МОЩИ СВЯТЫХ
СОДЕРЖАНИЕ |
Филарет, Иннокентий, святители и Антоний, архимандрит.
Слово об обретении Мощей Святых
С 10 по 14 октября 1994 года в Троице-Сергиевой Лавре к югу от церкви Сошествия Святого Духа построенной на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938-1940 годах, производились раскопки на тех местах, о которых есть письменные свидетельства и церковное предание связанное с погребением святителя Иннокентия (Вениаминова) и наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) с целью обнаружения их могил. И действительно там были обнаружены полуразрушенные и опустошенные склепы. На месте, где, по свидетельству разных источников, должна была находиться могила митрополита Филарета (Дроздова), была обнаружена яма, сужающаяся книзу. В ней был строительный мусором и земля, среди которых находились человеческие останки, святительское облачение и гробовые доски с ручками трех типов.
Из ямы извлекли останки трех человек: черепа, большие кости, ребра и ряд других фрагментов. Затем костные останки были омыты по чину омовения мощей и разложены по порядку. После анализа останков и сопоставления их с портретами митрополита Филарета (Дроздова), митрополита Иннокентия (Вениаминова) и архимандрита Антония (Медведева), находящимися в Патриарших покоях, была признана принадлежность останков митрополиту Филарету, митрополиту Иннокентию и архимандриту Антонию. В дальнейшем принадлежность останков подтвердили специалисты-антропологи. Большинство из найденных фрагментов облачения принадлежит митрополиту Филарету (Дроздову). Принадлежность деревянной панагии на тот момент не была определена. Черная мантия принадлежала архимандриту Антонию.
Святые мощи были внесены в церковь Святого Духа, где и были приведены в порядок.
Церковь во имя праведного Филарета Милостивого построили в 1867 году предполагая, что она будет служить местом упокоения приснопамятного московского святителя. Когда митрополит Филарет скончался, его тело похоронили в этом храме - около южной стены. Рядом со святителем Филаретом нашли упокоение и те, с кем святитель был связан глубокими духовными узами - митрополит Иннокентий (Вениаминов), которого Владыка Филарет постригал в монашество и который стал его преемником на московской кафедре, и архимандрит Антоний (Медведев), которого митрополит Филарет в 1831 году призвал на наместничество в Лавре и который стал ближайшим другом и духовником святителя и его помощником по управлению Лаврой.
Святитель Иннокентий и архимандрит Антоний были похоронены в Филаретовском храме поблизости от могилы митрополита Филарета. Так, соединенные узами духовной близости в жизни, они и по смерти оказались рядом. Митрополит Иннокентий был погребен напротив митрополита Филарета - около северной стены церкви (то есть у южной стены храма Святого Духа), а архимандрит Антоний - в притворе к северу от входа. Точная привязка мест погребения к стенам Филаретовской церкви основана на свидетельствах участников и очевидцев похорон и многочисленных описаниях могил.
В 1938-1940 годах (по преданию) все три могилы были разорены, но при разорении глава митрополита Филарета была обнаружена нетленной и человек, допустивший святотатство, вскоре погиб. После раскопок были обнаружены архивные фотографии, на которых зафиксировано разрушение могилы митрополита Филарета. На одной из фотографий представлено содержимое гроба, включая нетленную главу святителя. Народное предание не ошиблось.
После удаления Филаретовской церкви и других пристроек пространство вокруг Духовского храма превратилось в ровную, ничем не застроенную площадь, покрытую до некоторого времени асфальтом, а потом вымощенную небольшими бетонными плитами. Никаких видимых следов ни от Филаретовской церкви, ни тем более от могил не осталось. Была необходимость определить контуры Духовской церкви и находящихся в ней могил, в этом помогли существующие описания мест захоронения и предоставленный В. В. Балдиным обмерный чертеж Духовской церкви.
