МОЩИ СВЯТЫХ
СОДЕРЖАНИЕ |
Дивеевские жены, преподобные. Обретение Святых Мощей
6 октября 2004 г Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня), ранее прославленных как местночтимые святые Нижегородской епархии.
Вопрос об общецерковном прославлении был поставлен на соборе в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода в Повестку дня Собора был внесен вопрос об общецерковном прославлении четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимых святых.
В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, 14/27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.
Работы начались в день отдания праздника Рождества Богородицы 13/26 сентября после Литургии и молебна на начало всякого дела в церкви Рождества Богородицы и литии, отслуженной на дорогих могилках. Сестры и рабочие монастыря выкопали цветы, убрали кресты, литую оградку и начали копать. Над раскопом установили навес от дождя и провели освещение. Работали очень дружно и быстро, и вскоре из-под песка стали появляться груды кирпича и камня и отдельные кладки.
Когда уже начали раскопки, сестры рассказали, что один из приезжих священников рано утром увидел в окно гостиницы, выходящее на Казанскую церковь, три огненных столпа: над могилой матушки Александры, над могилой матушки Елены и правее могилы матушки Марфы. На следующий день выяснилось, что могила схимонахини Марфы действительно находилась правее того места, где стоял крест.
К вечеру отрыли остатки фундаментов часовни на могиле матушки Александры и надгробных памятников на могилках матушки Марфы и матушки Елены, разрушенных после разгона монастыря в 1927 г. После разборки фундаментов открылись сами склепы. Было уже поздно, но никто не расходился. Священники поочередно служили панихиды, певчие сестры без устали пели. Был канун праздника Воскресения словущего. Заупокойные песнопения чередовались с пасхальными. Пасхальная радость согревала сердца всех, и каждый стремился хоть чем-то помочь, но к месту раскопок пропускали только духовенство и сестер монастыря. Ожидали приезда из Москвы специалистов: археолога и судмедэксперта. Под их руководством вновь закипела работа. За ночь склепы были очищены от земли. Во вскрытии склепов участвовали только священнослужители, специалисты и старшие монахини монастыря.
После вскрытия склепов честные останки были благоговейно переложены в новые простые гробы и перенесены в храм Рождества Христова с пением «Святый Боже». Первым был вскрыт склеп монахини Елены. Ее мощи были перенесены во время Всенощного бдения под праздник Воздвижения Креста Господня. Мощи матушки Александры были обретены в самый день праздника и перенесены матушкой игуменией и сестрами после поздней Литургии. Вечером перенесли гроб с мощами схимонахини Марфы при большом стечении народа. Монастырские священники отслужили литию в храме Рождества Христова. Сестры пропели благодарственные тропари, благодаря Господа, явившего миру трех дивеевских подвижниц в нетленных мощах.
По предсказанию прп. Серафима, дивеевские подвижницы схимонахиня Марфа и монахиня Елена за свои труды и подвиги ради Господа удостоились нетления. Поскольку были обретены косточки, то у многих появились смущения: как же в таком случае мощи нетленные? Такого же рода сомнения были у членов Святейшего Синода после обретения святых мощей прп. Серафима в 1903 году, у которого также сохранились косточки. Недоумения могут возникать только из неточного понимания словосочетания «нетленные мощи». Конечно, Господу угодно прославлять своих святых по-разному, и известны случаи, когда тела святых веками сохраняли не только кости, но и мягкие ткани. Само же слово «мощи» в церковно-славянском языке означает «кости, твердые части тела» («Полный словарь церковно-славянского языка» свящ. Григория Дьяченко).
О слове «тленность» статья словаря сообщает, что это «совершенное разложение тела на стихии, из которых оно составлено, и его разрушение». Останки грешных людей быстро истлевают, чернеют и распространяют зловоние. Но кости людей, своей жизнью особо угодивших Богу, по благодати Божией, могут оставаться в целости и крепости сотни лет. Кроме того, честные останки угодниц Божиих, как и других святых, прославлялись и продолжают прославляться многими чудесами и исцелениями. Слова великого прозорливца — преподобного Серафима,—дошедшие к нам по воспоминаниям дивеевских стариц, как в бесчисленном множестве других случаев, исполнились буквально.
Вскоре после окончания раскопок по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Николая святые могилки покрыли деревянным навесом с намерением впоследствии устроить часовню на этом излюбленном месте молитвы сестер и паломников.
После обретения святые мощи дивеевских начальниц находились в храме Рождества Христова в простых закрытых гробах. Начиная с 21 октября (дня повторного освящения храма Рождества Богородицы после его восстановления 8 лет назад), у мощей стали ежедневно служиться панихиды в церкви Рождества Христова.
