МОЩИ СВЯТЫХ
СОДЕРЖАНИЕ |
Александр Чагринский, праведный. Обретение Святых Мощей
Это было одно из невидимых миру негромких чудес: 22 июня 2000 года в Красноармейском районе Самарской области были обретены мощи отца Александра Чагринского, известного подвижника Православия.
А 12 сентября, в день, когда отмечается память трех тезоименитых святых Александров – святителя Александра Константинопольского, преподобного Александра Свирского и благоверного князя Александра Невского, в редакцию позвонили из Самарского Иверского монастыря, чтобы пригласить к мощам отца Александра Чагринского – прославленного подвижника, снискавшего еще при жизни славу молитвенного столпа на Самарской земле. И вот мы в Иверской обители, у духовника монастыря игумена Софрония. И прежде чем начать беседу благоговейно прикладываемся к честной главе батюшки Александра, бережно укутанной в расшитый покров.
– У нас давно зародилась мысль о необходимости сбора материалов для канонизации отца Александра Чагринского, но о том, чтобы обрести его мощи, до поры и речи не было, – рассказывает игумен Софроний.- В начале весны приступили к сбору материалов о Чагринском женском Покровском монастыре, где подвизался священник Александр Юнгеров (эту фамилию получил еще его отец, священник Стефан Игнатьев, по месту своего служения в церкви села Юнгеровки, что в Пензенской губернии). А когда решили отыскать святые мощи подвижника, то, боясь ошибки, обратились за помощью в областной отдел охраны памятников истории и культуры, потому что здесь есть специалисты-археологи, есть необходимый опыт работы.
Стали изучать архивный материал – его мы взяли в Госархиве,- неоднократно выезжали на место, осматривали могилу, расспрашивали старожилов. Несколько лет назад я служил в селе Волчанка Красноармейского района, в восемнадцати километрах от этого места, и с некоторыми старожилами был знаком. Что могли – что видели, слышали, что знали, – они рассказали, но легкая тень сомнения все равно закрадывалась: то ли это место, там ли находится могила отца Александра. Потому что примерно в двадцать пятом году, когда закрыли монастырь, там образовалась коммуна "Пламя революции" и коммунаров ввели прямо в монастырские кельи. Конечно, могила не раз подвергалась актам вандализма: и ограду ломали, и саму могилу вскрывали. Из-за этого-то и было сомнение: а там ли находится могила подвижника.
Помощь пришла от одной из старожилов. Нина Ивановна Пидпалая родилась прямо на территории монастыря – конечно, уже в бытность там коммуны. Ее отец не был коммунаром, он был инвалид, в юности отморозил пальцы,- но жил при коммуне, работал портным. Нина Ивановна знала точно, где что располагалось. Она все нам рассказала и показала, нарисовала план. Сама выезжала на место, даже сама беседовала с бабушками. Все указывали на то, что место это, где стоит ограда, верное.
Оставалось решить организационные вопросы. Наконец, 22 июня (день, когда празднуется память еще одного Александра – игумена Куштского – ред.) мы выехали на это место и начали раскопки.
–"Мы"- это представители Иверского монастыря и отдела охраны памятников?
– С церковной стороны были матушка игумения Иоанна, я, и еще двое помощников с нами были. А вместе с Натальей Алексеевной Хлебниковой, руководителем областного отдела охраны памятников истории и культуры, приехали двое археологов и их помощники.
Вначале к раскопкам приступила техника из совхоза "Кировский", на территории которого находится могила. Небольшой экскаватор – точнее, трактор с ковшом – начал осторожно раскапывать верхний слой земли. По-прежнему все было неясно: тут глина, тут земля… Видно, что тут что-то было. А что - непонятно. Стали дальше прорываться, и след захоронения вообще исчез. Вот земля уже стала ровная, пластами пошел обычный грунт. Мы все-таки продолжали раскопки, и вот появились человеческие кости. Это уже говорило о том, что мы на верном пути. Это были останки игумении Серафимы, основательницы Чагринской обители.
– Она умерла раньше отца Александра?
– Да, на десять лет раньше, в 1890-м году. (Отец Александр скончался, если по-старому, то в 1900-м году, 22 декабря. А если на новый стиль перевести – то уже 1901 год наступил, 4 января). Игумения Серафима была дочь коменданта Петропавловской крепости, закончила Смольный институт. Получила благородное воспитание и образование.
Ограда, которая стояла на том месте, охватывала две могилы. Захоронение матушки Серафимы, как оказалось, было выше – она была погребена на глубине двух с половиной или чуть больше – 2,8 метра. Уже по ее останкам было ясно, что могила была вскрыта примерно в тридцатые годы. Вырытые из земли кости без всякого порядка просто ссыпали в кучу и снова зарыли. Но сохранившиеся фрагменты монашеской одежды – ленточки от апостольника, кисточки от четок – свидетельствовали о том, что здесь покоится игумения Серафима.
Копаем дальше. И – первые находки. Сперва обнаружили истлевший оклад от Евангелия, и это утвердило нас в решимости продолжать поиск. Когда священника хоронят, то в руки ему кладут Евангелие и крест.
Стали копать глубже рядом с могилой матушки Серафимы и вскоре обнаружили останки. Сами косточки, фрагменты сапог – это были кожаные тапочки. Наткнулись на откинутую крышку дубовой колоды, в которой был погребен отец Александр.
Когда безбожники вскрыли могилу в тридцатые годы, то крышку колоды откинули, да так и оставили. Сами же мощи бросили в землю. Из-за этого они оказались в разных пластах земли – ноги были выше. Обрели мы главу отца Александра, и венчик на ней оказался неистлевшим. Казалось бы, ведь бумажный, да в земле столько лет пролежал… И не истлел. Мы снимали процесс раскопок на видеокамеру. На видеокассете четко зафиксированы все наши находки в процессе их обретения. Не истлела часть камилавки, некоторые части облачения. Сохранился нательный крестик. А из остальных вещей практически ничего не уцелело. Серебряных наперсных крестов ни на игумении Серафиме, ни на отце Александре не было. Это все с них сорвали безбожники.
Есть основания судить о том, что в тридцатые годы останки отца Александра были нетленны. Это видно уже по расположению костей (тело было сброшено в гробовую колоду целиком, а не безпорядочной грудой костей). И для того, чтобы снять наперсный крест, безбожникам пришлось вынимать покойного, иначе они просто сорвали бы крест с него. Известно, что после вскрытия могилы пришлось вызывать милицию из Колдыбани. Что-то их напугало… Сами мощи не были выставлены напоказ, как это практиковалось в те годы, протокол вскрытия не публиковался в газетах.
Чудеса были и до вскрытия могилы, и после него не прекратились. И при жизни отец Александр Чагринский снискал всенародную славу – к нему ехали за советом и молитвенной помощью не только из окрестных сел, но и из Самары, Бузулука, из дальних градов и весей. После смерти подвижника его почитание не прекратилось. Осенью, в конце паломнического сезона, до трех возов земли ввозили под его могильную плиту, потому что за теплые дни землю всю выбирали. Многие паломники брали землю с могилы любимого батюшки домой и хранили ее у святых икон. По указанию Преосвященного Гурия, епископа Самарского, духовенством монастыря ежедневно служилась лития на могиле старца.
Сейчас эти мощи у нас в монастыре. Готовится рака, чтобы положить их на достойное место для хранения и поклонения. И ще одно маленькое чудо. Когда мы привезли в Иверский монастырь только что обретенные мощи подвижника, первым их встретил Высокопреосвященнейший Архиепископ Сергий, в это время приехавший в монастырь. Он с радостью и благоговением приложился к честным мощам…
– Отец Софроний, не могли бы вы поделиться некоторыми известными вам свидетельствами о помощи молящимся от святых мощей батюшки Александра.
– Одна женщина привела на его могилку больную дочку. Девочка давно мучилась с больными ножками. Уже земля была выбрана из могилы, и мать, опустив дочку за ограду, поставила ее в ямку. Помолилась, попросила помощи у отца Александра – и девочка сама вышла из ямки.
Здесь, уже в Самаре, от женщины-врача услышали мы о двух чудесных случаях, что произошли с ее родной бабушкой.
После замужества бабушка вскорости овдовела. Очень тоскуя о муже, она так переживала, что враг воспользовался этим и стал приходить к ней ночами под видом покойного мужа. Она беседовала с ним по ночам. Родственники, узнав об этом, поняли, что приходит не муж, а сатана, и что все это может плачевно окончиться. Тогда они затеплили лампады во всех углах дома. Наступила ночь. Бабушка – в то время молодая женщина – качала люльку с ребенком. И опять "муж" подходит к окошку, и говорит:
– Слушай, я не могу зайти, там огненные столбы стоят повсюду. Ты сама протяни мне руку…
Она, хоть и смутилась, все-таки протянула руку – и громко закричала от нестерпимой боли. "Муж" схватил ее за руку… Рука у нее начала сохнуть и стала неработоспособной.
Наступило время сенокоса. Не скажу сейчас какую она работу исполняла – может, просто приглядывала за малолетними детьми, которых принесли с собой матери на луга. Работая, она горячо молилась отцу Александру Чагринскому, прося его помощи.
Однажды после утомительной работы она присела возле стога и задремала. И видит: подошел к ней отец Александр, утешил ее и стал руку помазывать какой-то жидкостью, ставить по всей руке знамения креста. Помазал и стал уходить. Она в печали, что батюшка уходит, закричала – и проснулась от своего крика. Люди подбежали: что случилось,- и увидели, что по всей руке у нее синие крестики. И когда крестики стали исчезать, то рука начала исцеляться по мере их исчезновения. Все прошло полностью, но на фотокарточке видно, что эта рука так и осталась немного поменьше другой. Как знак, напоминание о том, что с ней произошло.
