Об имени Иисус Христос
1. Вопрос: Имя Иисус, принятое при воплощении Единородным Сыном Божиим, имеет ли Божественное достоинство?
Ответ: Да! Имя Иисус есть Божественное имя.
2. В: Как должно разуметь имя Божие, доступное человеческому разуму и речи?
О: Имя Божие Иисус, произносимое и молитвенно призываемое, есть, подобно Кресту Христову, непостижимая и таинственная Божественная сила, боголепно почитаемая и действующая по благодати Божией в меру веры человеческой и промыслительного смотрения Божия. Как свет фаворский пребывал в Иисусе на святой горе, так в Божием имени Иисус Христос пребывает Бог, а как? — не испытуй, а веруй. Тайна воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пречистой Богородицы Приснодевы Марии превосходит и Ангельские умы, а не только человеческие. Непостижимо для умов человеческих и Ангельских, как Иисус Христос — Сын Бога Живаго и в утробе Пречистой Девы и в яслях пребывал и всем миром управлял.
3. В: По Божественному или по человеческому естеству воспринял Господь наш Иисус Христос Божественное имя Иисус Христос?
О: Предуготованное и предвозвещенное Архангелом Гавриилом имя Иисус воспринято Господом по человеческому естеству, в человеческом естестве, ради человеческого естества, ради спасения человеческого — нет человека без имени.
4. В: Почему же имя Иисус, если оно имя человеческое, мы, православные христиане, чтим как имя Божественное по отношению к Ипостаси Сына Божия?
О: Потому что и все естество человеческое в Нем обожено и возведено на престол Божества. И вместе и имя Его человеческое Иисус стало Божественным.
5. В: Будет ли православным утверждение, что имя Иисус в таком же смысле присуще Богу от вечности, в каком имя Сын Божий?
О: Нет, такое учение не православное — еретическое: ибо не было в вечности такого времени, когда бы в Боге не существовало Отца и Сына и Духа Святого, но было время, когда в Сыне Божием не было человеческого естества. А если человеческая природа не от вечности пребывает в Боге, то имя Его Иисус, нареченное по человеческому /естеству/, — со времени тайны воплощения, неразрывно связано в Сыне Божием со времени Его воплощения и вочеловечения на земле и стало Божественным.
6. В: Что значат слова в Евангелии: ...Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 39)?
О: Учение, отвергающее, отрицающее в имени Иисус тварную природу человеческую и утверждающее, что сие имя человеческое Иисус имеет изначально предвечный Божественный характер, есть учение не православное, еретическое. Такое учение разрушает основной догмат Святой Соборной Апостольской Православной Церкви Христовой о соединении в едином лице Господа нашего Иисуса Христа двух совершенных природ - Божеской и человеческой. Мы же, православные христиане, православно веруем и исповедуем, что Иисус Христос - Сын Бога Живаго - есть совершенный Бог и совершенный Человек. А разве может быть человек без имени человеческого?.. Вот почему Иисус Христос, Сын Божий, соединив в Себе далеко отстоящие естества — Божеское и человеческое, воспринял и имя человеческое Иисус, соделав имя Иисус через тайну воплощения и обожения Божественным; и начало бытия сего имени Иисус совершенно неразрывно связано с началом бытия Сына человеческого, рожденного от Духа Святаго и Пречистой Преблагословенной Богородицы и Девы Марии.
7. Имя Иисус не потому Божественно, что сохранялось в предведении Всевышняго (ибо все, что было, есть и будет, объемлется сим всеведением), а потому, что имя сие Иисус, будучи неразрывно связано с естеством человеческим, воспринятым Богом Словом, в соединении Божественному естеству через обожение стало Божественным. В силу этого имя Его человеческое Иисус из нищеты и уничижения человеческого, вместе со всею природою человеческою в Нем, возведено Им на престол Божества (Ин. 7, 39).
8. Божественному имени Иисус, как по обожению, так и по Божеству подобает воздавать почитание и поклонение по достоинству совершенно боголепное, невоображенное, единое, неразделяемое, не разлучаемое, но по разумению естеств и несливаемое (Сугуб естеством, - поет Святая Соборная Апостольская Церковь).
9. При сем подобает ведать, что имя сие Иисус есть словесный образ именуемого Бога и что честь, воздаваемая образу, переходит и к первообразу, и отсюда поклоняющийся духовным почтительным поклонением имени Господа тем самым поклоняется доступным поклонением Господу, именуемому в имени Божественном. И как не веществу мы во святой иконе поклоняемся, а невещественному образу изображаемого Господа, так и не вещество имени Божественного само по себе мы чтим - боголепно поклоняемся, ибо имена сии образуются через вещество слов человеческих, — а поклоняемся в Иисусовом, или Христовом, или ином Его святом имени Ему — единому именуемому Господу и Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, вне всякой зависимости от вещества имен — Вездесущему Богу, Всевидящему, Всеслышащему, все любовью Своею объемлющему и непостижимо в Божестве пребывающему. Аминь.
10. И как свет фаворский, воссиявший на святой горе Преображения, неотделим от Сущности Божества — присносущный, так нельзя отделять и Божественное имя Иисус от Сущности Его Божества. В имени Божием Иисус Христос пребывает Бог, а как пребывает - это непостижимо для твари. Как в тайне воплощения - Сын Божий пребывал и в утробе Пречистой Девы Марии, и с Отцом и Святым Духом на Престоле, и в то же время всем миром управлял, а как? — это понять рассудочно нельзя, невозможно, ибо Божия тайна воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пречистой Преблагословенной Девы Марии непостижима и превыше всякого тварного ума, а также непостижимо и пребывание Бога в именах Божиих. Веруй, а не исследуй непостижимой природы Божества.
11. Иисус Христос — Сын Бога Живаго — по воскресении сказал святым Божественным Своим Евангельским непреложным словом: ...именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей и пр. (Мк. 16, 17 - 18). Хромому, с высохшими от рождения ногами, святой апостол Петр сказал: ...серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. …И хромой, вскочив, стал, и начал ходить... <...> И ради веры во имя Его, имя Его /Иисус/ укрепило сего... (Деян. 3, 6, 8, 16). Здесь доказано, что тайна пребывания Бога в имени Божественном Иисус требует живой, глубокой, сердечной веры и добродетельной жизни по доброй совести, а крик плотяности, рассудочности, исследования дел и тайн Божиих — от лукавого.
12. Святой апостол Петр сказал, что ...Нет другого имени под небом... которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12), кроме имени Иисус... Я Иисус, Которого ты гонишь, — сказал Христос Савлу. Отрицание пребывания Бога в имени Божием Иисус есть заблуждение ума человеческого, это крик рассудочности и плотяности. Иисус Христос именуется в церковных службах Солнцем Правды, Светом Разума. А как же можно отделить свет от солнца? Так нельзя и отделить после тайны воплощения Иисуса Христа, Сына Божия, от Духа Святого и Пречистой Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии - тайны пребывания Бога в Божественном имени Иисус. ...Се Аз с вами... до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20). Так же непостижимо пребывает Господь в Таинстве святого Причащения Тела и Крови Христовой, в каждой частице пребывает весь Христос Бог, и входит в человека, и обоживает, и просвещает и обновляет! А как? — не исследуй, не испытуй, а веруй и спасайся! Аминь.
Об имени Пресвятой Богородицы МАРИЯ
Имя МАРИЯ из пяти букв; указывает на известных пять великих жен Ветхого Завета: 1. МАРИАМ – сестру Моисея и Аарона 2. АВИГЕЮ – жену Навала 3. РАХИЛЬ – жену Иакова 4. ИУДИФ – святейшую вдову 5. АННУ – жену Елканы