ПРЕДАНИЕ О ДРЕВЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Из третьей книги об апостоле Самуиле с Богом
В рукописях старца Самуила было найдено это «Предание о Древе Животворящего Креста Господня» и сам он часто рассказывал о Кресте Спасительном. Прасковья Ивановна вспоминала, что это «Предание» почиталось старцем, как проповедь Димитрия Ростовского, пришедшая в рукописи от верующих христиан из Киева, где когда-то служил святой Димитрий Ростовский. Приводим его полностью, уж очень поучительно и полезно прочитать его верующим и любящим Господа нашего Иисуса Христа.
Жизнь Адама и Евы на Земле
Всякое растение, всякое дерево созданное Богом и произращаемое землею, служит на пользу человеку. Хлебные злаки, овощи, и фрукты, являются источниками питания. Из деревьев человек строит жилища и делает другие необходимые для себя вещи. Травы и кустарники и прочие растения, служат кормом для животных, кроме того, из плодов древесных, из ягод, растений - Премудрость Божия открыла людям знание для приготовления всевозможных медикаментов.
А какую красоту и наслаждение для зрения дают они видом своим. По свидетельству Самого Спасителя: «Посмотрите на полевые лилии, как она растут? Не трудятся ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякое из них» (Мф 6:28,29), а какой аромат дают цветы и деревья. Во всем видна безграничная премудрость, разум и всемогущество Божие.
Дивен Бог во всех делах Своих, вся Премудростию сотворил еси. В духовной жизни человека, дерево имеет тоже важное значение. Через дерево позния добра и зла совершилось печальное падение человека, совершен первый грех и нарушена воля Божия. Произошло подчинение человека воле духа зла, лишение человеков безсмертия, изгнание Адама и Евы из Рая. Подвержение всего человечества и всего естества человека болезням и страданиям, скорбям и смерти.
Древом же совершилось наше искупление, наше спасение. Чрез дерево мы получили примирение пред правосудием Божиим, получили оправдание. Побежден злобный дух и открыт Христом для праведных потерянный Рай.
В церковных богослужебных книгах, стихирах и канонах очень часто встречается изречение «Благоволил еси распяшися на кипарисе, певке и кедре, да принесешь избавление людям». Настоящее изречение указывает нам на трехчастность Креста, на котором был распят Христос Спаситель.
Действительно, Крест Господень был трехсоставным, но сделан не злобою врагов Христовых, а самою природой, вернее Промыслом Божиим. Происхождение его восходит к глубокой древности к истокам начала человеческого рода. После грехопадения, после того, как Господь изрек Свой приговор за грехи первых людей, прародители Адам и Ева были изгнаны из Рая. Ко вратам Рая приставлены Херувимы с пламенными мечами, чтобы охранять Древо Жизни, не допускать к нему человека. Дабы люди, после своего грехопадения, и после получения наказания за грехи, когда они подвластны были - скорбям, болезням и смерти, не проникли бы в Рай, не вкусили бы плодов Древа Жизни и не стали бы вечно жить и страдать и умножать бремя грехов своих.
Херувим и преграждал путь к нему. Изгнанный Адам поселился, как ему казалось, прямо против райских ворот.
***
«В Раю мы спросили у праотца Адама:
- Где начался пост, который всем людям не мил и многие люди говорят, что пост это выдумка слабых умов?
Но старец Самуил книжным философам, у которых бог - чрево, не верит, а следует ИСТИНЕ и отвечает всем под Солнцем:
- ИСТИНУ послушайте все святые и грешные! ИСТИНУ ту, где начался пост и где он окончится, сии слова речет Сам Дух ИСТИНЫ.
Пост начался в Раю Адамом и Евой. Бог заповедал Адаму и Еве не вкушать яблок от одного дерева. Дерево то называется - древо познания добра и зла или, так сказать, - запрещеное древо. Плод от него был даже по цвету отличен от всех, он был ярче, лучше, розовее и вкусом был так же хорош, подобно тем, что не запрещены были Богом. Адам и Ева знали только одно Добро, то есть Бога Отца, Который приходил к ним в сад и ласково беседовал с ними. Затем повелел Бог придти к ним ангелу падшему и тоже беседовать с ними, и он говорил им:
— Почему вы не кушаете плодов от этого древа, о котором сказал вам Бог, что если скушаете их, то смертию умрете? Но это не правда, вы не умрете, но сами будете такие же, как Бог ваш, и будете знать тогда, что есть добро и зло.
Но так как Адам и Ева не знали тогда, какое это зло, то и решили съесть яблоко, чтобы быть такими же, как Бог. Ведь для них Бог был так хорош, что никем и ничем незаменим, вот по этой-то причине, чтобы быть еще лучшими, они нарушают заповедь Божию, в этом была и воля Божия. Когда они вкусили яблоко, тогда увидели, какое есть ЗЛО.
Во-первых, одежда, бывшая на них, исчезла и они не увидели этого, так как одежда эта была - Божество, но они наготы своей не заметили сразу. Вкушали они до грехопадения мало и не оправлялись ни по тяжелому, ни по легкому, потому что всепобеждающий Бог Дух жил в телах их и у них жажды особой не было - ни пить, ни есть, - они жили Божиим Духом, и когда они дышали, то изо рта у них исходил такой аромат, что не найти во Вселенной такого аромата. Пища, которую они вкушали, в ту же секунду побеждалась этим Божеством, живущим в телах их.
Когда же вкусили запрещенный плод, то они этим отвергли Закон Божий, а Бог Дух в беззаконниках не живет. Поэтому в ту секунду вышло из них Божество и одежды улетели, потому что и одежды были Божественные. И они стали наги и увидели свои тела так, как они есть, и почувствовали НОВОЕ - стыд и голод! Им впервые захотелось сильно кушать и тело, которого они не чувствовали, стало им самим ощутимо тяжелым.
Вот с этого времени Адам и Ева выведены на этот Земной шар; питание взыскивай своим трудом, какое хочешь, но на обновление, чтобы опять вернуться в Рай, Бог дал обещание Адаму, что приидет на Землю Спаситель. Но мipy Заповедь накладывается больше той, что была в Раю - нужно жить по совести, чтить Бога, делать добро и не делать зла. Заповедь сия свойственна человеку и не тяжка, но человек и того, что сам любит, не сохранил - ДОБРОЙ СОВЕСТИ, за это и истребляется весь род человеческий.
Почти через две с половиной тысячи лет, как Адама Архангел вывел из Рая на эту Землю, произошел по грехам человеческим Всемирный потоп. После потопа ноевцы заселяют Землю тоже около двух с половиной тысяч лет до Рождества Христова. Люди Нового Завета, так же, как и Ноевы поколения, разврат творили даже больше тех, которых истребил потоп; теперь уже понятно, что человек способен сам делать одно зло и сам к Богу не вернется, поэтому Бог Сам идет спасти род людской» (Выдержка из письма старца Самуила).
Но это все было позднее, а сейчас Адам горько оплакивал свое злосчастное падение. Ибо сама жизнь заставила его стонать и плакать. В то время, как в Раю для него все было готово и в изобилии: пищей для него служили древесные плоды и злаки, в одежде он не нуждался, невинность им служила одеждой, в воздухе всегда было благорастворение и теплота, жилища их были благоухающие кустарники, жизнь Адама и Евы протекала без печали и воздыхания.
Теперь, на Земле, все стало по-иному. Для поддержания жизни надо было очень много трудиться, труд был изнурительным и часто не венчался успехом. Оплакивая свое злосчастное падение, Адам часто приходил к Херувиму и испрашивал его совета в затруднениях. Херувим помогал ему, жалея его, давал полезные советы. Адам начал добывать пропитание: возделывать землю, выращивать хлебные злаки и овощи.
После грехопадения появились болезни, особенно после изнурительного труда. Херувим показывал ему лечебные травы и научал пользоваться ими. Вне Рая, на Адама, как на преступника, как на врага Божия, восстала вся природа. В самом деле, после падения, кем стал Адам? Он грешник, нарушитель заповеди Божией, противник Творцу, сообщник злого демона. Ужас охватывает сердце, когда подумаешь в какое положение ставит человека грех, он делает его врагом Бога, противником Творца, сообщником и другом демона.
Что ожидает грешника? Наказание, скорби и болезни страдание и смерть, вечное мучение. Самый малый грех прогневляет Бога и отгоняет благодать Божию: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нея во все дни жизни твоей; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взять; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17; 19) - сказал Господь Адаму в наказание. И потому часто земля не вознаграждала его за труд, принося вместо хлебных злаков - терния «терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;» (Быт. 3:18). Воздух и вся атмосфера, как верная Богу, за нарушение заповеди и воли Божией, опаляла Адама.
Зной, непомерный холод, болезненно сковывал все члены тела его. Палящая молния, сильные раскаты грома и бури делали разрушение и приводили в ужас Адама и Еву, и видели они в них живую силу против себя. Звери, гады, пресмыкающиеся, которые до греха ласкались к нему лизали стопы ног его, теперь с яростию нападали на Адама, на каждом шагу сторожили его, чтобы принести вред. Сравнивая свою жизнь до греха и после падения, Адам ясно видел какое добро - послушание Богу, исполнение воли Божией, и какое зло непослушание и нарушение воли Божией.
Как мог он так скоро прельститься искушением, когда сам из Божественных уст получил предостережение Творца быть верным, не нарушать заповеди?
Первая впала в грех Ева, жена, которая слышала предостережение не из уст Божиих, а от самого Адама. А еще потому первые люди впали в грех, так как не имели в себе силы противостоять вражескому искушению, потому что не пользовались тем спасительным предохраняющим средством, которое им дал Творец.
В раю кроме Древа познания добра и зла, было еще благодатное Древо Жизни, плоды которого поддерживали в человеке безсмертие, давали ему силу духовную противостоять всем искушениям, предохраняли от болезни, страданий и бедствий. Из Священнаго Писания видно, что первые люди не пользовались плодами этого спасительного древа и потому оказались немощными духом, и не могли устоять против первого искушения.
Мы, потомки их в своей жизни, поступаем точно также, хотя и имеем страшный пример, мы не вразумляемся и не руководствуемся им.... Как прародителям в Раю было дано для укрепления в себе духовных сил и сохранения безсмертия Древо жизни, так и нам, но больше, безмерно выше даны - Святые и Животворящие Таины - Тела и Крови Христовой.
Первые люди добровольно лишившие себя вкушения плодов спасительного древа и не устояли против искушений. Так и верующие христиане, под разными предлогами лишающие себя принятия Святых Тайн, или недостойно принимающие Их, не имеют в себе силы благодатной, духовной и не могут устоять против искушений вражеских. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56) - говорит Христос Спаситель. Вот где для верующих источник жизни и силы.
При изречении приговора за грех, Милосердный Господь первым людям дал обетование, что из их потомства - семени жены явится Искупитель, который будет Сын Божий. Он принесет Себя на крестнем жертвеннике в умилостивительную жертву за грехи людей, как Адама и Евы, так и всех людей - их потомков.
И с верою в Ту умилостивительную Жертву Сына Своего, Господь научил Адама приносить за грехи свои - жертву животных.
По преданию, когда принесена была Адамом первая жертва, из кожи животного, принесенного в жертву, Адам и Ева пошили себе одежды. По удалении Адама и Евы из Рая у них начали раждаться дети, ежегодно по паре - мальчик и девочка, по достижении возраста - жених и невеста, муж и жена. Первого сына назвали Каин, что значит приобретение.
Ева родила Каина и сказала: «Приобрела я человека отГоспода» (Быт. 4:1). Она думала, что младенец будет искупителем обетованным Богом, но позже увидела свою ошибку. Второго сына назвала Авелем, что значит суета.
Злодеяние Адама
По преданию Каин - первый сын Адама родился с семью головами. Причем одна человеческая, а шесть голов были змеиными. Он родился, как первый плод после грехопадения, как плод нарушения заповеди Божией.
Хотя инстинкт размножения для продолжения потомства, вложен в природу человека, ибо благославил Господь Адама и Еву, когда создал их и «сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайтн ею, и владычествуйте над рабами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Но инстинкт этот должен быть естественным, чистым и святым, как заповедь Божия данная на благо человеку, но не страстным и похотливым. Инстинкт размножения должен исполняться со страхом, любовию, благоговением и молитвою, как весьма великое и важное дело. Что может быть важнее из всех дел человеческих на Земле - как дело зачатия жизни нового человека? Который должен родиться: физически крепким, сильным, здоровым, добрым и духовно умным, честным и кротким, смиренным, послушным и святым, полезным во всех отношениях, как семя Божие и святое. Зачатие Каина было страстным, греховным под действием духа злобы. И на нем отразилась как бы печать греха - шесть голов змеиных.
Адам был в страшном горе. К нему со своими услугами явился злой дух.
- Очень скорбишь Адам? - спросил демон.
- Меня постигло горе. - отвечал Адам.
- Какое? - с видным участием спрашивает злой дух.
- Ева родила ребенка - урода с семью головами, одна человеческая, а шесть змеиных - с горем ответил Адам.
- Да, это большое горе... - с притворством и сочувствием отвечал злой дух и продолжал далее. - Что же ты думаешь делать? Так оставить нельзя.
- Очень затрудняюсь сказать и не знаю как быть — с горем сказал Адам.
- Я тебе помогу.
Адам не знал, что перед ним стоит злой дух и принял его за ангела.
- Помощь моя будет заключаться в том, продолжал злой дух, что я уберу безболезненно шесть голов змеиных, ненавистных для тебя, останется одна человеческая. В будущем, когда вырастет ребенок, он будет великим, важным человеком, будет моим усердным помощником.
- Если ты это сделаешь, я готов отдать его тебе, тем более, как ты говоришь, он будет твоим помощником - сказал Адам.
- Нет пусть он остается у вас с Евой, но за мою услугу мне желательно получить другое.
- Что же ты хочешь получить от меня? - С большим недоумением спрашивает Адам, считая, что явившийся дух предлагает бескорыстно свои услуги, как всегда делали Адаму добрые Херувимы, и очень удивился, что этот дух за свою услугу, что-то хочет получить от него.
Но, договорившись, Адам сделал роковую ошибку. Если он отверг бы предлагаемые услуги, злой дух бы удалился, а Херувим стоявший у врат райских, помог бы ему, как всегда, когда Адам обращался к нему за советом в своих делах. Ошибка Адама еще и в том, что злого духа он принял за Херувима, с которым привык встречаться и привык доверять ему.
- Я окажу помощь твоему ребенку - говорит злой дух - только под одним условием.
- Какое твое условие? - Спрашивает Адам.
- Условие по которому все рожденные от тебя люди живые, будут под твоим владением, а когда кто умрет и вообще все мертвые будут под моей властию, и находится со мной. - Сказал злой дух.
Адам еще не знал, что такое смерть, он еще не видел мертвого и потому думал, что это не имеет особенного значения. Он, не предвидел, что от него произойдет безчисленное потомство, и умирая, все должны будут идти во власть духа зла и вместе с ним в ад. Не представлял Адам того страшного зла, которое произойдет от этого обольстительного договора.
И Адам дает свое согласие:
- Пусть будет так, только помоги мне.
- Не торопись, сделаю все, но прежде необходимо написать договор, и для прочности нужно написать его на камне, а камень бросить на дно реки Иордан, чтобы он там служил и сохранился вечным залогом нашего обоюднаго согласия.
Нечистый дух взял толстую каменную плиту и, как на мягком тесте, или как на восковой доске - написал договор, согласно которому все живые люди состоят под властию Адама, а умершие переходили бы во власть демона, - во ад. И действительно, все умершие шли во ад и находились там до Первого Пришествия Христова. Праведные были в месте, называемом Благодатное, а грешные, нечестивые и злодеи находились в разных адских обиталищах и терпели страшные муки. Многие находиться будут там до второго Пришествия Христова.
После Своей крестной смерти Христос Спаситель тоже, как умерший, сошел во ад. Нечистый дух торжествовал, и как опасного для себя соперника, хотел на веки заковать в заклепах адских. Однако торжество духа злобы поднебесной, преждевременно, так как Спаситель всемощной силой Своего Божества открыл врата ада, и всех умерших праведников, ожидавших Его пришествия, освободил из-под власти демона и вывел из ада. Злой дух, когда писал договор, этого не знал и не предвидел такой победы над собой.
Камень с подписанным договором, брошенный на дно реки Иордан, находился там до Крещения Господня. Когда Христос Спаситель сошел в струи Иордана для крешения и погрузившись, стал Своими Божественными ногами на камень - плиту с договором, то богопротивный договор врага под Божественными ногами изгладился.
Согласно нечестивому договору, нечистый дух снял с ребенка - Каина шесть голов змеиных, свистящих и пищащих. К радости Адама и Евы оставил одну человеческую голову. Ребенок Каин рос крепким, сильным и здоровым, был сообразительным, смышленым, но своенравным и настойчивым, капризным. Даже будучи ребенком, не раз заставлял свою мать плакать.
Грехопадение Каина
У Адама и Евы после Каина родился другой сын Авель. В противоположность Каину, Авель был тихим, кротким, ласковым, смирным, послушным. Родители радовались, он был для них утешением.
Дети росли не испытуя нужды и горя, только Каин часто обижал Авеля и поэтому Авель всегда сторонился его и проводил больше время в уединении. Вместе с отцом часто ходил ко вратам Рая к Херувиму, получал от него благословение, со вниманием слушал назидательные слова беседы Архангела Божия.
Адам свое горе, покаяние и житейские невзгоды изливал пред Богом в молитве и жертвоприношениях. По примеру отца и дети научились приносить жертвы.
Особенно Авель отличался усердием в жертвоприношениях, всегда совершал их с живой верой и пламенной молитвой. Каин, если же и приносил жертвы, то только для забавы, без веры усердия и страха Божия. Адам был очень доволен, когда видел детей своих, служащих Богу. Адам внушал детям приносить жертвы сознательно, с живой верой, благоговением и страхом Божиим, как великое дело служения Творцу. Он объяснил им значение жертвоприношений.
По достижении возраста, дети Адама занялись деятельностию. Каждый из них выбрал работу по влечению сердца. Каин занялся земледелием. Авель избрал себе скотоводство. По истечении времени дети Адама согласились вместе одновременно и в отдельности каждый принести свою жертву Богу.
Для этого Авель выбрал из своего стада первородного самого лучшего агнца и принес его с любовию, как дар Творцу, почитая его самым лучшим, дорогим. Не гак поступил Каин: он принес жертву без веры, без страха, без любви, принес ее, как обязанность, которую должен выполнить, да еще и с гордым чувством, что его жертва будет лучше принята Богом.
Когда братья приготовили свои жертвы и возложили их на жертвенники, то пламень огня наглядно показал усердие каждого перед Господом. Дым и пламя от жертвы Авеля был как прямой столп света, воспаряющий в небесную высоту к престолу Божию, как жертва благоугодная Богу, Авель, в слезах радости благодарил Бога.
/Дмитрий Ростовский пишет, что якобы на Авелеву жертву спал с Неба огонь/.
Не то было с жертвой Каина. Пламень и дым с его жертвенника и жертвы на высоту не поднимался, нестерпимым смрадом расстилался по земле, зловоние и чад исходившее от жертвы были так велики и противны, что Каин отошел от нее и Авель отошел в сторону. Жертва Каина не была благоугодна Богу. Он наполнился гневом от зависти к брату своему, что не его жертва лучше.
В душе Каина от зависти родилась злоба, и он решил отомстить брату и выжидал для этого удобного момента.
Милосердный Господь видел злое намерение Каина, предостерегал его от греха, говорил ему:
- Каин, чего печально и поникло лицо твое? Смотри - грех лежит у порога и влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Предостережение Божие не вразумило его, он оставался жестоким и замкнутым. Если бы он был кротким, смиренным, раскаянным, просил бы у Бога прощения и помощи в борьбе с грехом, то Бог дал бы ему сил, чтобы отогнать искушение. Но он был горд, самолюбив и предпочтение сделанное брату ему было невыносимо.
Авель был спокоен, он не видел и не замечал злую бурю в сердце брата. Каин предложил как-то брату пойти в поле посмотреть растущие хлеба его, Авель радостно согласился.
Каин, как знаток своего дела, обращал внимание Авеля на свойства злаков, их рост, зелень. Каин с особой силой стремился углубить внимание брата на устройство и красоту цветов, наблюдая и рассматривая которых, заставляло Авеля низко наклоняться к ним.
Авель ранее не обращал особого внимания на растения. Здесь по указанию брата он увидел глубину премудрости Божией, красоту устройства каждого цветка, лепестка, тычинки. Каину только и нужно было это, когда Авель углубился, рассматривая красоту и устройство цветов. Полной грудью вдыхая благовоние ароматов, он в душе прославлял Творца, создавшего дивную красоту.
Жестокий Каин в это время огромным камнем ударил брата, и незлобливый, доверчивый Авель упал мертвым, убитый рукою родного брата, жестокого, завистливого и злобного.
Были сумерки, солнце закатилось, а луна полным своим диском поднималась на горизонте, она была свидетельницей страшного преступления. И как на фотографической пленке она запечатлела на своем диске картину братоубийства и остается вечной свидетельницей преступления и убийства. На ней хорошо видны контуры лежащего убитого Авеля и стоящего над ним с камнем в руках Каина.
Вернувшись с поля, Каин старался быть спокойным, но совершенное им преступление начало мстить ему.
Милосердный Господь, как всеисцеляющий врач спешил к нему, чтобы обратить его на путь покаяния и исправления, для возбуждения в сердце братоубийцы раскаяния: «И сказал Господь Каину: где брат твой Авель? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:9-12)
Однако и после такого обличения, Каин не приходил в чувство раскаяния в своем грехе, не вразумлялся. Проснувшаяся совесть терзала и мучила его и под действием обличения совести, он сознался родителям в убийстве Авеля и указал им место, где лежало его тело.
Адам и Ева впервые увидели смерть, которая из человека делает смердящий труп, смерть уничтожает жизнь и отнимает красоту. С плачем и слезами похоронили они тело в недра земли, оплакивая кончину безвременно погибшего сына.
Каин же взял жену свою и удалился от своих родителей на восток в землю Нод, и образовал у себя особый народ отличный от племени Адамова, под своим главенством и управлением, как родоначальник и отец всех тех людей.
Потомки Сифа
Адам же стоял во главе своего племени, в делах управления многочисленным потомством ему помогал благочестивый сын его Сиф, который после смерти Адама, унаследовал старейшенство. Благочестивый Сиф, подобно брату Авелю, был кроток и смирен. К родителям относился с великим уважением и послушанием, всегда с любовию присутствовал при жертвоприношениях Адамовых и по его примеру сам совершал молитвы и приносил их Богу. Для него особенно радостно было, когда они с Адамом посещали Херувима у врат Рая, слова и советы, которого он слушал с усердием и запоминал их.
Жизнь Сифа была чистая, безупречная, святая, так что кроме бесед с Херувимом, ему являлись ангелы Божии - безплотные духи, научая его тайнам премудрости и раскрывая перед ним величественную картину мироздания. Благочестивый Сиф, был возведен ангелом на Небо. Там в небесных сферах он увидел безчисленное количество светил небесных: они были малые и безмерно великие; видел их стройное движение.
Потомство Адама увеличивалось очень быстро, и уже через 3-4 века образовался многочисленный народ, так что Адаму, стоявшему во главе племени, стало трудно управлять им. Сами обстоятельства заставили Адама приблизить Сифа к управлению народом и вместе с отцом нести бремя правления. Как к Адаму, так и к Сифу народ обращался за разъяснением недоразумений и всяких спорных дел. Сиф творил суд и наказание, учил благочестивой, добродетельной жизни, заимствуя нравственные уроки из наставлений отца и от бесед с Херувимом.
Адам и Сиф учили жить по закону совести, поступать так, как бы ты хотел, чтобы с тобой поступали. Народ под руководством благочестивых и мудрых руководителей Адама и Сифа с усердием трудился на полях, и умножали стада скота.
В потомстве Сифа народ жил дружной, счастливой жизнью, получая высшее духовное наслаждение от молитвы и Богообщения. День седьмой проводился у них с особенной торжественностию. В утренние часы на огромной площади в присутствии многочисленного народа Адамом или Сифом совершалась всенародная молитва с жертвоприношением. Затем после краткого отдыха народ снова собирался на площади и здесь с пением Божественных песнопений проводил весь день, посвященный Богу.
Потомки Каина
Не то было в потомстве Каина. Удалившись от родителей на огромное расстояние, и не имея с ними общения, он жил совершенно особо. По склонности характера Каин был злой, гордый, жестокий и безпощадный. Свои отрицательные качества он передал, как злое наследие, своим потомкам. Люди из потомков Каина, не зная Бога, стремились к греховным, плотским наслаждениям.
Впервые в то время в потомстве Каина, появилось многоженство, нравственная распущенность, безнравственность. Но по своей деятельности люди были предприимчивы. Первыми начали разрабатывать различные полезные ископаемые — металлы. Изготовляли себе всевозможные орудия, не столько для бытовых надобностей и земледелия, сколько для военных целей, для нападения и для уничтожения друг друга.
Изобрели для веселого времяпровождения и развлечения музыкальные инструменты. Женщины так же не отставали от мужчин своей находчивостью. Они мастерили для себя прекрасные украшения и наряды, все их дело было для соблазна мужчин, для развратной жизни, а не нравственной. Потомки Каина, так же как и потомки Сифа, устраивали для себя празднества, но они были другого характера. Это были увеселительные встречи: музыка, пляски, борьба, всевозможные споры, которые почти всегда заканчивались дракой или даже убийством. В семьях так же не было порядка, дети не понимали родителей, потому что и родители жили в постоянных ссорах и драках. Дрались родители между собой, и дети, и соседи - никто никому не хотел уступить. Много драк было из-за ревности.
Убит был и Каин своим правнуком на охоте под конец своей жизни. От угрызения совести братоубийства, он не имел покоя и чувствовал невыносимую гору тяжести - проклятие Божие: «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.5:12) — не давало ему покоя. Его особенно тяготило людское общество.
Ему казалось, что все знают о его злодеянии и жестоком братоубийстве и грозят ему мщением, поэтому он уходил один в поле или в лес, блуждая в одиночестве.
Правнук его Ламех, будучи на охоте, увидел его всего обросшего волосами, принял за зверя и выстрелил стрелой из лука - Каин упал мертвым. Ибо «кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем» (Откр.13:Ю)
Болезнь и смерть Адама
Потомство Адамово размножалось очень быстро. Под конец своей жизни Адам /он жил 930 лет/ увидел свой народ, происшедший от него, не считая удалившегося от себя Каина, Такое многочисленное потомство у Адама и Евы было потому что у них каждый год рождалось по паре детей, так же и у их детей было. Сама природа во всех отношениях содействовала такому быстрому размножению народа. Места около первых поселений стало не хватать всем и поэтому люди жили уже далеко к западу.
Под конец жизни, Адама постигла сильная головная боль. Пойти к Херувиму за помощью он не мог по немощи своей, тогда позвал он своего сына Сифа и сказал ему:
- Чадо мое, Господом Богом данное, я нестерпимо страдаю, у меня сильно болит голова. Прошу тебя, сын мой, пойди к вратам Рая и скажи Херувиму о моих невыносимых страданиях и попроси его помочь мне.
Поклонившись отцу, Сиф отправился в путь. Но в виду значительного расстояния скоро добраться туда не мог. Когда Сиф встретился с Херувимом, то по его просьбе помочь отцу, Херувим дал ему три семячка, которые Адам должен был выпить с водой.
Получив семечки, Сиф отправился в обратный путь, как можно скорее. Но возвратившись обратно, Сиф не застал отца в живых. Отец умер. Все многочисленное потомство собралось, и похоронили с честью родоначальника и всеобщего отца Адама. Сиф, не оказавший помощи и, не простившись с отцом, горько плакал на могиле отца. Он со всем усердием старался исполнить просьбу отца и полученью семечки, которые дал ему Херувим, положил в ковшик с водой и вылил в ямочку на могиле отца над его головой.
Время шло. Одно поколение сменяло другое. Люди размножались, сглаживались события прошлого, только могила Адама, наперекор истреблявшему все и вся времени не сглаживалась, не забывалась людьми. Она, как место вечного упокоения родоначальника Адама - отца всех людей охранялась особой заботой, как начальником племени - патриархом, так и всеми людьми.
Благочестивые потомки Сифа имели любовь к родителям не только при их жизни, но и по смерти чтили память их. С особой любовью украшали места почивших близких своих, как места вечного покоя.
Над головой Адама на его могиле, из посаженых Сифом трех семечек, данных Херувимом, выросло трехсоставное дерево: кипарис, певке и кедр. Росло оно очень медленно и красиво. Поднявшись на высоту человеческого роста, одно из них продолжало расти прямо, а два других пошли горизонтально: одно направо, другое налево, образуя из себя крест. Многие приходили любоваться на это древо, смотря на него, как на чудо.
Но растлились люди пред лицем Божиим
Долгое время потомки Сифа, благочестивого сына Адама и потомки злочестивого Каина - сыны человеческие, жили отдельно друг от друга, не имели никакого общения между собой. С течением времени, когда те и другие численно размножались, они стали приближаться друг к другу, а со временем общаться между собой и входить в родственные связи.
Молодые, из потомков Сифа - сыны его, стали прельщаться красотой человеческих девушек, из потомков Каина. Их веселый нрав, их умение делать различные забавы для удовольствия: пляски, игры, песни, их внешнее украшение и наряды прельщали их, они стали брать их в жены. Будучи семенем злым и получившие воспитание от злых родителей, в грехе и безнравственности, девушки из потомства Каина, попадая в благочестивую среду, потомков Сифа, как зараза, разлагали свою семью, сеяли везде разврат и безнравственность. Вместо того чтобы исправиться и стать лучше, они развращали других. Подобное бывает и у животных, когда паршивая овца попадает в здоровое стадо, она не поправляется, а наоборот заразит и испортит все стадо.
Тоже произошло и с благочестивыми потомками Сифа, когда они начали входить в родственные связи с потомками Каина. Такое общение благочестивых с злочестивыми было Богопротивно, в особенности супружеские связи. От таких браков рождались необыкновенные дети. Они обладали необыкновенной силой физической и безмерной злобой. Они без всяких причин нападали на мирных жителей, грабили жилища, убивали людей и скот, взрослых людей уводили в плен. Они жили враждебно и друг с другом, постоянно воевали между собой, безпощадно истребляя побежденных.
Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, находился под особым покровительством Всевышнего. Его жизнь ограждается законом Божиим, если он стремиться к тому, и не растлевает жизнь свою в похотях телесных.
Разврат и безнравственность охватили всех людей, так что вся земля растлилась в грехе: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и возскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6). Верным Богу из всего человечества остался только праведный Ной со своим семейством. Родился Ной от Ламеха в 1662 году от сотворения Адама. В 2142 году Господь назначил день потопа и дал 120 лет людям, через, Ноя на покаяние: «И сказал Господь: истреблю от лица земли человеков, которых Я сотворил» (Быт. 6:7)
Праведный Ной «обрел благодать и пред очами Господа (Бога)» (Быт. 6:8) проповедовал и призывал людей именем Господним на покаяние и исправление жизни, но люди не исправлялись и не каялись, смеялись издевательскими шутками над Ноем. И на определение Божие, о всемирном потопе, о котором проповедовал Ной своим современникам за их греховную жизнь и ожесточение, люди с издевательством возражали ему, что мip стоял и стоять будет, и все больше и больше погружались в свои пороки. Время, данное Богом на покаяние, истекло.
Правосудный Бог повелел Ною построить ковчег огромных размеров, чтобы можно было спасти от потопа благочестивых сродников своих и часть своих животных. Праведный Ной жил до потопа в строгом воздержании. Он не был женат и проводил свою жизнь благочестиво в труде и молитве, сохранил свое девство, ожидая Мессию для спасения людей.
Ною было 500 лет, когда ему явился Господь и повелел строить ковчег и завещал ему, что от него произойдет новый народ. Тогда он по повелению Божию взял себе жену и родил трех сыновей. Когда начался потом Ною было 600 лет. Больше у Ноя детей не было. Потом было все уничтожено, все живое и растительный мир. Только наперекор стихии, выстояло трехчастное дерево на могиле праотца Адама. По выходу из ковчега, праведный Ной не мог отыскать могилу праотца, так как ковчег остановился на горе Арарат, где и поселился Ной.
После потопа от трех сыновей Ноя - Сифа, Хама и Иафета род человеческий стал быстро размножаться. И когда им стало тесно в Араратской долине, они стали расходиться в разные стороны. Расселение происходило преимущественно по племенам. Потомки Сифа расселились на Малоазиатском полуострове. Потомки Хама - Азия, потомки Иафета - двигались на север через Кавказкие горы на европейскую долину...
Одна из ветвей иофетитов образовала славянское народы. Прародиной славян являются Карпаты и Дунайская равнина; оттуда расходятся следы древних славянских стоянок и поселений на север, восток и юг. Славяне заняли почти всю центральную и восточную Европу. Первые сведения о наших предках относятся кко времени распада Римской империи, к V веку. До этого времени славяне Приазовья и Причерноморья были далекими окраинами Римской империи.
У Иафетовых, было племя Россо. Оно заселилось в восточной половине Европы и основало наше государство Россию.
Река Москва и город Москва названы именем Мосха, что видно из пророчества Иезакшля. Из потомков Хамовых, после потопа явились люди, которые вновь в роде человеческом стали орудием греха. Чрез них злой дух снова среди человечества прочно основал свое владычество в виде идолопоклонства. Люди после смешения языков при вавилонском столпотворении, потеряли веру в правильное понятие об истинном Боге. Вследствие своего греховного помрачения стали покланяться идолам. Для сохранения истинной веры среди всего челочества Господь избрал благочестивого Аврама, из потомков Сифовых, и дал ему имя - Авраам. Как самому Аврааму, так и его потомкам Господь давал Свои откровения. Господь дал закон через пророка Моисея. Устройство скинии - исходного храма, жертвенника, укрепил священство, время от времени воздвигал из их среды особо избранных лиц, которые входили в общение с Богом и получали от Него для обнародования людям Его повеление и откровения.
Среди всех праведников Ветхого Завета праведный Авраам был и патриархом. Да не только для ветхозаветных, но и для новозаветных верующих, Авраам - отец верующих для всех времен и народов. Господь неоднократно являлся ему, даруя Свое благословение и обетование Аврааму, обещая, что от семени его произойдет множество народов и Избавитель мipa - Мессия. Имея такое великое обетование, в то же время Авраам, живя на Земле, терпел множество испытаний.
Как-то Господь сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе» (Быт. 22:2)
Авраам не поколебался, не усомнился в вере, но был убежден, что обетование Божие, которое было на Исааке от рождения, что от семени его родится Избавителя мipa - Мессия, Бог исполнит. Авраам думал и размышлял лишь о том, как бы ему исполнить волю Божию, а остальное предоставлял Его Всеблагому промыслу, совесть внушала ему настойчиво: быть верным Богу в делах и поступках своих. И Господь подтвердил Аврааму Свои обетования, ибо вместо Исаака, Ангел подал Аврааму, для принесения в жертву - агнца.
Неисповедимым Божиим промыслом жертвоприношение Исаака, важное и преобразовательное событие Ветхого Завета совершилось на могиле праотца Адама. Но Авраам этого не знал. И прочие люди после потопного периода о местонахождении могилы родоначальника всех людей Адама не знали, потому как сама могила, так и надгробный памятник - древо в виде Животворящего Креста, были в забвении.
Шли века. Среди потомков Авраама явилась замечательная личность, святой царь Давид. Из числа его великих дел, обезсмертивших его имя, является книга псалмов - Псалтирь, в которой он научает бреннаго и грешного человека, наподобие безплотных духов, святых ангелов, прославляет Бога.
Этот богоизбранный человек имея великую любовь и усердие к Богу, задумал важное и великое, всенародное дело. Вместо походного храма скинии - устроенного Моисеем, построить постоянный Храм на месте, которое изберет Господь. Такая благочестивая мысль царя пророка была принята Богом, но в виду исторического развития царства Израильского, Давиду пришлось вести много войн.
«И сказал Давид Саломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот у тебя родиться сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему»
(1 Парал. 22:7-10)
Давид со смирением принял определение Божие и если уж не мог быть строителем, то со всем усердием стремился стать участником этого славного богоугодного дела. Поэтому царь с любовью начал подготавливать для этого славного строительства необходимые материалы.
По его распоряжению рубили лес и подвозили бревна, балки, камни и другие материалы для постройки. Так после его смерти воцарившись на его престоле сын Соломон, успешно начал стройку величественного, замечательного по своей архитектуре и красоте, богато украшенного храма.
В свое время чудом красоты и изящества был храм Соломана. Многие иностранцы из далеких стран, наслышавшись о замечательной красоте приезжали посмотреть на него, как на чудо искусства.
Среди материалов, по распоряжению Давида, на постройку было доставлено трехчастное дерево, росшего на могиле Адама более трех тысяч лет. Ввиду разделения языков и рассеяния людей по всему миру, память о праотце и его могиле, пришла в совершенное забвение.
Люди, проходя мимо трехсоставного дерева, любовались им, его красотой и чудным ароматом, исходящим от него, называли его чудом природы, не подозревая, что оно живой памятник устроенный самой природой на могиле родоначальника всех людей Адама.
Оно красовалось среди деревьев роскошной зеленью, разносивши вокруг себя аромат и благовоние, но в росте, не в высоту, не в толщину не прибавлялось.
Как редкое дерево, усердные мастера предназначили его в числе первых материалов на постройку святого храма. Но какое удивление лесорубов было, когда они не смогли его не срубить, не спилить, и решили выкорчевать с корнем.
А в корне, как бы в особом хранилище заключался череп головы Адама.
В таком виде оно было доставлено на место постройки. Сотни тысяч людей трудились над постройкой храма. И к великой радости Соломона и всех израильтян, был успешно закончен, но трехсоставное дерево нигде не было употреблено, то не подходило по своей длине, то мешала крестовина, то большая твердость дерева и поэтому оно осталось лежать около храма неиспользованным.
В числе богатых гостей, приезжавших посмотреть на чудные и дивные постройки царя Соломона, послушать его поразительные притчи, была и царица Савская из Абессинии.
С большой свитой и богатыми подарками, она явилась к Соломону, который принял ее с большой радостью. Царь был польщен ее вниманием и потому показал ей с удовольствием все свои чудные постройки, дворцы, архитектурные здания и сады. Молодая, очень умная женщина, да еще и очень красивая, она снискала к себе милость и благоволение мудрейшего из людей царя Соломона, который за честь себе считал ее видеть, ибо полюбил ее. Он был очень доволен ее приездом.
В честь ее приезда устраивались общественные празднества и увеселения с пением и музыкой, на обильные пиры Соломон не жалел средств, он поразил ее своим богатством, славою, мудростью, притчами. Она была поражена красотою, изяществом и архитектурным устройством храма, который в действительности, в те времена, был чудом красоты архитектуры и искусства.
Царица, с большим вниманием и глубоким интересом осматривала храм и слушала пояснения самого Соломона, который любил, в сопровождении гостей, изъяснять и показывать свое архитектурное чудо. Под влиянием бесед мудрого царя, она стала прозорливой, т.е. приняла иудейскую религию с верою во Единого Бога Истиннаго, и этот прозорлитизм при абессинском дворе и в пределах сохранился до времен Евангельских, что видно из приезда в Иерусалим на поклонение Богу по обряду ветхозаветному евнуха Кондакия от царицы Эфиопской, которого св. Апостол Филипп обратил ко Христу и крестил его.
Осмотрев внутренность храма, Соломон и царица в сопровождении всех придворных начали осматривать и любоваться красотою и изяществом внутренней отделки храма и его наружным видом. Во время обхода кругом ее особенно заинтересовала отделка восточной части. Осмотр храма продолжался очень долго, так что усталость почувствовала царица, и ей захотелось посидеть. Она осматривалась вокруг, нет ли где и на чем посидеть, но, так как стройка полностью еще не была закончена, то вокруг храма, она ничего не нашла, кроме дерева, которое лежало в стороне.
А дерево это было оставлено от постройки, трехсоставное, росшее на могиле Адама.
Царица подошла к дереву с намерением, чтобы сесть на него, и о чудо! Дерево с невидимой силой отодвинулось из-под нее. Она от неожиданности упала на спину и очень неудачно, т.е. некрасиво. Соломон и все присутствующие невольно улыбнулись, а царица, раскрасневшись от стыда, готова была расплакаться как ребенок и убежать.