Почему она именно отцу Александру молилась? Еще при его жизни был у нее другой случай молитвенной помощи. Она, тогда девочка, договорилась со своей подружкой пойти на речку. Пришла она на берег, слышит – плеск. Ну, думает, подружка уже раньше пришла и купается. Смотрит: стоят на берегу речки два больших беса и падают в воду. Брызги от них окатили девочку, и она онемела. Вот ее девочкой возили к отцу Александру, и он три дня отчитывал ее. Может быть, это действительно была "отчитка" в том виде, как она сейчас делается, то ли он просто читал над ней молитвы, но она исцелилась, вновь обрела дар речи.
– А в вашей жизни были какие-то чудеса, связанные с отцом Александром?
– Весь поиск его мощей был своеобразным чудом. Все происходило под покровом Божиим. Иногда бывает: пытаешься что-то сделать своими человеческими силами, и – стена. А когда Господь дает Свое благословение – все получается.
Что интересно, само обретение мощей было сокровенным, никто не знал о нем. Но одна бабушка рассказала Нине Ивановне, что перед тем как мы увезли мощи, ей приснился отец Александр и говорит: "Скоро я от вас уйду!"
Через это мы узнали и волю Божию, и волю отца Александра, что это не только наше было стремление и желание.
Вот что сейчас очень важно, так это чтобы те люди, которые получили от него благодатную помощь, написали бы об этом или к вам в редакцию, или к нам в монастырь. Чтобы все происшедшее по милости Божией и молитвам праведника не кануло в лету. Известный исповедник и мученик Арсений Жадановский пишет в своей книге, что отец Александр Чагринский стоит в одном ряду с праведным Иоанном Кронштадтским и отцом Алексием Мечевым. И когда из наших краев приезжали к отцу Иоанну Кронштадтскому, то он не принимал их: "У вас есть отец Александр!"
– Вот и у Нилуса есть такие – еще дореволюционные – воспоминания об отце Александре…
– В Самарских епархиальных ведомостях часто печатались статьи об отце Александре. Из этих публикаций явствует, что к нему сходилось до тысячи человек! Когда отец Александр начинал свою проповедь, то люди приходили в умиление и плакали. Это был призыв к покаянию, к благочестию. И слово было не только красивым, но – от сердца. Чем он сам дышал, чем он жил, это и людям передавал. Многое можно прочесть о батюшке Александре в вышедшей еще до революции книге об отечественных подвижниках благочестия.
…Однажды отец Александр служил литургию, и к нему подошли звать к умирающему – то ли псаломщику, то ли причетнику. Он ответил, что сейчас уйти не может, подойдет попозже.
Пока он служил литургию, умирающий скончался. Отец Александр все-таки пришел и, имея такую дерзновенную молитву, обратился к Богу, и Господь воскресил умершего. Отец Александр исповедал воскрешенного и причастил. И не успел еще выйти за порог, как тот, напутствованный Святыми Тайнами, мирно отошел ко Господу.
Насколько я теперь могу судить, те жизнеописания, что теперь нам встречаются, это лишь частичка того, что в свое время было о нем напечатано. А сколько еще хранится под спудом в благодарной памяти людской…
– Где будут храниться мощи отца Александра Чагринского?
– Близится к завершению работа над изготовлением для них деревянной раки. Она будет достаточно скромной, небогатой, украшенной резьбой… То, что мощи обретены нами и находятся у нас, в Иверском монастыре, не случайно. Это своего рода преемственность. За Чагринским монастырем, с восточной стороны находились земли Иверского монастыря, пожертвованные ему одним из самарским купцов. К тому же, сам батюшка служил в женском монастыре, а у нас в епархии сейчас единственный женский монастырь – Иверский.
Сейчас на месте, где была могила отца Александра, вновь возводится часовня. Рядом находится источник и колодец – и там строится часовня, а в самом селе будет построен храм. Одна благодетельница решила так почтить память великого подвижника.
– Заметили ли вы какие-нибудь характерные особенности у обретенных мощей?
– Что интересно, у всех людей лобовая кость разделена на три части, а у отца Александра на главе еще одна линия, образующая как бы крест ! Череп желтоватого цвета, а это тоже один из признаков святости…
– Остается только сожалеть, что столь великий подвижник Самарской земли до сих пор не канонизирован.
– Надо потрудиться для этого всем миром, всем народом. А сейчас уже есть икона отца Александра Чагринского. Можно и сейчас такие иконочки ставить в своих святых уголках и молиться народному заступнику. Но главное – чтобы люди присылали нам рассказы о действительно бывших чудесах по молитвам к отцу Александру. Думаю, в этом случае канонизация будет скорой.