ПАЛЕЯ ТОЛКОВАЯ. КНИГА БЫТИЯ НЕБЕСИ И ЗЕМЛИ
Скачать книгу «ПАЛЕЯ ТОЛКОВАЯ»
Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их
Превечный Бог, безначальный и безконечный, будучи Богом сил, сначала сотворил огненных духов — своими ангелами и слугами, — как о том божественный Давид писал в 103-м псалме. Всего Бог сотворил 10 чинов: первый чин — ангелы, второй чин — архангелы, третий чин — начала, четвертый — власти, пятый — силы, шестой — престолы, седьмой — господства, восьмой — многоокие херувимы, девятый чин — шестикрылые серафимы; к десятому чину относились те, кто превратился в демонов. Над всеми силами каждого чина Господь Бог поставил старшин, воевод и начальников чинов. Ангелам по природе свойственно понимать смысл слов безмолвно и сноситься друг с другом только мысленно.
Кроме того, преблагой и милостивый Бог замыслил сотворить иной мир — земной, как о том начинает повествовать великий Моисей, говоря: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). И вот я спрошу тебя: отчего Моисей не начал описывать творение с ангелов, но, не упомянув ни словом о множестве вышних сил, начинает с неба и земли? Нам следует знать, что когда Иаков поселился в египетской земле и сыны Израилевы там расплодились, то они обратились к египетскому многобожию: одни почитали богами небо и землю, другие — ветер, третьи — облака, четвертые воздавали честь Солнцу и Луне; некоторые почитали день, а другие — ночь; одни — мрак и тьму, другие — прах; одни боготворили источники и реки, другие трепетали перед огнем как перед истинным богом. Все это они обожествляли по своему безумию и пустомыслию и, будучи в прелести, уклонились от истинного Бога». Из-за этого-то божественный Моисей, оставив все вышнее, немедленно приступил к описанию творения неба и земли, дабы сыны израильские оставили египетское безбожие, ибо уши их полны египетских соблазнов. Потому и послан был к ним Моисей, как о том сказано в Писании: от Авраама до Моисеева исхода 430 лет, от исхода до Давида 640 лет.
Также и Давид, движимый свыше святым Духом, начинает вещать в 32-м псалме: «Словом Господним утверждены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6). Смотри на что указывает тебе божественный Давид: Слово Божие есть Сын, и ипостась Его — Дух. Мы проповедуем Бога единого в трех Лицах. Еще раз Давид указывает нам на Сына Божия, говоря в 109-м псалме: «Из чрева прежде денницы родил Тебя» (Пс. 109:3). Подумай и том что в четвертый день Господь повелел светилам быть на небе — и Солнцу, и Луне, и звездам. И Давид, сказав, что «из чрева прежде денницы родил Тебя», ясно указывает, что Христос, Сын Божий, был со Отцом прежде всей твари. К этому Давид ещё прибавил, сказав в 101-м псалме: «В начале Ты, Господи, землю основал, и дела рук Твоих — небеса; они погибнут, Ты же пребываешь; они, словно риза, обветшают, и, как одежду, совлечешь их, и изменятся; Ты же — есть, и лета Твои не истощатся» (Пс. 101:6, 26-28). И Соломон также написал: «Прежде творения бездны Я была перед Ним» (Притч. 8:24). Слышишь: если не было Адама, то не было и Соломона, стало быть он сказал это об Иисусе Христе. Превыше всех, страшно и грозно начал Иоанн Богослов, «сын громов»: «Искони было Слово, и Слово было от Бога, и Бог был Слово, и все искони было у Бога; и все через Него было, и без Него ничего не было» (Ин. 1:1-3). Ведай страшную сию тайну. О ней говорили и превеликие святые отцы, движимые Духом Святым: «Единый прежде всех веков, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного».