Цитатник
- valerii
- Форумчанин
- Сообщения: 732
- https://www.siepomaga.pl/meble-kuchenne-warszawa-dm-kuchnie
- Имя: valerii
Re: Цитатник
Дай, Бог, нам мудрой тишины. Закрой нам рты. Отверзи уши.
Из слов - лишь дай слова Любви, чтоб пробуждались наши души...
Из слов - лишь дай слова Любви, чтоб пробуждались наши души...
Re: Цитатник
ДЕСЯТЬ СЛОВ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ О БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ
Источник: «Русский Афон»
В пятую Неделю после Пасхи, о самаряныне, Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой. В этой беседе Господь открывает женщине-грешнице, что Он Источник воды живой, вводящей в жизнь вечную. Живая вода его – это Божественная благодать, питающая и животворящая человека.
Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о Божественной благодати.
1. Каждый день мы питаем тело свое и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва. Как солнце греет и живит полевые цветы, и они влекутся к нему, так душа, любящая Бога, влечется к Нему и блаженствует в Нем, и от многой радости хочет, чтобы все люди также блаженствовали.
Преподобный Силуан Афонский
2. Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: «просите, и дастся». И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией. Чтобы иметь благодать, человек должен быть воздержан во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище.
Преподобный Силуан Афонский
3. Чтобы сохранить благодать, мы должны любить врагов и за все скорби благодарить Бога.
Преподобный Силуан Афонский
4. Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то ни достаточная благодать не придет, ни добродетель не совершенствуется, ни дарования он не удостаивается.
Старец Иосиф Исихаст
5. Опыт через делание приобретается с годами, а благодать потому и называется благодатью, что является даром, дарованием, зависящим от Бога и подаваемым соответственно теплоте веры, смирению и доброму произволению.
Старец Иосиф Исихаст
6. Смирением вы привлекаете благодать Божию, отдаетесь любви Божией, служению Ему, молитве. Но если вы не стяжали смирения, то ничего не достигнете, что бы вы ни делали. Все злые чувства — чувство незащищенности, безнадежности, разочарования, — которые стремятся господствовать в душе, уходят благодаря смирению. Тот, у кого нет смирения, эгоист, не желает, чтобы отсекали его воли, чтобы его трогали и указывали ему. Он огорчается, нервничает, сопротивляется, протестует, в нем господствует уныние. Это состояние исцеляется благодатью. Душа должна обратиться к любви Божией. Исцеление произойдет тогда, когда душа с горячим желанием возлюбит Бога. Многие наши святые обращали скорбь в радость благодаря любви ко Христу. То есть они брали эту душевную силу, которую хотел сокрушить диавол, отдавали ее Богу и превращали ее в радость и веселие. Молитва, служение Богу постепенно преображают скорбь и обращают ее в радость, потому что действует благодать Божия.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
7. Тот, кто удаляется от Бога, подвергается дьявольскому воздействию, а тот, кто живет близ Господа, принимает благодать Божию. Божественная благодать умножается у того, кто ее хранит. А если человеку дано немного благодати, но он относится к этому без благоговения, то теряет и то малое, что имел. Сейчас людям недостает благодати Божией потому, что, живя в грехе, они лишают себя и тех ее крупиц, что у них были. А когда от человека отходит благодать, на него с яростью набрасываются лукавые духи. В этой жизни люди страдают в той мере, в какой они удалились от Бога. В загробной жизни они будут испытывать вечное мучение. Насколько человек живет по воле Божией, настолько он еще в земной жизни отчасти переживает райское блаженство. Мы уже в этой жизни или будем в некоторой степени вкушать райскую сладость и отсюда отправимся в рай, или же будем отчасти переносить адские мучения и — избави нас от этого, Боже — попадем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское мучение. Творя добро, человек радуется, греша — мучается. Чем больше добрых дел совершает человек, тем большую радость он чувствует, чем больше творит зла, тем сильнее томится душой.
Преподобный Паисий Святогорец
8. Помните, что нам принадлежат только грехи и страсти. Если мы совершаем что-то хорошее — это от Бога, если мы наделали глупостей — это наше собственное. Едва только от нас отходит Божия благодать, как мы уже ни на что не годимся. В физической жизни, лишившись кислорода, мы тут же умираем. В духовной жизни то же самое: как только Господь отнимает у нас Свою благодать — нам конец. У человека есть только одно — произволение, и в зависимости от того, какое оно, Господь помогает ему.
Преподобный Паисий Святогорец
9. – Скажите нам, какие добродетели должен иметь человек, чтобы его осенила Благодать Божия?
– Одного смирения достаточно. Меня часто спрашивают: «Сколько нужно времени, чтобы стяжать Божественную Благодать?» Некоторые могут всю жизнь якобы жить духовно, подвизаться и т. д., но при этом думать, что что-то из себя представляют, – такие не приобретают Благодати Божией. А другие за короткое время приобретают благодать, потому что смиряются. Если человек смирится, то благодать может в минуту его осиять, сделать Ангелом, и он попадёт в рай. А если возгордится, в минуту сделается тангалашкой и окажется в аду.
Преподобный Паисий Святогорец
10. Христианин никогда не сможет достигнуть ни любви к Богу, ни истинной любви к человеку, если не переживет весьма многих и тяжких скорбей. Благодать приходит только в душу, которая исстрадалась. … Сердце, не сокрушившееся от ударов скорбей и не смирившееся вконец от нищеты всякой (и духовной и телесной), неспособно принять Божию благодать. Последняя покупается весьма дорогой ценой.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Источник: «Русский Афон»
Источник: «Русский Афон»
В пятую Неделю после Пасхи, о самаряныне, Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой. В этой беседе Господь открывает женщине-грешнице, что Он Источник воды живой, вводящей в жизнь вечную. Живая вода его – это Божественная благодать, питающая и животворящая человека.
Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о Божественной благодати.
1. Каждый день мы питаем тело свое и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва. Как солнце греет и живит полевые цветы, и они влекутся к нему, так душа, любящая Бога, влечется к Нему и блаженствует в Нем, и от многой радости хочет, чтобы все люди также блаженствовали.
Преподобный Силуан Афонский
2. Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: «просите, и дастся». И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией. Чтобы иметь благодать, человек должен быть воздержан во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище.
Преподобный Силуан Афонский
3. Чтобы сохранить благодать, мы должны любить врагов и за все скорби благодарить Бога.
Преподобный Силуан Афонский
4. Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то ни достаточная благодать не придет, ни добродетель не совершенствуется, ни дарования он не удостаивается.
Старец Иосиф Исихаст
5. Опыт через делание приобретается с годами, а благодать потому и называется благодатью, что является даром, дарованием, зависящим от Бога и подаваемым соответственно теплоте веры, смирению и доброму произволению.
Старец Иосиф Исихаст
6. Смирением вы привлекаете благодать Божию, отдаетесь любви Божией, служению Ему, молитве. Но если вы не стяжали смирения, то ничего не достигнете, что бы вы ни делали. Все злые чувства — чувство незащищенности, безнадежности, разочарования, — которые стремятся господствовать в душе, уходят благодаря смирению. Тот, у кого нет смирения, эгоист, не желает, чтобы отсекали его воли, чтобы его трогали и указывали ему. Он огорчается, нервничает, сопротивляется, протестует, в нем господствует уныние. Это состояние исцеляется благодатью. Душа должна обратиться к любви Божией. Исцеление произойдет тогда, когда душа с горячим желанием возлюбит Бога. Многие наши святые обращали скорбь в радость благодаря любви ко Христу. То есть они брали эту душевную силу, которую хотел сокрушить диавол, отдавали ее Богу и превращали ее в радость и веселие. Молитва, служение Богу постепенно преображают скорбь и обращают ее в радость, потому что действует благодать Божия.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
7. Тот, кто удаляется от Бога, подвергается дьявольскому воздействию, а тот, кто живет близ Господа, принимает благодать Божию. Божественная благодать умножается у того, кто ее хранит. А если человеку дано немного благодати, но он относится к этому без благоговения, то теряет и то малое, что имел. Сейчас людям недостает благодати Божией потому, что, живя в грехе, они лишают себя и тех ее крупиц, что у них были. А когда от человека отходит благодать, на него с яростью набрасываются лукавые духи. В этой жизни люди страдают в той мере, в какой они удалились от Бога. В загробной жизни они будут испытывать вечное мучение. Насколько человек живет по воле Божией, настолько он еще в земной жизни отчасти переживает райское блаженство. Мы уже в этой жизни или будем в некоторой степени вкушать райскую сладость и отсюда отправимся в рай, или же будем отчасти переносить адские мучения и — избави нас от этого, Боже — попадем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское мучение. Творя добро, человек радуется, греша — мучается. Чем больше добрых дел совершает человек, тем большую радость он чувствует, чем больше творит зла, тем сильнее томится душой.
Преподобный Паисий Святогорец
8. Помните, что нам принадлежат только грехи и страсти. Если мы совершаем что-то хорошее — это от Бога, если мы наделали глупостей — это наше собственное. Едва только от нас отходит Божия благодать, как мы уже ни на что не годимся. В физической жизни, лишившись кислорода, мы тут же умираем. В духовной жизни то же самое: как только Господь отнимает у нас Свою благодать — нам конец. У человека есть только одно — произволение, и в зависимости от того, какое оно, Господь помогает ему.
Преподобный Паисий Святогорец
9. – Скажите нам, какие добродетели должен иметь человек, чтобы его осенила Благодать Божия?
– Одного смирения достаточно. Меня часто спрашивают: «Сколько нужно времени, чтобы стяжать Божественную Благодать?» Некоторые могут всю жизнь якобы жить духовно, подвизаться и т. д., но при этом думать, что что-то из себя представляют, – такие не приобретают Благодати Божией. А другие за короткое время приобретают благодать, потому что смиряются. Если человек смирится, то благодать может в минуту его осиять, сделать Ангелом, и он попадёт в рай. А если возгордится, в минуту сделается тангалашкой и окажется в аду.
Преподобный Паисий Святогорец
10. Христианин никогда не сможет достигнуть ни любви к Богу, ни истинной любви к человеку, если не переживет весьма многих и тяжких скорбей. Благодать приходит только в душу, которая исстрадалась. … Сердце, не сокрушившееся от ударов скорбей и не смирившееся вконец от нищеты всякой (и духовной и телесной), неспособно принять Божию благодать. Последняя покупается весьма дорогой ценой.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Источник: «Русский Афон»
Re: Цитатник
– Геронда, почему иногда, когда меня постигает какое-нибудь искушение, я не могу молиться?
– Когда находит искушение и не можешь молиться, знай, что в тебе есть эгоизм и тщеславие. Искушение остаётся, пока человек не начнёт себя презирать. Как только он осознаёт своё непотребство, приходит помощь от Господа и искушение проходит.
Преподобный Паисий Святогорец
Том VI. О молитве
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
Глава вторая. Потребность молитвы
– Когда находит искушение и не можешь молиться, знай, что в тебе есть эгоизм и тщеславие. Искушение остаётся, пока человек не начнёт себя презирать. Как только он осознаёт своё непотребство, приходит помощь от Господа и искушение проходит.
Преподобный Паисий Святогорец
Том VI. О молитве
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
Глава вторая. Потребность молитвы
Re: Цитатник
Бесы могут являться ангелами света и могут давать ощущение благоухания.
Из жития Нифона, епископа Констанцианы Александрийской, в пересказе преподобного Никодима Святогорца
Нифон также заботился о хранении ума от злых помыслов и не уставал повторять:
- Внимай себе как следует, Нифон, чтобы губитель не похитил чувства, и ты снова не прельстился, как прежде. Так святой говорил потому, что в начале своего покаяния, когда он оплакивал грехи, к нему приходил дух тщеславия, приносил с собой ложную сердечную радость и изгонял всякую скорбь. В это время в нем поселялся помысел о том, что он - блаженный великий подвижник и другого такого, подобного ему, на свете нет. В эти минуты бес распространял благоухание, как будто бы Ангелы Божий заботятся о подвигах Нифона и окуривают его фимиамом. Так святой прельстился и впал в тщеславие. Но Бог не оставил Свое чадо, дал ему дар рассуждения. Теперь, когда подобные помыслы приходили к Нифону, он тотчас же их узнавал и оплакивал, ведь тот человек, который их принимает, находится далеко от Бога и последует Деннице, который спал с Небес по причине высокомудрия. Только таким образом ему удавалось их прогонять. Со временем он научился совершенно не принимать и со стыдом отвергать их.
Из жития Нифона, епископа Констанцианы Александрийской, в пересказе преподобного Никодима Святогорца
Нифон также заботился о хранении ума от злых помыслов и не уставал повторять:
- Внимай себе как следует, Нифон, чтобы губитель не похитил чувства, и ты снова не прельстился, как прежде. Так святой говорил потому, что в начале своего покаяния, когда он оплакивал грехи, к нему приходил дух тщеславия, приносил с собой ложную сердечную радость и изгонял всякую скорбь. В это время в нем поселялся помысел о том, что он - блаженный великий подвижник и другого такого, подобного ему, на свете нет. В эти минуты бес распространял благоухание, как будто бы Ангелы Божий заботятся о подвигах Нифона и окуривают его фимиамом. Так святой прельстился и впал в тщеславие. Но Бог не оставил Свое чадо, дал ему дар рассуждения. Теперь, когда подобные помыслы приходили к Нифону, он тотчас же их узнавал и оплакивал, ведь тот человек, который их принимает, находится далеко от Бога и последует Деннице, который спал с Небес по причине высокомудрия. Только таким образом ему удавалось их прогонять. Со временем он научился совершенно не принимать и со стыдом отвергать их.
Re: Цитатник
Любимый и любящий Апостол Христов Иоанн Богослов; " И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4:16-18)."
Re: Цитатник
Сегодня узнал, что бесы могут не только являться в виде ангелов, но и устраивать славословия, чтобы прельстить подвизающегося и ввести его в гордость!
Силуан Афонский говорил, что ему в церкви было видение, крыша открылась и он слышал славословие царя Давида. Силуан рассказал про это четырем духовникам и никто ему не ответил. После этого появились помыслы тщеславия. И благодать Духа отошла от него. Он сугубо покаялся, что доверился этому видению и сказал, что не думал, что бесы могут славословить, конечно не искренно, притворно, но даже Сулуан после нескольких лет покаяния прельстился видением.
Итак, бесы очень изобретательны.
Ещё запомнились слова, что он говорил себе, что обречён во ад, ибо не исполнил первую заповедь о любви к Богу. Потому что даже имея любовь к Богу, но имея при этом и попечение о чем-либо земном, о вещи какой-нибудь, мы этим попеченим занимаем место в своем сердце, а Бога нужно любить ВСЕМ сердцем!
Какой повод для самоосуждения!
Силуан Афонский говорил, что ему в церкви было видение, крыша открылась и он слышал славословие царя Давида. Силуан рассказал про это четырем духовникам и никто ему не ответил. После этого появились помыслы тщеславия. И благодать Духа отошла от него. Он сугубо покаялся, что доверился этому видению и сказал, что не думал, что бесы могут славословить, конечно не искренно, притворно, но даже Сулуан после нескольких лет покаяния прельстился видением.
Итак, бесы очень изобретательны.
Ещё запомнились слова, что он говорил себе, что обречён во ад, ибо не исполнил первую заповедь о любви к Богу. Потому что даже имея любовь к Богу, но имея при этом и попечение о чем-либо земном, о вещи какой-нибудь, мы этим попеченим занимаем место в своем сердце, а Бога нужно любить ВСЕМ сердцем!
Какой повод для самоосуждения!
Re: Цитатник
Посему Господь ,видя ,что нам ,мирянам оторваться от суеты окружающей нет даже шанса, меняет Мир постепенно Сам ,даруя нам многие вспомогательные инструменты , дабы мы совсем не пропали. Хватаемся за ниточку-тянем ,что есть сил.
Re: Цитатник
В записях Силуана Афонского нашел интересную мысль про слова Господа ап.Фоме: «Ты видел и осязал, но блаженны и те, которые не видели, но веруют». Помимо обычного смысла, что надо веровать, даже если Бога не чувствуешь, есть ещё смысл, что к сожалению многие не ощущают действия Святого Духа конечно по недостатку смирения, но и таковые спасутся если будут просто веровать. Но хорошо чувствовать действия Св.Духа, чувствовать, знать Бога, и ап. Фома здесь выступает как пример того, кто опытно, а не рассудочно ведает Бога.