Многие священники приезжали из разных уголков страны, чтобы поклониться новообретенным мощам и послужить панихиды. Нередко поздно вечером, когда храмы монастыря уже были закрыты, храм Рождества Христова был переполнен. И как горела неугасимая свеча перед иконой Рождества Христова, так и сердца молящихся не уставали гореть в ожидании предстоящего торжества прославления. В монастыре напряженно готовились к этому небывалому событию, предсказанному прп. Серафимом: украшался храм Рождества Богородицы, изготавливались раки, шили облачения, писали иконы, составляли тропари, кондаки, службы, печатали жития. День прославления несколько раз откладывался и окончательно был назначен на 9/22 декабря, день зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, отмечаемый в монастыре как день основания прп. Серафимом Мельничной общины по изволению Царицы Небесной.
Три дня перед прославлением в монастыре был особый распорядок жизни. Вечером в трех храмах служили заупокойные службы, утром — во всех храмах обители заупокойные Литургии, и почти непрерывно — панихиды в храме Рождества Христова о упокоении схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. Насельницы монастыря, паломники возносили последние молитвы о упокоении душ дорогих дивеевских первоначальниц в надежде обрести небесную помощь за их дерзновенные молитвы ко Господу.
При подготовке к празднику во всем чувствовалась помощь матушки Александры, при жизни известной знанием уставов и умением устраивать церковные торжества. Когда-то матушка Александра сама ездила в Киев за мощами для строящейся Казанской церкви. Ныне в дар Дивеевской обители наместником Киево-Печерской Лавры епископом Павлом были переданы частицы мощей Киево-Печерских святых, и 21 декабря они были установлены для поклонения в Преображенском соборе.
Многие православные в России и других странах ждали этого события. Торжества возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Множество священников и монахов, тысячи паломников собрались в Дивееве. Всенощные под праздник служились в двух главных соборах — Троицком и Преображенском.
Вечером 21 декабря по старой традиции Дивеевской обители совершалась особая соединенная служба иконе Божией Матери «Умиление», зачатию праведной Анны и преподобному Серафиму Саровскому, на которой вместо второй кафизмы читаются нараспев пополам акафисты Благовещению и прп. Серафиму.
После Всенощной, при тысячах свечей, горящих ярким, ровным пламенем в ясном морозном воздухе, торжественный крестный ход пошел в храм Рождества Христова, где была отслужена лития, а затем с пением «Святый Боже» раки с честными мощами дивеевских подвижниц были перенесены священнослужителями в Троицкий собор.
Не все сестры со скитов смогли попасть на торжества, но и их утешили прославляемые матушки. Некоторые из них позже рассказали, что в этот вечер они увидели в стороне Дивеева огненный столб, который стоял в небе несколько часов.
Ночью и утром в день прославления в нескольких храмах обители служили пять Литургий. Храмы были полны и было много причастников Святых Христовых Тайн.
Главные торжества проходили в Троицком соборе, где совершалась поздняя Литургия архиерейским чином в сослужении более 150 священнослужителей. Перед Литургией митрополит Николай отслужил последнюю заупокойную литию. На малом входе было прочитано Деяние о канонизации дивеевских подвижниц, и все присутствовавшие еще раз почувствовали, какова духовная высота их жизни, целиком отданной Господу. И замерли души в благоговении перед совершающимся. «Явилися есте земли Российский украшение...» - впервые запели в Троицком соборе тропарь преподобным женам Дивеевским, и митрополит Николай осенил народ иконой с мощами преподобных Александры, Марфы и Елены.
Свершилось их прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии! Весь этот день люди шли непрерывным потоком впервые приложиться к святым ракам новопрославленных угодниц Божиих. В память об этим событии паломникам раздавались иконы дивеевских преподобных и земля из их склепов. Вечером после службы раки пронесли с крестным ходом по святой Канавке Божией Матери с пением параклиса. Необыкновенно радостно было в этот вечер молиться Царице Небесной, все в душах молящихся ликовало.
На два дня святые мощи были поставлены для поклонения в Преображенском соборе: Вечером 24 декабря матушка игумения и сестры перенесли раки с мощами небесных покровительниц обители в предназначенный им прп.Серафимом храм Рождества Богородицы, где затем ночью служилась Литургия. Более чем через 170 лет после предсказания прп.Серафима церковь Рождества Богородицы стала усыпальницей святых мощей преподобных жен Дивеевских.
В храме, где по заповеди Преподобного горит неугасимая лампада и сестрами читается неусыпаемая псалтырь, ежедневно с 8 до 17 часов открыты двери для желающих поклониться святым мощам дивеевских угодниц Божиих.