В ходе раскопок первой была обнаружена могила архимандрита Антония - именно там, где и ожидалось, исходя из известных литературных источников. Стены склепа архимандрита Антония были выложенные из большемерного кирпича толщиной в один кирпич и довольно хорошо сохранились. Дно могилы было песчаным, возможно, оно также было выложено кирпичом, но при разграблении могилы он был удален. Могила архимандрита Антония на всю высоту была засыпана строительным мусором. Гроба в могиле не ыбло, но на самом дне были обнаружены фрагменты гробовых досок. Останков Святого в могиле не оказалось.
То что осталось от могилы святителя Иннокентия было обнаружено в месте, которое полностью соответствовало указаниям в имеющихся описаниях. По конструкции она совпадала с могилой архимандрита Антония. От могилы святителя Иннокентия сохранились части западной торцовой и южной продольной стен, а также кирпичная кладка около южного фундамента Духовской церкви. Могила на всю высоту была засыпана строительным мусором, никаких останков в ней тоже не оказалось.
С захоронением митрополита Филарета все оказалось сложнее. Раскопки, как и в двух предыдущих случаях, начались на том месте, которое было определено по описаниям и плану, предоставленному В.В. Балдиным. Однако сразу выяснилось, что в западной части этого участка проходит современная теплоцентраль, сооруженная в 1956-1957 годах. Могила была полностью уничтожена.
Примерно на этом же уровне стали проявляться контуры ямы. На небольшой глубине стали попадаться человеческие кости, доски от гробов, а также куски облачений. Человеческие останки находились в виде отдельных костей и небольших групп костей. В одном случае удалось зафиксировать кисть руки с правильным расположением всех малых костей, сохранивших не только правильное анатомическое положение, но и идеально выдержанный порядок взаимного расположения, к тому же эта кисть находилась почти в строго вертикальном положении. Совершенно ясно, что человек так расположить кости не мог. Объяснить этот факт можно только тем, что кисть была сброшена в яму нетленной.
В толще мусорного слоя на разной глубине было обнаружено два разбитых черепа, осколки одного из них позднее были найдены на самом дне ямы. На самом дне ямы оказался череп с хорошо сохранившимися на затылочной части волосами, который еще до расчистки был идентифицирован как принадлежавший митрополиту Филарету. Впоследствии это полностью подтвердилось.
В нижней части раскопа были обнаружены большинство человеческих останков, досок и епископских облачений.
Все находимые в яме доски и части архиерейских облачений переносились в Духовскую церковь. Там все это раскладывалось в строгом порядке по определенным местам. Человеческие останки, вынимая из мусора в яме, клали на разостланную чистую простынь, в храм уносили только мелкие кости.
По мере углубления и нахождения все большего количества мощей становилось ясно, что обнаружена значительная часть трех человеческих скелетов, являющихся святыми мощами святителя Иннокентия и мощами митрополита Филарета и архимандрита Антония. На это указывало и наличие архиерейских облачений, и ряд других признаков. В частности, глава митрополита Филарета была как бы завернута и неотделима от одежды фиолетового цвета, которая во время раскопок была принята за архиерейскую мантию, а впоследствии оказалась подрясником.
Когда стало ясно, кому могут принадлежать обнаруженные мощи, началось непрерывное совершение заупокойных служб - литий и панихид. По окончании литии мощи были подняты и, сопровождаемые всенародным радостным пением «Святый Боже», перенесены в Духовскую церковь, где и были положены в центре на заранее приготовленный щит, покрытый покрывалом.
13 октября 1994 года после литии архимандритом Наумом (Байбородиным) и иеромонахом Викентием (Мазуром), ризничим Лавры, был совершен чин омовения мощей. После омовения мощи были отождествлены с конкретными лицами.
9 июня 2004 года, в нарушение воли святителя, мощи митрополита Филарета были перенесены из Троице-Сергиевой Лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в раке к югу от Царских врат верхнего храма.