"Редкие души знают Тебя, и мало с кем можно говорить о Тебе: больше спасаются люди верою. Но как Ты Сам сказал Апостолу Фоме: «Ты видел и осязал, но блаженны и те, которые не видели, но веруют». Так не все ощущают Духа Святого, но кто боится Бога и хранит заповеди Его, все будут спасены, ибо безмерно много нас любит Господь, и я не мог бы знать этой любви, если бы не научил меня Дух Святый, Который учит всему доброму."
"Редкие души знают Тебя, и мало с кем можно говорить о Тебе: больше спасаются люди верою. Но как Ты Сам сказал Апостолу Фоме: «Ты видел и осязал, но блаженны и те, которые не видели, но веруют». Так не все ощущают Духа Святого, но кто боится Бога и хранит заповеди Его, все будут спасены, ибо безмерно много нас любит Господь, и я не мог бы знать этой любви, если бы не научил меня Дух Святый, Который учит всему доброму."
Re: Цитатник
И не только мало с кем можно говорить о Боге, но даже просто на духовно-православные темы. В первые годы воцерковления я думала, что в храмах работают очень верующие люди и много знающие. Но иногда общаясь с работающими в храмах, приходила в ужас от их душевного устроения. А храм для них просто работа. Да и среди прихожан мало с кем можно общаться на духовные темы. Чаще всего так - пришла, Причастилась и ушла.Дионисий писал(а): "Редкие души знают Тебя, и мало с кем можно говорить о Тебе: больше спасаются люди верою..."
- мн.гр.Алексей
- Форумчанин
- Сообщения: 1196
- Имя: Алексей
Re: Цитатник
Хочется, однако, думать, что это скорее исключение, чем правило. Искушений для работающих в храме обычно на порядок больше, чем у находящихся за церковной оградой. Вот здесь церковная трудница делится своим опытом.Любовь писал(а):В первые годы воцерковления я думала, что в храмах работают очень верующие люди и много знающие. Но иногда общаясь с работающими в храмах, приходила в ужас от их душевного устроения. А храм для них просто работа.
И потом - нужно почаще нам обращаться к недавно приведённой здесь братом Валерием ссылке на притчу...))
Re: Цитатник
Согласна, что искушений больше, а страсти кипят не менее, чем на мирских работах. Просто хочется видеть в храмах более смирных и духовных, чтобы мирские люди не говорили, что церковные хуже мирских по характеру и поведению. Все-таки так не должно быть.
- мн.гр.Алексей
- Форумчанин
- Сообщения: 1196
- Имя: Алексей
Re: Цитатник
А ещё говорят, что если бы у нас того же не было, то мы бы ничего и не заметили... А коль заметили, поймём, что и сами больны тем же, попросим милости у Боженьки в сокрушении сердечном и для себя, и для них.
Господи, милостив буди к нам, грешным!
Господи, милостив буди к нам, грешным!
Re: Цитатник
Тогда не стоит плохо говорить ни про президента, ни про правительство, ни про священноначалие, ни про Патриарха. Авторы сайта Москва-Третий Рим постоянно обличают Патриарха и священноначалие РПЦ МП во многих смертных грехах и извращениях, все видят и замечают, значит они тоже этим больны? И те, кто их читает и соглашается с ними?мн.гр.Алексей писал(а):А ещё говорят, что если бы у нас того же не было, то мы бы ничего и не заметили... А коль заметили, поймём, что и сами больны тем же...
Re: Цитатник
Цитата с сайта "М-3 РИМ": "Настоятель храма святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Евгений Соколов раскритиковал президента Владимира Путина и режиссера, ведущего «Бесогона» Никиту Михалкова за «запредельное лицемерие». Значит ли это, что данный Батюшка и сам «запредельный лицемер»?
Re: Цитатник
Все, что я читала на вышеупомянутом сайте, с некоторого времени начала исповедовать, все подряд. Прошло время и выходя на этот же сайт читаю в основном только заглавия статей, а сами статьи не читаю. Сам сайт и его авторов не осуждаю, ведь есть люди которые вообще ничего не знают, что реально делается в мире, так что им можно узнать и отсюда хоть что-то. Сама я вышла на ВДТ только "благодаря" чтению комментариев под статьями на этом самом 3rm, где отец Виктор когда-то оставил ссылку на свой сайт.
По-моему, надо отличать критику (или обличение) от осуждения, хотя порой довольно трудно. Что же касается осуждения, мне пришло однажды на ум, что проще всего начать каяться в тех грехах, которые я замечаю у других, так как это выходит то, что есть во мне самой.
И всегда удивлялась, что кого-то в храме "обидели" , а мне почему-то всегда "везло" в любых храмах - все очень добрые и отзывчивые. Слава Богу, что и не только в храмах, а вообще по жизни встречаю много хороших людей! Слава Тебе, Господи!
По-моему, надо отличать критику (или обличение) от осуждения, хотя порой довольно трудно. Что же касается осуждения, мне пришло однажды на ум, что проще всего начать каяться в тех грехах, которые я замечаю у других, так как это выходит то, что есть во мне самой.
И всегда удивлялась, что кого-то в храме "обидели" , а мне почему-то всегда "везло" в любых храмах - все очень добрые и отзывчивые. Слава Богу, что и не только в храмах, а вообще по жизни встречаю много хороших людей! Слава Тебе, Господи!
Re: Цитатник
Согласна с тобой Екатерина, ко всему нужно относиться с рассуждением. А в храме меня никто не обижал и я стараюсь ко всем относиться в соответствии с Евагельскими заповедями, я имела ввиду другое - вроде все православные, а мало с кем можно поговорить на духовно-православные темы.Екатерина писал(а):...По-моему, надо отличать критику (или обличение) от осуждения, хотя порой довольно трудно. Что же касается осуждения, мне пришло однажды на ум, что проще всего начать каяться в тех грехах, которые я замечаю у других, так как это выходит то, что есть во мне самой.
И всегда удивлялась, что кого-то в храме "обидели" , а мне почему-то всегда "везло" в любых храмах - все очень добрые и отзывчивые. Слава Богу, что и не только в храмах, а вообще по жизни встречаю много хороших людей! Слава Тебе, Господи!
Re: Цитатник
Ищущий разум сподвигается к нашему сайту. Значит, не ищут.
Re: Цитатник
Верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,...
Единого - означает то, что два естества Спасителя, Божественное и человеческое, соединены в единую ипостась Бога Слова. Соединены сии естества Спасовы изначально с рождения, с непорочного зачатия, с предузнания Иисуса. Никогда человеческое естество Спасителя не существовало отдельно от Бога Слова, второй ипостаси Бога, Святой Троицы.
Ефесский Собор, между прочим, одобрил и принял в основание своего учения об ипостаси Христовой послания св. Кирилла александрийского к Несторию, из коих в одном оно излагается так: «мы учим, что Слово, ипостасно соединив с собою плоть, оживленную душею разумною, неизреченно и непостижимо сделалось человеком, стало именоваться Сыном человеческим…; мы говорим, что хотя естества, сочетанные в истинное соединение, различны, но един Христос, един Сын из обоих естеств, и не так, как будто бы различие естеств исчезло по причине сего соединения; напротив, утверждаем, что Божество и человечество составили единую ипостась Господа И. Христа, посредством неизреченного и неизъяснимого совокупления сих различных естеств во единство».
В частности ефесский Собор принял и одобрил двенадцать догматических глав или анафемств того же святителя александрийского, писанных к еретику Несторию. Здесь в четвертой главе: «кто выражения, находящиеся в писаниях евангельских и апостольских и сказанные о Христе либо священными писателями, либо Им самим о себе, различает так, что одни из них приписывает человеку, отдельно от Слова Божия разумеваемому, а другие, как Богоприличные одному только Слову, сущему от Бога Отца: тот да будет анафема».
Собор же халкидонский, в своем вероопределении научает исповедывать «единого и того же Христа, Сына, Господа, единородного, во двух естествах… познаваемого…, не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и того же Сына и единородного Бога Слова».
Св. Ефрем Сирин: «одного и того же исповедую совершенным Богом и совершенным человеком, в двух естествах, ипостасно или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно и неизменно, облекшимся в плоть, одушевленную словесною и разумною душею и соделавшимся нам подобострастным во всем, кроме одного греха; один и тот же есть… Бог и человек, в том и другом совершенный, Один в два естества, и в двух Один»
Св. Афанасий александрийский. Как душа и тело составляют одного человека, так Бог и человек, есть един Христос.
Т.е. как не рождается тело без души, так и человек Иисус не существовал без соединения с Богом, но всегда был с Ним.
