И это написано лет 70 назад. Насколько актуальнее эта проблема сегодня, настолько менее говорят о ней с сегодняшних амвонов...Если именно труд есть благо, способное смирить, если все скорби причтены нам чтобы смирять, ибо они именно эту цель и преследуют, то посмотрим же на сегодняшний мир, сколько изобретений для облегчения труда, сколько техники для развлечений? Где мы? Как нам спастись? Если сегодняшний мир, страшными соблазнами полон, сколько у людей вызывает это восторга и радости, когда появляется ловушка, когда появляется очередная наживка? Сколько уже отдали жизнь свою и где они сейчас? Мы освобождаемся от труда для праздности ума! Мы доступны лукавому. Достаточно посмотреть на нас, называющих себя верующими, как мы беспечны! Какое радушие и беззаботность при таком великом потопе! Если раньше и не было таких развлечений, а христиане были намного строже, то мы то, как веселы, при таком шикарном наличии соблазнов в нашей жизни! Дети наши, дети верующих родителей носят на себе одежду развратную, а нам все одно! Наше поколение вымирает, верующих почти не осталось, а мы радостны, при таком то наличии отступления и зла? Верующие сегодня страшно остыли к Богу! Сдружились с миром и с каким миром? С таким, в котором в отличии от прошлых времен, порок стал честным делом, на которое имеет законное право каждый, за это дело и хвалят, блуд в почете. С таким миром мы сдружились и не видим этого. Страшно, что именно не видим. А все пытаемся оправдываться, как то выкрутиться, тогда когда замкнулись в темноте и Бога не видим. Если в прошлые времена христиане были осторожны и держались от влияний мира, но ни тем более ли сегодня должна быть более строгость и осторожность?Схиигумен Иоанн (Алексеев) ИЗ КНИГИ "ДУХОВНЫЕ СОВЕТЫ СОВРЕМЕННЫМ ХРИСТИАНАМ"
Духовное руководство
«В данное время (1946г.) мы лишены этого блага жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам совсем не то, говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Св. Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Руководитель должен быть безстрастный и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение.
Хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно, как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмет отравляющее. Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение, и Господь по своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние».