Христос Воскресе! Приветствуем вас на сайте, посвященном Воскресению из мертвых преподобного Серафима Саровского

МОЩИ СВЯТЫХ

СОДЕРЖАНИЕ

Зосима, Савватий и Герман, преподобные соловецкие святые.
История их Мощей

21 августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

О последних годах жизни Зосимы в Житии рассказывается, что святой пребывал в неустанных молитвенных подвигах; он сделал гроб для себя, поставил его в сенях кельи и каждую ночь плакал над гробом о своей душе. Перед кончиной преподобный призвал к себе братию, завещал им любить друг друга и обещал, что духом будет неотступно пребывать с ними. На игуменство он благословил инока Арсения, заповедав ему хранить церковный устав и монастырские обычаи. Дата кончины Зосимы приведена в Житии. Святой был погребен за алтарем церкви Преображения Господня, в могиле, которую он выкопал при жизни.

Почитание Зосимы началось вскоре после его преставления. Согласно Житию, на 9-й день после погребения святой явился иноку Даниилу и сообщил, что избежал бесовских мытарств и что Бог причислил его к лику святых. Через 3 года после кончины Зосимы его ученики воздвигли над могилой часовню и, приходя по ночам, до утрени молились своему духовному отцу.

После вступления свт. Макария на митрополичью кафедру почитание соловецких чудотворцев распространилось и в столице, прежде всего при дворе великого князя. В 1543 г. вел. кн. Иоанн IV Васильевич прислал в Соловецкий монастырь «два покрова атласа лазорева» на раки чудотворцев. В это время в обители были обновлены надгробные деревянные часовни Зосимы и Савватия, пострадавшие от пожара. Часовня Зосимы была выстроена на новом месте - за алтарем Успенской церкви, рядом с часовней Савватия, поскольку в монастыре готовились к перенесению мощей Зосимы. Специально к этому событию в Москве игуменом св. Филиппом были заказаны 2 большие житийные иконы Зосимы и Савватия, предназначенные для помещения их в киотах у гробниц чудотворцев. Для рак Зосимы и Савватия в 1545 г. были изготовлены новые позолоченные надгробные иконы «осми пядей» с серебряными венцами, украшенные цатами и гривнами. 2 сентября 1545 г. состоялось перенесение мощей Зосимы в новую часовню. Вологодско-Пермская летопись датирует это событие 3 сентября 1545 г., эта же дата указана в 2 рукописных Уставах середины XVI в. и в «Минее новым чудотворцам» конца XVI в.. В память о перенесении мощей Зосимы в 1545 г. Новгородский архиепископ Феодосий установил празднование под 2 сентября.

В 1694 г. в монастыре случился пожар, во время которого пострадали гробницы Зосимы и Савватия и сгорела древняя икона Соловецких чудотворцев, находившаяся «промеж раками на стене». Царь Петр I, побывавший на Соловках в том же году, сделал щедрый вклад на восстановление гробниц Соловецких преподобных и иконостаса Преображенского собора. В 1861 г., по завершении строительства в монастыре Свято-Троицкого собора, мощи Зосимы и Савватия были помещены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора.

 

При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедывался, приобщился Святых Тайн и мирно передал дух свой Богу. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицею принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Хавроньиной.

Спустя 5 лет (в 1484 г.) при игумене Исайи решились перенести гроб аввы в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными; перевезенный гроб с честью был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами прп. Савватия.

Мощи прп. Германа Соловецкого ныне пребывают в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском Монастыре Архангельской Епархии Русской Православной Церкви.

* * *

После закрытия Соловецкого монастыря (1920 год) мощи Зосимы и Савватия были спрятаны братией от поругания в Спасо-Преображенском соборе монастыря, но сотрудники ОГПУ сумели обнаружить тайник. 22 сентября 1925 г. мощи преподобных были вскрыты и переданы в музей Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере особого назначения. В музее СОК раки с мощами святых были выставлены в надвратной Благовещенской церкви по обе стороны царских врат. 19 января 1940 г., после упразднения лагеря, мощи святых увезли в Центральный антирелигиозный музей в Москву. После закрытия ЦАМ в 1946 г. св. мощи были переданы в Государственный музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе Ленинграда.

В апреля 1989 г. мощи соловецких преподобных были предъявлены церковной комиссии во главе с Ленинградским и Новгородским митр. Алексием. 16 июня 1990 г. состоялась торжественная передача Церкви св. мощей Зосимы, Савватия и Германа, которые были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры. 19-20 августа 1992 г. св. мощи были перевезены на Соловки и установлены в монастырском Спасо-Преображенском соборе, где 21 августа было совершено богослужение, посвященное памяти перенесения мощей Зосимы и Савватия в 1566 г. В конце августа мощи 3 соловецких преподобных были перенесены в надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, освященную Патриархом Алексием II 22 августа. В память о возвращении мощей Соловецких чудотворцев в основанный ими монастырь 3 апреля 1993 г. было установлено празднование, совпадающее с днем празднования 1-го перенесения мощей в 1566 г., - 8/21 августа. В настоящее время мощи соловецких первоначальников вместе с мощами свт. Маркелла покоятся в монастырской церкви во имя свт. Филиппа (освящена 22 авг. 2001 Патриархом Алексием II), на лето их перемещают в Спасо-Преображенский собор.

Вверх



СКАЧАТЬ основные материалы сайта «Великая Дивеевская Тайна - Пасха Святой Руси»

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

При полной или частичной перепечатке материалов сайта следует указать источник


Яндекс.Метрика