Что было в начале?
В современном богословии распространено мнение об изначальном сотворении мира из ничего. Это частное мнение некоторых богословов даже называют догматическим, хотя оно не имеет ни одного соборного заключения. Более того, в канонических книгах Священного Писания нет ни единого повода для утверждения подобной точки зрения. Библия и Евангелие прямо наоборот свидетельствуют, что «Вначале было Слово» (Ин. 1:1), а не ничто. Через Слово «начало быть всё, что начало быть» (Ин. 1), а не «из ничего».
«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» (Пс.32:6). Словом и духом уст – это значит благодатью, выходящей из Господа. Благодать – это всё, а не ничто.
Иоанн Богослов утверждает: «благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Если уж нетварная благодать имеет некое таинственное происхождение, то разумнее её и считать началом, а не ничто.
«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евреям 11:3). Апостол Павел утверждает, что существует прямая связь между нетварным миром Бога и сотворенными веками. Одно вытекает из другого без всякого «ничто».
Апостол Иаков говорит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов... Захотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам стать некоторым начатком Его творения…» (Иак. 1:16-17). Если уж об сотворенных человеках говорится в категории рождаемости, можно однозначно утверждать, что существует неразрывная преемственность от Самого Бога Отца, до последнего звена творения - человека. И в этой цепочки не предусмотрено место для какого-то странного звена бытийной пустоты, именуемой «ничто».
Св. Григорий Богослов пишет: «Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные Силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом». Опять мы видим, что ангелы создаются Словом и Духом из мысли, а не «из ничего».
Иоанн Дамаскин в таком авторитетном труде как «Точное изложение православной веры», описывая концепцию творения, ни словом не обмолвливается о «сотворении из ничего» и утверждает прямо противоположное: «Ангел есть некое истечение (струя) Первого Света и причастие Его. Божественные умы, круговращыаясь, соединяются с безначальным и бесконечным осиянием красоты и блага». «Все Ангелы сотворены чрез Слово и достигли совершенства от Святаго Духа посредством освящения, по мере достоинства и чина сделавшись причастными света и благодати».
Таким образом, самые первые тварные существа – ангелы, получают своё бытие через Слово, непосредственно проистекая из Него, а не из ничего.
Логос – это естество, а не ипостась
Почему же современное богословие не может принять данную формулировку и, вопреки текстам Священного Писания, вынуждено начинать творение из ничего, а не из Слова? Проблема заключается в том, что сейчас не делается различия между Словом и Богом Сыном. Слово – это вторая сущность Бога Сына, а не ипостась. Слово относится к человеческой природе Бога Сына, а не к природе Святой Троицы. Слово – это благодатная составляющая человеческого трехсоставного естества. Иоанн Богослов так и говорит: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4). Жизнь – это естество, свет – благодать, т.е. речь идет о благодатном естестве приуготовленном для человек.
Творение начинается с возникновения за пределами сущности Святой Троицы нового естества, состоящего из благодати или из славы Божией. Это естество и именуется Словом. Данное благодатное естество Бог Сын воипостазировал в Свою Ипостась. Святая Троица как бы облачается в Слово (буквально как священник в фелонь) и через это благодатное облачение сотворяет мир.
Через Слово, а не из Святой Троицы или из ничего. Таким образом, первоначальным камнем Творения является благодатная составляющая трехсоставного человеческого естества. Апостол Петр говорит конкретно, что благодатное естество Господа нашего Иисуса Христа «...предназначено еще прежде создания мира, но явившееся в последние времена для вас» (1 Пет. 1, 20).
Спаситель Сам говорит о своем двояком существовании. Одной природой Он «сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18). Другой – живет от начала творения («сущий от начала» (Ин. 8:25)). «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). От этой второй жизни и берет начало Творение: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).
Бог Сын вочеловечивается своей начальной сущностью, Словом, а не тем бытием, которое Он имеет в предвечном рождении от Отца. «И Слово стало плотью» (Ин. 1:6). Иначе в Таинстве Причастия мы бы входили в сущность Святой Троицы непосредственно...
Только в осознании Слова как естества, становятся понятны загадочные слова апостола Петра: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:3-4). Божеское естество, к которому причащается Тварь – это Слово, это Богочеловек Иисус Христос, а не только одна Вторая Ипостась Святой Троицы. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Через трехсоставное человеческое естество Иисуса Христа мы соединяемся со Святой Троицей. Святая Троица облачается во Христа и соединяется с творением. И человеки облачаются во Христа и получают спасение и жизнь в Царствии Благодати Отца и Сына и Святаго Духа.
