И все - спешащие и неторопливые - дойдут до конца в свой, отмеренный только им, срок.
…Звонко стучат по этой святой мостовой каблучки-«шпильки» молодых столичных туристок. Глухим стуком отдаются тяжелые сапоги кондовых бородатых паломников. «Веселыми ногами» спешат по Канавке легкие детские сандалики. Неслышно ступают по этой святой земле строгие монашеские черные туфли. Кто-то шлепает босыми ногами, кто-то подметает Канавку брюхом, упорно ползя вперед. И все - правы, кто пришел сюда. Сколько же
пар ног прошло по этой земле с тех пор, как в далеком уже 1829 году Богородица повелела старцу Серафиму прокопать первый аршин Канавки… Но самое главное - тут «стопочки Богородицы прошли». И потому здесь небо к нам ближе.

Дорога в небо
Были у этой святой земли тяжелые времена. После Преподобного Серафима долго хозяйничал здесь художник Иван Тихонович Толстошеев, немало вреда причинивший дивеевской общине. Канавку он не любил. Строил дома торцом к ней, чего категорически не благословлял Батюшка Серафим. Строил на Канавке мостки да перекрытия - и это тоже не благословлялось старцем. Но Канавка выдержала и пережила этого дивеевского смутьяна. А в советские времена, когда монастырь закрыли, энкавэдэшники устроили в селе несколько тайных наблюдательных пунктов и следили за теми, кто шел по Канавке. И в конце пути ждал паломников «воронок». В те времена путь этот был исповедничеством. Но и тогда народ не забыл про Канавку. Монастыря не было - а Канавка была! Помню, как первый раз приехал в Дивеево - 1 августа 1991 года, когда вернулись сюда вновь обретенные мощи Преподобного Серафима. Тогда Канавка еще никак не была отмечена. Но верующие все равно показали мне тропку, по которой следовало с молитвой идти. И я прошел… несколько шагов. Зато в этот раз, спустя пятнадцать лет, никак не мог находиться вдоволь по Канавке. Пройду раз - и вскоре заворачиваю на следующий круг. Даже и поселили меня в доме у Царской лиственницы, посаженной дивеевскими монахинями в день рождения Царевича-Мученика Алексея. Крайняя комната и койка возле окна - в двух метрах всего от Святой Канавки! Наверное, никто в те две ночи не ночевал так близко к Канавке, как я…

см.окончание