Единого - означает то, что два естества Спасителя, Божественное и человеческое, соединены в единую ипостась Бога Слова. Соединены сии естества Спасовы изначально с рождения, с непорочного зачатия, с предузнания Иисуса. Никогда человеческое естество Спасителя не существовало отдельно от Бога Слова, второй ипостаси Бога, Святой Троицы.
Ефесский Собор, между прочим, одобрил и принял в основание своего учения об ипостаси Христовой послания св. Кирилла александрийского к Несторию, из коих в одном оно излагается так: «мы учим, что Слово, ипостасно соединив с собою плоть, оживленную душею разумною, неизреченно и непостижимо сделалось человеком, стало именоваться Сыном человеческим…; мы говорим, что хотя естества, сочетанные в истинное соединение, различны, но един Христос, един Сын из обоих естеств, и не так, как будто бы различие естеств исчезло по причине сего соединения; напротив, утверждаем, что Божество и человечество составили единую ипостась Господа И. Христа, посредством неизреченного и неизъяснимого совокупления сих различных естеств во единство».
В частности ефесский Собор принял и одобрил двенадцать догматических глав или анафемств того же святителя александрийского, писанных к еретику Несторию. Здесь в четвертой главе: «кто выражения, находящиеся в писаниях евангельских и апостольских и сказанные о Христе либо священными писателями, либо Им самим о себе, различает так, что одни из них приписывает человеку, отдельно от Слова Божия разумеваемому, а другие, как Богоприличные одному только Слову, сущему от Бога Отца: тот да будет анафема».
Собор же халкидонский, в своем вероопределении научает исповедывать «единого и того же Христа, Сына, Господа, единородного, во двух естествах… познаваемого…, не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и того же Сына и единородного Бога Слова».
Св. Ефрем Сирин: «одного и того же исповедую совершенным Богом и совершенным человеком, в двух естествах, ипостасно или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно и неизменно, облекшимся в плоть, одушевленную словесною и разумною душею и соделавшимся нам подобострастным во всем, кроме одного греха; один и тот же есть… Бог и человек, в том и другом совершенный, Один в два естества, и в двух Один»
Св. Афанасий александрийский. Как душа и тело составляют одного человека, так Бог и человек, есть един Христос.
Т.е. как не рождается тело без души, так и человек Иисус не существовал без соединения с Богом, но всегда был с Ним.
Re: Цитатник
За исключением догмата о пресвятой Троице, ни один догмат христианский не подвергался стольким пререканиям и искажениям со стороны еретиков, и не был столько защищаем пастырями Церкви, как догмат о Лице Богочеловека. Чтобы удобнее обнять все эти многочисленные заблуждения, от которых издревле православная
Церковь старалась предохранять истину, еще блажен. Августин подразделял их на три главные класса: на заблуждения – а) касательно Божества Иисуса Христа; б) касательно Его человечества, и в) касательно соединения в Нем того и другого.
1) Заблуждения касательно Божества Иисуса Христа подразделяются, в свою очередь, на три частнейшие.
Первое и самое древнее из них принадлежит тем, которые совершенно отвергали Божество во Иисусе Христе, и считали Его простым человеком: так учили – в век апостольский Керинф и Евион, обличенные еще св. Иоанном Богословом, написавшим против них свое Евангелие; во втором веке – Карпократ, Феодот и Артемон с последователями, обличенные Иринеем, Тертуллианом и другими; в третьем веке – Павел самосатский, обличенный двумя антиохийскими соборами (в 264 и 270 г.). Этой же ереси, многократно осужденной древнею Церковию, держатся в новейшие времена социниане и рационалисты.
Второе заблуждение – тех, которые, хотя не считали Иисуса Христа простым человеком, и говорили, что в Нем воплотился Сын Божий, но утверждали, что это Сын Божий, не рожденный от Бога, а сотворенный, – совершеннейший из всех сотворенных духов, но не имеющий естества Божеского: ересь ариан, полуариан и других арианских толков, торжественно осужденная на первом вселенском Соборе (в 326 г.), и опровергнутая во всех подробностях знаменитейшими учителями Церкви четвертого и пятого столетий.
Третье, наконец, заблуждение допускало, что во Христе Иисусе воплотился действительно сам Бог, но не Бог Слово, единородный Сын Божий, а Бог Отец или вся св. Троица, понимаемая, как единое Божеское Лицо, под тремя именами и в трояком проявлении: ересь патрипассиан и антитринитариев, многократно осужденная во втором и третьем веке.
2) Заблуждения касательно человечества Иисуса Христа можно подразделить также на три вида.
Одни из еретиков заблуждали касательно плоти Иисуса Христа. Многие, считая недостойным Божества, чтобы оно облеклось в какую либо вещественную оболочку, учили, что Господь Иисус вовсе не имел плоти, что Его тело было только мнимое, призрачное, от чего и сами получили название докетов: ересь эта возникла еще во дни Апостолов, и обличена была св. Иоанном Богословом в двух первых его посланиях (1Иоан. 4, 2. 3; 2Иоан. 7), потом усилилась и распространилась между многочисленными сектами гностическими. Некоторые же, именно: апеллиане, валентиниане и манихеи, если и допускали, что Христос имел действительное тело, не призрак, – не признавали, однакож, этого тела подобным нашему, человеческим, а считали его или за тело какое-то небесное, духовное, с которым Господь только прошел чрез утробу Девы, не заимствовав от нее ничего; или хотя и за тело вещественное, впрочем тончайшее нашего, и составленное из сущности мiра, и след. также не заимствованное от Девы. Вслед за св. Иоанном Богословом, против этих еретических мнений писали: Игнатий Богоносец, Ириней, Мелитон, Тертуллиан, Климент александрийский и многие другие учители древней Церкви; однакож и доселе нечто подобное о плоти И. Христа мудрствуют квакеры и анабаптисты.
Другие еретики заблуждали касательно души И. Христа, утверждая, что Христос или вовсе не имел человеческой души, которую заменяло в Нем Его Божество, или, если и имел душу, то одну только низшую, чувственную, а не имел человеческого разума (νοϋς) или духа (πνεύμα). Против этого лжеучения в обоих его видах, которое наиболее старался распространить Аполлинарий с своими последователями, Церковь изрекла свой приговор на соборах: александрийском (в 362 г.), римском (в 373 г.) и константинопольском – первом, втором вселенском (в 381 г.), – не упоминаем уже о частных учителях, опровергавших то же лжеучение.
Третьи заблуждали касательно рождения И. Христа по человечеству, проповедуя, будто Он родился не сверхъестественным образом от пресв. Девы Марии, а родился, как простой человек, от Иосифа и Марии: ересь Керинфа, Карпократа и других иудействовавших гностиков, обличенная с самого появления своего учителями Церкви: Игнатием Богоносцем, Иринеем, Тертуллианом, Кириллом иерусалимским и другими, и потом торжественно осужденная в самом символе второго вселенского Собора, где исповедуется Сын Божий воплотившимся «от Духа Свята и Марии Девы». В ближайшие к нам времена ересь эта снова, поднята из праха рационалистами.
3) Наконец, заблуждений касательно соединения во Иисусе Христе двух естеств, Божеского и человеческого, известно четыре: заблуждения несториан, евтихиан, монофелитов и адопциан.
Несторий, бывший константинопольский патриарх (в V в.), с своими последователями совершенно разделял два естества во И. Христе – до того, что допускал в Нем два лица, и учил:
«Бог Слово ипостасно не соединялся с естеством человеческим и не рождался от Девы Марии, а родился от нее простой человек-Христос, с которым Бог Слово соединен был только внешним образом, нравственно, – в котором обитал, как во храме, как прежде обитал в Моисее и других пророках, и который, следовательно, был только Богоносец (θεοφόρος), а не Богочеловек, равно как пресв. Дева – только Христородица (χριστοτόκοζ), а не Богородица». Это лжеучение, прежде всего обличенное св. Кириллом александрийским, потом собором римским, под председательством папы Целестина, а потом собором александрийским, под председательством того же св. Кирилла, наконец торжественно осуждено было в 431 г. третьим Собором вселенским, бывшим в Ефесе.