Если под Словом подразумевать только Ипостась, как это сейчас делается, то мы вынуждены будем выводить творение непосредственно из Святой Троицы. А это уже ересь пантеизма. Тварное не может исходить из сущности Бога, так как это обозначало бы эманацию Бога в тварный мир. Однако, Священное Писание и святые отцы однозначно свидетельствуют о непосредственной связи Бога с творением. Оказавшись в логическом тупике, современное богословие вынуждено выбирать из двух зол меньшее. Лучше закрыть глаза на пролог Иоанна Богослова, чем допускать ересь пантеизма. Поэтому в существующей концепции на месте первоначального звена Творения находится не Слово, а ничто…
Слово
Бог обитает в благодати, «в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6:16). Творение созидается разделением и структурированием потоков этого света. Проистекая изначально и предвечно от Бога Отца и Святой Троицы, благодать, перед началом Творения, образует первую структуру – проекцию Идеи о Боге. Проецируемый образ Бога состоит из благодати, которая структурируется самой благодатью. Похожим образом из лучей сета можно сформировать свето-голографический образ.
Таким образом, Бог создает принципиально новое естество. Оно сочетает в себе тварные и нетварные свойства. Его нельзя назвать тварным, потому что оно состоит из нетварного света. Но и нетварным его не назовешь, т.к. оно имеет начало и структуру. Более того, не смотря на имеющееся начало, как назвать его начальным, если благодать по своей сути безначальна? Поэтому и сказано: «Вначале было Слово» (Ин.1:1). Слово – это божественная Идея. Она создана, поэтому имеет начало. А т.к. создана из безначальной благодати, то «была всегда».
«Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). В основе мира лежит не какая-то вечная материальная субстанция, но нетварная, духовная идея Бога о мире, Его энергии, и в этом смысле «Бог есть и называется природой всего сущего» (св. Григорий Палама).
В иконографии благодатное естество Слова изображается на нимбе Спасителя. Фаворский свет – это благодать, находящаяся в структурированном состоянии. Поэтому тварь способна ее видеть.
Семь Духов Божиих
«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Отк.4:5). Проходя через естество Слова, благодать претерпевает изменение и разделяется на семь духовных потоков. Человек, выдыхая воздух и разделяя его потоки языком, производит слова. Подобным образом и Слово, как бы выдыхая из себя дух благодати, разделяет его «мечом уст» и так появляются семь духов Божиих. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).
Семь Духов Божиих находятся в непосредственной связи со Словом, подобно тому, как вещественный свет, проходя через призму, образует семицветную радугу. Эта ангельская радуга является главным инструментом в творении. «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Отк.1:16). Семь духов добровольно исполняют изволения Бога. Ими Бог создает тварный мир смыслов и энергий. «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евреям 1:7).
Таким образом, творение осуществляется благодатью, проходящей через Слово. Здесь она меняется и из невидимого состояния переходит в видимое. «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евреям 11:3).
Если семь духов находятся в руках Бога, то все остальные ангелы, сотворенные посредством этой радуги, являются полностью свободными личностями. Производимые ими действия, становятся действиями твари, а не Бога. В этой точке происходит разделение Божественного мира от тварного.
Правильное начало творения
Бог обитает «в свете неприступном». Творение созидается посредством этого света или благодати. Благодать исходит от Отца и сообщается через Сына в Святом Духе. Поэтому и говорится, что Отец всё творит Сыном в Духе Святом. Посредством нетварной благодати Святая Троица создаёт начало Творения, именуемое Словом. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Слово – это живая идея Бога о Самом Себе. Бог таинственным образом скрещивает потоки неприступного света и проецирует Свой Образ за предел Своей Сущности. Примерно так же создаются голографические образы, путем скрещивания лучей вещественного света.
Таким образом, Святая Троица создает из благодати внешнее Своё облачение и в этом одеянии созидает мир. «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер» (Пс.103, 2). Слово – это первое сотворенное явление. В этой точке является человеческое естество Бога Сына, имеющее трехсоставную природу. Слово – это начало и основа мироздания. Поэтому и говорится: «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Ефес. 2:8-10).