Обернувшись к дереву с горькой обидой, она хотела проклясть его, и опять - о чудо! Ее уста против ее воли громогласно и торжественно вместо проклятия произнесли благословение:
- О треблаженное древо!
Слова эти впоследствии явились начальными словами: ирмос шестой, канона на праздник Воздвижение Креста Господня.
Кроме того, царица во время пребывания в гостях у Соломона, была его женой, и вернулась в свою страну накануне родов. К великой радости своей она родила благополучно прекрасного сына, который впоследствии был императором. Он являлся родоначальником негусов, управляющих Абессинией.
До сих пор, абессинцы гордятся древностью рода своих императоров, их происхождением от премудрого Соломона и государственный герб заимствован от него, так как они были потомками сына царя Соломона.
После постройки Соломоном храма, вся огромная площадь около храма была очищена, неиспользованный строительный материал был употреблен на другие постройки, а отходы ни к чему не пригодные вывозили за город в гиенскую долину, где неугасимо горел огонь для сжигания всяких отходов и мусора.
Неугасимый огонь в гиенской долине, приводится во многих местах священнаго Писания, как прообраз вечного адского огня, приготовленного духами злобы для мучения грешников.
Трехсоставное дерево, оставшееся неиспользованным для постройки Храма, брошено было в низменное место города, с намерением, что оно потонет в воде и грязи. Никто из жителей его взять на какие-либо надобности не захотел по его твердости, ибо оно не было ни к чему пригодно, на топливо даже нельзя было его употребить.
В грязи оно не потонуло. Но вместо грязи там появилась прозрачная, всем на удивление, вода. Образовалась водная купель - озеро. Впоследствии это озеро - купель, обладало целебной силой. Из этой же купели брали воду первосвященники в день праздника Кущей и окропляли Святая Святых в храме, который построил царь Соломон, в ознаменование ожидания пришествия Мессии.
По временам в купель сходил Ангел Господень и возмущал воду, и всякий, кто первый опускался в купель по возмущении воды Ангелом, какою бы болезнью неодержим был - исцелялся: «ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. (Ин. 5:4)
Для чего сходил Ангел возмущать воду? Ангел входил в купель, чтобы лежавшее на дне трехчастное дерево извлечь и поднять из под ила, чтобы оно не заволакивалось илом. Твердые породы деревьев, такие как старый дуб или лиственница тяжелые, они тяжелее воды и поэтому тонут (чтобы не было сомнения, что трехсоставное дерево тонет в воде).
Целебная сила Силоамской купели, привлекала множество больных, одержимых всевозможными недугами. Для них было построено при купели пять ходов крытых - галерей, где больные могли спокойно, в ожидании возмущения воды, постоянно прибывать: Есть же в Иерусалиме у овечьих ворот купальня, называемая по Еврейски Вифезда (дом милосердия), при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, храмых, изсохших, ожидающих движения воды,» (Ин. 5:2;3). У этой купели Господь исцелил болящего: «Тут был человек, находящийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащаго и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода, когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.» (Ин. 5:5-9)
В последний год земной жизни Спасителя, вода исчезла из Силоамской купели, и трехсоставное дерево оказалось на поверхности земли. Когда Христос, злобой первосвященника и старейшей, был осужден на распятие, они повелели взять трехсоставное древо, чтобы на нем распять Иисуса Христа.
Кроме того, в трехсоставном дереве они нашли такую ношу для Осужденного, в которой не только распятие, но и самим несением тяжелого креста, доставит Христу, невыносимые муки. Сколько радости было от такого найденного креста у распинателей Господа Иисуса Христа. Как радовались они, когда падал Божественный Страдалец, под его тяжестью.
Симон Киренейский, который пришел на помощь Спасителю, в несении креста обезсмертил свое имя.
Безгрешный Страдалец, был распят на трехсоставном дереве крестном на кипарисе, пивке и кедре, приготовленном самой природой, вернее промыслом Божиим - для спасения согрешивших прародителей и погрязшего во грехах всего человечества. Распятие Иисуса Христа произошло на горе Голгофе.
Когда Крест был поднят и возвышен с распятым Спасителем, он был водружен в землю, в том месте, где была могила и лежало истлевшее тело праотца Адама. В этом же самом месте в преобразовательном значении, праведный Авраам приносил в жертву сына своего Исаака.
По крестному древу вниз потекла Божественная кровь Христа Спасителя, на череп главы праотца всего человечества Адама, бывшем в целости к корне крестного древа. Деревом совершилось падение первых людей, чрез дерево произошло Искупление. В Раю был изречен приговор за грех, из Рая были изнесены семечки для насаждения спасительного для всего человечества древа.
В главе Адама родился и омрачил разум его грех, но он смыт Спасительною Кровию на Кресте Распятого Христа.
На Кресте был распят Иисус Христос, Царь и Господь наш (Ин. 19:3;17;19;25).
На Кресте совершалась победа над дьяволом: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3:8), врага спасения рода человеческого, через Крест Христов Господь создал: «церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. 16:18)
Крест Христов есть победное знамение Церкви Христовой, ибо силой Креста Христова побеждаются враги видимые и невидимые. Крест Христов есть Божественное оружие и отогнание всякого врага и супостата (1 Кор. 1:17;18;19).
Крест Христов есть начало и конец нашего спасения (Ин. 3:16-17; 36). Без Креста мы не христиане, мы не члены Церкви Христовой, мы не сыны Божии. Для Креста мы рождаемся, с Крестом живем, и Крестом спасаемся, ибо сказал Спаситель наш: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24), с Крестом умираем (Мф. 10: 38; 14:30-31; 28:19). Крест Христов есть наша броня (Мф. 20:22-23).
Крест Христов есть хвала для христианина и грозное наказание для отвращающихся Христа и Его Креста (Гал. 6:14).
И, наконец, Крест Христов есть страшное знамение в день Страшного и окончательного Суда Божия для всех любящих Господа и противников Имени Христова: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30).