Евтихий, архимандрит одного из константинопольских монастырей (в V в.), вооружась против ереси Несториевой, впал в противоположную крайность, и совершенно сливал во Христе два естества, так что признавал в Нем не только одно Лицо, но и одно естество, от чего последователи этого еретика и назывались монофизитами (от μόνος один и φυσις естество): ибо человечество, учил он, во Христе поглощено Божеством, при ипостасном соединении, и утратило все, свойственное естеству человеческому, кроме видимого образа; а потому во Христе явилось и жило на земле собственно Слово, под видом только плоти, и Божество Слова и страдало, и было погребено, и воскресло. Это лжеучение, не раз возникавшее и прежде Евтихия, но только усиленное и распространенное Евтихием, который защищал его с особенным упорством и дерзостию, торжественно осуждено было Собором халкидонским, четвертым вселенским.
Сущность ереси монофелитской (μόνος – один и θέλημα – воля, хотение), возникшей около 630 г., которую справедливо можно считать дальнейшим развитием монофизитской, состояла в том, будто во И. Христе, хотя и два естества, но одна воля, одно действование. Эта ересь, произведшая в Церкви величайшие волнения и увлекшая патриархов: константинопольских – Сергия и Пирра, римского – Онория, александрийского – Кира и многих других, торжественно осуждена была (в 680 г.) на шестом вселенском Соборе, константинопольском III.
Наконец, лжеучение адопциан, выродившееся из начал несторианизма к концу VIII века, утверждало, будто Иисус Христос по человеческому своему естеству есть Сын Богу Отцу не собственный, а благодатный, усыновленный (adoptivus), очевидно, предполагая разделение во И. Христе двух естеств на два лица. Виновниками этого лжеучения были два испанские епископа – Феликс и Елипанд (ок. 783 г.); но из Испании оно вскоре распространилось по всей Церкви западной, и осуждено многими поместными соборами в Галлии, Германии и Италии.
Посреди всех этих многочисленных ересей касательно Лица Господа Иисуса, православная Церковь от дней апостольских постоянно защищала и раскрывала одно и тоже учение, которое с особенною силою выразила на четвертом вселенском Соборе в следующих словах: «Последующе божественным Отцем, все единогласно поучаем исповедывати единаго и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве: истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела: единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству: по всему нам подобна, кроме греха: рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству: единаго и тогожде Христа, Сына, Господа, единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго, (никако же различию двух естеств потребляемому соединением, паче же сохраняемому свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемаго): не на два лица рассекаемаго или разделяемаго, но единаго и тогожде Сына, и единороднаго Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле Пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам символ Отец наших».
Отсюда видно, что все учение православной Церкви о Лице Господа Иисуса состоит из двух главных положений: I) из того, что во Христе Иисусе два естества, Божеское и человеческое, и II) из того, что эти два естества в Нем составляют единую ипостась.
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulg ... vie-tom2/5
Церковь старалась предохранять истину, еще блажен. Августин подразделял их на три главные класса: на заблуждения – а) касательно Божества Иисуса Христа; б) касательно Его человечества, и в) касательно соединения в Нем того и другого.
1) Заблуждения касательно Божества Иисуса Христа подразделяются, в свою очередь, на три частнейшие.
Первое и самое древнее из них принадлежит тем, которые совершенно отвергали Божество во Иисусе Христе, и считали Его простым человеком: так учили – в век апостольский Керинф и Евион, обличенные еще св. Иоанном Богословом, написавшим против них свое Евангелие; во втором веке – Карпократ, Феодот и Артемон с последователями, обличенные Иринеем, Тертуллианом и другими; в третьем веке – Павел самосатский, обличенный двумя антиохийскими соборами (в 264 и 270 г.). Этой же ереси, многократно осужденной древнею Церковию, держатся в новейшие времена социниане и рационалисты.
Второе заблуждение – тех, которые, хотя не считали Иисуса Христа простым человеком, и говорили, что в Нем воплотился Сын Божий, но утверждали, что это Сын Божий, не рожденный от Бога, а сотворенный, – совершеннейший из всех сотворенных духов, но не имеющий естества Божеского: ересь ариан, полуариан и других арианских толков, торжественно осужденная на первом вселенском Соборе (в 326 г.), и опровергнутая во всех подробностях знаменитейшими учителями Церкви четвертого и пятого столетий.
Третье, наконец, заблуждение допускало, что во Христе Иисусе воплотился действительно сам Бог, но не Бог Слово, единородный Сын Божий, а Бог Отец или вся св. Троица, понимаемая, как единое Божеское Лицо, под тремя именами и в трояком проявлении: ересь патрипассиан и антитринитариев, многократно осужденная во втором и третьем веке.
2) Заблуждения касательно человечества Иисуса Христа можно подразделить также на три вида.
Одни из еретиков заблуждали касательно плоти Иисуса Христа. Многие, считая недостойным Божества, чтобы оно облеклось в какую либо вещественную оболочку, учили, что Господь Иисус вовсе не имел плоти, что Его тело было только мнимое, призрачное, от чего и сами получили название докетов: ересь эта возникла еще во дни Апостолов, и обличена была св. Иоанном Богословом в двух первых его посланиях (1Иоан. 4, 2. 3; 2Иоан. 7), потом усилилась и распространилась между многочисленными сектами гностическими. Некоторые же, именно: апеллиане, валентиниане и манихеи, если и допускали, что Христос имел действительное тело, не призрак, – не признавали, однакож, этого тела подобным нашему, человеческим, а считали его или за тело какое-то небесное, духовное, с которым Господь только прошел чрез утробу Девы, не заимствовав от нее ничего; или хотя и за тело вещественное, впрочем тончайшее нашего, и составленное из сущности мiра, и след. также не заимствованное от Девы. Вслед за св. Иоанном Богословом, против этих еретических мнений писали: Игнатий Богоносец, Ириней, Мелитон, Тертуллиан, Климент александрийский и многие другие учители древней Церкви; однакож и доселе нечто подобное о плоти И. Христа мудрствуют квакеры и анабаптисты.
Другие еретики заблуждали касательно души И. Христа, утверждая, что Христос или вовсе не имел человеческой души, которую заменяло в Нем Его Божество, или, если и имел душу, то одну только низшую, чувственную, а не имел человеческого разума (νοϋς) или духа (πνεύμα). Против этого лжеучения в обоих его видах, которое наиболее старался распространить Аполлинарий с своими последователями, Церковь изрекла свой приговор на соборах: александрийском (в 362 г.), римском (в 373 г.) и константинопольском – первом, втором вселенском (в 381 г.), – не упоминаем уже о частных учителях, опровергавших то же лжеучение.
Третьи заблуждали касательно рождения И. Христа по человечеству, проповедуя, будто Он родился не сверхъестественным образом от пресв. Девы Марии, а родился, как простой человек, от Иосифа и Марии: ересь Керинфа, Карпократа и других иудействовавших гностиков, обличенная с самого появления своего учителями Церкви: Игнатием Богоносцем, Иринеем, Тертуллианом, Кириллом иерусалимским и другими, и потом торжественно осужденная в самом символе второго вселенского Собора, где исповедуется Сын Божий воплотившимся «от Духа Свята и Марии Девы». В ближайшие к нам времена ересь эта снова, поднята из праха рационалистами.
3) Наконец, заблуждений касательно соединения во Иисусе Христе двух естеств, Божеского и человеческого, известно четыре: заблуждения несториан, евтихиан, монофелитов и адопциан.
Несторий, бывший константинопольский патриарх (в V в.), с своими последователями совершенно разделял два естества во И. Христе – до того, что допускал в Нем два лица, и учил:
«Бог Слово ипостасно не соединялся с естеством человеческим и не рождался от Девы Марии, а родился от нее простой человек-Христос, с которым Бог Слово соединен был только внешним образом, нравственно, – в котором обитал, как во храме, как прежде обитал в Моисее и других пророках, и который, следовательно, был только Богоносец (θεοφόρος), а не Богочеловек, равно как пресв. Дева – только Христородица (χριστοτόκοζ), а не Богородица». Это лжеучение, прежде всего обличенное св. Кириллом александрийским, потом собором римским, под председательством папы Целестина, а потом собором александрийским, под председательством того же св. Кирилла, наконец торжественно осуждено было в 431 г. третьим Собором вселенским, бывшим в Ефесе.
Евтихий, архимандрит одного из константинопольских монастырей (в V в.), вооружась против ереси Несториевой, впал в противоположную крайность, и совершенно сливал во Христе два естества, так что признавал в Нем не только одно Лицо, но и одно естество, от чего последователи этого еретика и назывались монофизитами (от μόνος один и φυσις естество): ибо человечество, учил он, во Христе поглощено Божеством, при ипостасном соединении, и утратило все, свойственное естеству человеческому, кроме видимого образа; а потому во Христе явилось и жило на земле собственно Слово, под видом только плоти, и Божество Слова и страдало, и было погребено, и воскресло. Это лжеучение, не раз возникавшее и прежде Евтихия, но только усиленное и распространенное Евтихием, который защищал его с особенным упорством и дерзостию, торжественно осуждено было Собором халкидонским, четвертым вселенским.
Сущность ереси монофелитской (μόνος – один и θέλημα – воля, хотение), возникшей около 630 г., которую справедливо можно считать дальнейшим развитием монофизитской, состояла в том, будто во И. Христе, хотя и два естества, но одна воля, одно действование. Эта ересь, произведшая в Церкви величайшие волнения и увлекшая патриархов: константинопольских – Сергия и Пирра, римского – Онория, александрийского – Кира и многих других, торжественно осуждена была (в 680 г.) на шестом вселенском Соборе, константинопольском III.
Наконец, лжеучение адопциан, выродившееся из начал несторианизма к концу VIII века, утверждало, будто Иисус Христос по человеческому своему естеству есть Сын Богу Отцу не собственный, а благодатный, усыновленный (adoptivus), очевидно, предполагая разделение во И. Христе двух естеств на два лица. Виновниками этого лжеучения были два испанские епископа – Феликс и Елипанд (ок. 783 г.); но из Испании оно вскоре распространилось по всей Церкви западной, и осуждено многими поместными соборами в Галлии, Германии и Италии.
Посреди всех этих многочисленных ересей касательно Лица Господа Иисуса, православная Церковь от дней апостольских постоянно защищала и раскрывала одно и тоже учение, которое с особенною силою выразила на четвертом вселенском Соборе в следующих словах: «Последующе божественным Отцем, все единогласно поучаем исповедывати единаго и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве: истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела: единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству: по всему нам подобна, кроме греха: рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству: единаго и тогожде Христа, Сына, Господа, единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго, (никако же различию двух естеств потребляемому соединением, паче же сохраняемому свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемаго): не на два лица рассекаемаго или разделяемаго, но единаго и тогожде Сына, и единороднаго Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле Пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам символ Отец наших».
Отсюда видно, что все учение православной Церкви о Лице Господа Иисуса состоит из двух главных положений: I) из того, что во Христе Иисусе два естества, Божеское и человеческое, и II) из того, что эти два естества в Нем составляют единую ипостась.
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulg ... vie-tom2/5
Re: Цитатник
Каким образом два естества во Иисусе Христе, Божеское и человеческое, несмотря на всю их разность, соединились во едину ипостась; как Он, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, есть только одно Лицо: это, по слову Божию – велия благочестия тайна (1Тим. 3, 16), и следовательно, недоступно для нашего разума. Но сколько доступна тайна сия для нашей веры, на основании того же слова Божия, св. Церковь учит нас, что два естества в нашем Спасителе соединились:
1) с одной стороны – неслитно (άσυγχύτως) и неизменно, или непреложно (άτρεπτως), вопреки лжеучению монофизитов, сливавших во Христе два естества в одно, или допускавших в Нем преложение Божества в плоть; II) а с другой стороны – нераздельно (αδιαιρετως) и неразлучно (άχωρίστως), вопреки заблуждению несториан, разделявших во Христе естества, и других еретиков, отвергавших, чтобы они соединены были постоянно и непрерывно (см. Догм. Собора халкидон.).
Два естества соединялись во Христе нераздельно и неразлучно. Нераздельно в том смысле, что хотя они пребывают во Христе совершенно целыми и различными, со всеми своими свойствами, но не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, как учил Несторий, а соединены во едину ипостась Богочеловека: эта истина нами уже раскрыта. Неразлучно – в том смысле, что, соединившись во едину ипостась Спасителя с минуты зачатия Его во утробе пресв. Девы, естества сии никогда уже не разлучались и не разлучатся: соединение их есть непрерывное. Оно, как, в частности, раскрывали эту истину учители древней Церкви, в опровержение возникавших еретических мнений, –
1) Началось в самую минуту зачатия Спасителя во утробе пресвятой Девы (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 38). Ибо пророк предсказал, что Дева и зачнет, и родит Еммануила, т. е. Богочеловека (Ис. 7, 14); а Ангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве и родит Того, который наречется: Сын Божий (Лук. 1, 31. 35). Так же учили:
а) св. Григорий Богослов: «если кто говорит, что в Деве сперва образовался человек, и потом присоединился Бог: да будет осужден; ибо это значит не рождение Бога признавать, но избегать рождения»;
б) св. Кирилл александрийский: «не должно думать, что сперва родился от св. Девы обыкновенный человек, и потом низшло на него Слово; но говорим, что Слово в самой утробе соединилось с естеством человеческим и родилось плотию»
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulg ... vie-tom2/7
А в связи с Благовестием скажем: два естества соединялись во Христе и в предузнании.
1) с одной стороны – неслитно (άσυγχύτως) и неизменно, или непреложно (άτρεπτως), вопреки лжеучению монофизитов, сливавших во Христе два естества в одно, или допускавших в Нем преложение Божества в плоть; II) а с другой стороны – нераздельно (αδιαιρετως) и неразлучно (άχωρίστως), вопреки заблуждению несториан, разделявших во Христе естества, и других еретиков, отвергавших, чтобы они соединены были постоянно и непрерывно (см. Догм. Собора халкидон.).
Два естества соединялись во Христе нераздельно и неразлучно. Нераздельно в том смысле, что хотя они пребывают во Христе совершенно целыми и различными, со всеми своими свойствами, но не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, как учил Несторий, а соединены во едину ипостась Богочеловека: эта истина нами уже раскрыта. Неразлучно – в том смысле, что, соединившись во едину ипостась Спасителя с минуты зачатия Его во утробе пресв. Девы, естества сии никогда уже не разлучались и не разлучатся: соединение их есть непрерывное. Оно, как, в частности, раскрывали эту истину учители древней Церкви, в опровержение возникавших еретических мнений, –
1) Началось в самую минуту зачатия Спасителя во утробе пресвятой Девы (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 38). Ибо пророк предсказал, что Дева и зачнет, и родит Еммануила, т. е. Богочеловека (Ис. 7, 14); а Ангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве и родит Того, который наречется: Сын Божий (Лук. 1, 31. 35). Так же учили:
а) св. Григорий Богослов: «если кто говорит, что в Деве сперва образовался человек, и потом присоединился Бог: да будет осужден; ибо это значит не рождение Бога признавать, но избегать рождения»;
б) св. Кирилл александрийский: «не должно думать, что сперва родился от св. Девы обыкновенный человек, и потом низшло на него Слово; но говорим, что Слово в самой утробе соединилось с естеством человеческим и родилось плотию»
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulg ... vie-tom2/7
А в связи с Благовестием скажем: два естества соединялись во Христе и в предузнании.
Re: Цитатник
Монах Симеон Афонский "Что такое Любовь?"
Любовь - это Сказка. Чудеса Божии – это мир чудесной Сказки, той Сказки, Которую Бог рассказывает Своим детям... Сказка Любви...
Что такое Любовь?
Любовь - это большая Правда. Из маленьких правд большую Правду не создать, ибо большая Правда не состоит из маленьких правд.
Что такое Любовь?
Любовь - это Простота. Любовь – это очень просто, но мы утратили нашу простоту и стали сложными, поэтому нашей сложности непросто понять эту простоту Спасения.
Что такое Любовь?
Любовь - это Незивестность. Сначала мы боимся неизвестного в себе, а когда оно открывается в нас как Любовь, мы понимаем, что эта Любовь непостижима.
Что такое предельная Любовь?
Предельная Любовь – отдать свою жизнь всему, что существует. Пре дельная ненависть – уничтожить себя и других.
Что такое Совершенная Любовь?
Совершенная Любовь – высочайший и редкостный дар: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).
Что такое добро и Любовь?
Любовь - это подлинное добро. Любить кого-то одного – не значит быть добрым.
Невозможно быть по-настоящему добрым без любви к Богу.
Так что же такое эта Любовь?!
Божественная Любовь – это открытость сердца...
Чему подобна Любовь?
Бог для страдальца становится величественной Птицей, уносящей его с земли на Небеса. Эта птица – Любовь.
Как стяжать Любовь?
Стяжи истинную чистоту сердца – не допускай ни одной блудной мысли.
Как познать Любовь?
Если хочешь полюбить всем сердцем Бога и ближнего, – не люби мир; если любишь мир, как сможешь полюбить Бога и ближнего?
К кому Любовь?
Невозможно полюбить врагов, не оставив этот суетный мир, любя его и борясь за него с людьми.
В чем Любовь?
В том, что человек может противостоять злу в себе и так уподобиться Христу, Который протягивает ему руку помощи в этом восхождении.
Если зло побеждает нас, когда мы этого действительно не хотим, то с каждым разом мы становимся все сильнее.
Что убивает Любовь?
Самое опасное для Любви – это твой ум, который тебе не подвластен, ибо он не знает, что ты его истинный хозяин, но эту власть ты должен получить от Бога.
Как приобретается Любовь?
Непрестанная молитва порождает непрестанную решимость, смирение и непрестанную Любовь – так приобретается Спасение.
Кому доступна Любовь?
В целомудрии рождается юность, но не та юность, которая стремится к буйству чувств и ощущений; новая юность стремится к такой же вечной юной вечности и к вечно новому и всегда родному Богу.
Что дает Любовь?
Для того, кто любит жизнь, она становится призрачной; для того, кто любит Бога, жизнь становится Вечностью.
Кому доступна Любовь?
Обычные люди любят "обычного” Бога; но Сам Бог любит не обычных людей, которые готовы любить не обычного Бога.
Что такое Любовь?
Тот, кто любит Бога, – нашел источник, который насыщает его ненасытимо, ибо он течет в Жизнь вечную.
Что убивает Любовь?
Нет ничего страшнее той тупости, которую приносит страсть к богатству; и нет ничего прекраснее той Свободы, которую открывает душе Любовь ко Христу.
Какова Любовь?
Пока ты любишь Бога, ты растешь, и душа твоя расширяется, чтобы принять Его вместе с ближними, которые тоже участвуют в твоем росте.
В чем сущность Любви?
Сущность Любви – всегда быть Любовью.
Сущность Доброты – всегда быть Добротой.
Кто может вместить Любовь?
Жизнь не любит гордых так же, как гордые – ненавидят жизнь. Бог Сам привлекает к Себе тех, кто не только хочет, но и может Его любить.
Чем отличается Любовь?
Одна только Любовь учит прощать: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6: 14).
Что такое дружба и Любовь?
Настоящая Любовь и настоящая дружба – одно и то же.
В чем трагедия жизни и Любовь?
Господь всех нас любит, но мы не любим Господа. В этом и боль, и трагедия нашей жизни, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3: 19).
Что такое привязанность и Любовь?
Любовь спасает, а привязанность губит: «и враги человеку – домашние его» (Мф. 10: 36).
Кто имеет Любовь?
Тот, кто действительно любит Бога, не ищет к себе жалости.
Что дает Любовь?
Когда душа восходит к Богу, все ее силы объединяются в Любви, а когда ниспадает в гордыню, все ее силы разделяются, пораженные ненавистью, злобой и отчаянием.
Какой должна быть Любовь?
Любовь к Богу должна быть напряженной, но никогда не должна быть чувственной.
Что такое душевная Любовь?
Душевная любовь – это тень и призрак Божественной любви: «никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19: 17).
Как достичь Любовь?
Глубокое изменение души возможно лишь тогда, когда человек проходит через страдания, укрепляясь верой и надеждой, и имея целью предельное приближение к Богу Любви, к той Любви, Которая не от этого мира.
Как понять Любовь?
Лучше быть Любовью, чем думать о Любви.
Что такое ложная Любовь?
Чувствительная сентиментальность – это не истинная любовь. Слезливая плаксивость – это совсем не духовные слезы.
Чем отличаются Правда и Любовь?
Любовь может быть только Правдой, а Правда – это всегда Любовь.
Может ли измениться Любовь?
Божественная Любовь никогда не прекращается, а течет из сердца, как поток Живой Воды. И чем больше течет, тем больше расширяет сердце: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек » (Ин. 4: 14).
Божественная духовная Любовь не может остыть! Остывает и прекращается только человеческая любовь.
Какой будет Любовь?
Любовь должна победить на земле. А если не победит, то Ее поражение все равно станет победой.
Божественная Любовь перестать не может, она может только возрастать в Вечности.
Любовь - это Сказка. Чудеса Божии – это мир чудесной Сказки, той Сказки, Которую Бог рассказывает Своим детям... Сказка Любви...
Что такое Любовь?
Любовь - это большая Правда. Из маленьких правд большую Правду не создать, ибо большая Правда не состоит из маленьких правд.
Что такое Любовь?
Любовь - это Простота. Любовь – это очень просто, но мы утратили нашу простоту и стали сложными, поэтому нашей сложности непросто понять эту простоту Спасения.
Что такое Любовь?
Любовь - это Незивестность. Сначала мы боимся неизвестного в себе, а когда оно открывается в нас как Любовь, мы понимаем, что эта Любовь непостижима.
Что такое предельная Любовь?
Предельная Любовь – отдать свою жизнь всему, что существует. Пре дельная ненависть – уничтожить себя и других.
Что такое Совершенная Любовь?
Совершенная Любовь – высочайший и редкостный дар: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).
Что такое добро и Любовь?
Любовь - это подлинное добро. Любить кого-то одного – не значит быть добрым.
Невозможно быть по-настоящему добрым без любви к Богу.
Так что же такое эта Любовь?!
Божественная Любовь – это открытость сердца...
Чему подобна Любовь?
Бог для страдальца становится величественной Птицей, уносящей его с земли на Небеса. Эта птица – Любовь.
Как стяжать Любовь?
Стяжи истинную чистоту сердца – не допускай ни одной блудной мысли.
Как познать Любовь?
Если хочешь полюбить всем сердцем Бога и ближнего, – не люби мир; если любишь мир, как сможешь полюбить Бога и ближнего?
К кому Любовь?
Невозможно полюбить врагов, не оставив этот суетный мир, любя его и борясь за него с людьми.
В чем Любовь?
В том, что человек может противостоять злу в себе и так уподобиться Христу, Который протягивает ему руку помощи в этом восхождении.
Если зло побеждает нас, когда мы этого действительно не хотим, то с каждым разом мы становимся все сильнее.
Что убивает Любовь?
Самое опасное для Любви – это твой ум, который тебе не подвластен, ибо он не знает, что ты его истинный хозяин, но эту власть ты должен получить от Бога.
Как приобретается Любовь?
Непрестанная молитва порождает непрестанную решимость, смирение и непрестанную Любовь – так приобретается Спасение.
Кому доступна Любовь?
В целомудрии рождается юность, но не та юность, которая стремится к буйству чувств и ощущений; новая юность стремится к такой же вечной юной вечности и к вечно новому и всегда родному Богу.
Что дает Любовь?
Для того, кто любит жизнь, она становится призрачной; для того, кто любит Бога, жизнь становится Вечностью.
Кому доступна Любовь?
Обычные люди любят "обычного” Бога; но Сам Бог любит не обычных людей, которые готовы любить не обычного Бога.
Что такое Любовь?
Тот, кто любит Бога, – нашел источник, который насыщает его ненасытимо, ибо он течет в Жизнь вечную.
Что убивает Любовь?
Нет ничего страшнее той тупости, которую приносит страсть к богатству; и нет ничего прекраснее той Свободы, которую открывает душе Любовь ко Христу.
Какова Любовь?
Пока ты любишь Бога, ты растешь, и душа твоя расширяется, чтобы принять Его вместе с ближними, которые тоже участвуют в твоем росте.
В чем сущность Любви?
Сущность Любви – всегда быть Любовью.
Сущность Доброты – всегда быть Добротой.
Кто может вместить Любовь?
Жизнь не любит гордых так же, как гордые – ненавидят жизнь. Бог Сам привлекает к Себе тех, кто не только хочет, но и может Его любить.
Чем отличается Любовь?
Одна только Любовь учит прощать: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6: 14).
Что такое дружба и Любовь?
Настоящая Любовь и настоящая дружба – одно и то же.
В чем трагедия жизни и Любовь?
Господь всех нас любит, но мы не любим Господа. В этом и боль, и трагедия нашей жизни, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3: 19).
Что такое привязанность и Любовь?
Любовь спасает, а привязанность губит: «и враги человеку – домашние его» (Мф. 10: 36).
Кто имеет Любовь?
Тот, кто действительно любит Бога, не ищет к себе жалости.
Что дает Любовь?
Когда душа восходит к Богу, все ее силы объединяются в Любви, а когда ниспадает в гордыню, все ее силы разделяются, пораженные ненавистью, злобой и отчаянием.
Какой должна быть Любовь?
Любовь к Богу должна быть напряженной, но никогда не должна быть чувственной.
Что такое душевная Любовь?
Душевная любовь – это тень и призрак Божественной любви: «никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19: 17).
Как достичь Любовь?
Глубокое изменение души возможно лишь тогда, когда человек проходит через страдания, укрепляясь верой и надеждой, и имея целью предельное приближение к Богу Любви, к той Любви, Которая не от этого мира.
Как понять Любовь?
Лучше быть Любовью, чем думать о Любви.
Что такое ложная Любовь?
Чувствительная сентиментальность – это не истинная любовь. Слезливая плаксивость – это совсем не духовные слезы.
Чем отличаются Правда и Любовь?
Любовь может быть только Правдой, а Правда – это всегда Любовь.
Может ли измениться Любовь?
Божественная Любовь никогда не прекращается, а течет из сердца, как поток Живой Воды. И чем больше течет, тем больше расширяет сердце: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек » (Ин. 4: 14).
Божественная духовная Любовь не может остыть! Остывает и прекращается только человеческая любовь.
Какой будет Любовь?
Любовь должна победить на земле. А если не победит, то Ее поражение все равно станет победой.
Божественная Любовь перестать не может, она может только возрастать в Вечности.
Re: Цитатник
"Если Бог благ, то все благо. То, что не благо — не существует, ибо не было создано. Не благо творится нами, ослепленными своими прегрешениями."
Из книги Птицы небесные.
Глубокая мысль. В нашем мире не благо кажется существует и существует намного больше блага. А на самом деле его не существует, в вечном бытия этого нет! Соответственно не существует той моей части, которая соучаствовала в творении неблага. Страшно!
Мне кажется, именно об этом говорят строки апокалипсиса:
Откр.17:8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель;
и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
Из книги Птицы небесные.
Глубокая мысль. В нашем мире не благо кажется существует и существует намного больше блага. А на самом деле его не существует, в вечном бытия этого нет! Соответственно не существует той моей части, которая соучаствовала в творении неблага. Страшно!
Мне кажется, именно об этом говорят строки апокалипсиса:
Откр.17:8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель;
и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
- Андрей Шестак
- Форумчанин
- Сообщения: 994
- Имя: Андрей
Re: Цитатник
"В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (см. Агг. 2, 7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона – к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении – о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому <…>
Этому хочу уподобить и Богословие, только в противоположном отношении, ибо там преобразование достигалось через отменения, а здесь совершенство – через прибавления".
Святитель Григорий Богослов.
Этому хочу уподобить и Богословие, только в противоположном отношении, ибо там преобразование достигалось через отменения, а здесь совершенство – через прибавления".
Святитель Григорий Богослов.
- Андрей Шестак
- Форумчанин
- Сообщения: 994
- Имя: Андрей
Re: Цитатник
Интересные цитаты из трудов святителя Дионисия Ареопагита о круговом движении ума (обращении ума на самого себя, в ходе чего рождается самоосознание, и что открывает дорогу к Обожению). К православным дискуссиям о месте ума в рождении личности и Обожении:
"Говорят, что божественные умы движутся по окружности, когда их объединяют безначальные и бесконечные осияния Прекрасного и Добра; по прямой — когда выходят во-вне для промысла о меньших, чтобы правильно все совершить; и по спирали — когда, промышляя о меньших, продолжают неотрывно пребывать в том же положении относительно Причины тождества, Прекрасного и Добра, непрестанно двигаясь вокруг Нее по окружности.<...>
Душе же свойственно, во-первых, круговое движение: ей дарована способность входить в себя извне и единовидно сообращать свои умственные силы как бы по некоему кругу, что придает ей устойчивость, отвращает от множества того, что вне ее, и сначала сосредоточивает в себе, а потом, по мере того, как она становится единовидной, объединяет с единственно объединенными силами и таким образом приводит к Прекрасному и Добру, Которое превыше всего сущего, едино, тождественно, безначально и бесконечно.
По спирали же душа движется, когда соответствующим ей образом се озаряют божественные знания — не умственно и объединяюще, но словесно и изъяснительно, как бы смешанными и переходными энергиями.
А по прямой — когда, не входя в себя и не будучи движима объединяющей разумностью (то есть, как я сказал, по кругу), она выходит во-вне к тому, что вокруг нее, и затем извне, как бы от множества некиих разнообразных символов, возводится к простому и цельному созерцанию.
Добрый называется умственным Светом, — ибо всякий сверхнебесный ум преисполнен умственного Света, и в то же время Он отгоняет от всех, в чьи души проникает, всякое неведение и обман, и всем им передает священный свет, и очищает их умственные очи от окружающей их мглы неведения, оживляет и отверзает их, многой тяжестью тьмы смеженные, и дает им видеть сначала неяркие лучи, а вкусившим света и стремящимся к большему потом показывает Себя больше и начинает сиять им с избытком "за то, что возлюбили много..."
https://www.litmir.me/br/?b=128426&p=7
"Говорят, что божественные умы движутся по окружности, когда их объединяют безначальные и бесконечные осияния Прекрасного и Добра; по прямой — когда выходят во-вне для промысла о меньших, чтобы правильно все совершить; и по спирали — когда, промышляя о меньших, продолжают неотрывно пребывать в том же положении относительно Причины тождества, Прекрасного и Добра, непрестанно двигаясь вокруг Нее по окружности.<...>
Душе же свойственно, во-первых, круговое движение: ей дарована способность входить в себя извне и единовидно сообращать свои умственные силы как бы по некоему кругу, что придает ей устойчивость, отвращает от множества того, что вне ее, и сначала сосредоточивает в себе, а потом, по мере того, как она становится единовидной, объединяет с единственно объединенными силами и таким образом приводит к Прекрасному и Добру, Которое превыше всего сущего, едино, тождественно, безначально и бесконечно.
По спирали же душа движется, когда соответствующим ей образом се озаряют божественные знания — не умственно и объединяюще, но словесно и изъяснительно, как бы смешанными и переходными энергиями.
А по прямой — когда, не входя в себя и не будучи движима объединяющей разумностью (то есть, как я сказал, по кругу), она выходит во-вне к тому, что вокруг нее, и затем извне, как бы от множества некиих разнообразных символов, возводится к простому и цельному созерцанию.
Добрый называется умственным Светом, — ибо всякий сверхнебесный ум преисполнен умственного Света, и в то же время Он отгоняет от всех, в чьи души проникает, всякое неведение и обман, и всем им передает священный свет, и очищает их умственные очи от окружающей их мглы неведения, оживляет и отверзает их, многой тяжестью тьмы смеженные, и дает им видеть сначала неяркие лучи, а вкусившим света и стремящимся к большему потом показывает Себя больше и начинает сиять им с избытком "за то, что возлюбили много..."
https://www.litmir.me/br/?b=128426&p=7
- Андрей Шестак
- Форумчанин
- Сообщения: 994
- Имя: Андрей
Re: Цитатник
И ещё по этой же теме:
"Ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо - Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума (ὅ φησι κατ᾽ εὐθείαν κίνισιν τοῦ νοῦ), - и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ( κυκλικὴν εἶναι κίνησιν) ума. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что “ум, не рассеивающийся по внешнему...” - стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: »... возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит ”как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума... невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание ( ἀδύνατον εἶναι φησι πλα᾿ νη τινὶ περιπεσεῖν)" <...> https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzha ... /5#note201
К этому можно добавить, что круговое движение (восприятие умом себя) не только лучшее, ведущее "через самого себя к Богу", но и личностно-образующее действие ума.
"Ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо - Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума (ὅ φησι κατ᾽ εὐθείαν κίνισιν τοῦ νοῦ), - и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ( κυκλικὴν εἶναι κίνησιν) ума. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что “ум, не рассеивающийся по внешнему...” - стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: »... возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит ”как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума... невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание ( ἀδύνατον εἶναι φησι πλα᾿ νη τινὶ περιπεσεῖν)" <...> https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzha ... /5#note201
К этому можно добавить, что круговое движение (восприятие умом себя) не только лучшее, ведущее "через самого себя к Богу", но и личностно-образующее действие ума.