ВРЕМЯ ВОСКРЕСАТЬ
СОДЕРЖАНИЕ | Слово 9. |
ПОСЛУШАНИЕ: КАНОНИЧЕСКОЕ ИЛИ ПО РАССУЖДЕНИЮ?
Это случилось после нашего переезда в Дивеево. Духовник писал мне о послушании по рассуждению, а я цеплялся за послушание каноническое. И вот, в связи с этим, мне было однажды таинственное явление Пресвятой Богородицы, Которая появившись в моем доме, поставила точку в нашем диалоге: «Сколько раз тебе через книги и твоего духовника было сказано, что в настоящее время ПОСЛУШАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СТРОГО ПО РАССУЖДЕНИЮ?! И что мерилом и зеркалом его должна быть твоя собственная совесть?!». На что я невольно переспросил: «А если митрополит скажет что-либо, противоречащее моей совести?». На что Она ответила: «НЕ СЛУШАТЬСЯ! ДАЖЕ, ЕСЛИ ЭТО БУДЕТ САМ ПАТРИАРХ! А если и последний нищий скажет тебе что-либо находящееся в полном согласии с твоей совестью, то СЛУШАТЬСЯ И ИСПОЛНЯТЬ со всяким усердием и старанием!». Тогда я осмелился задать еще один вопрос: «А откуда я могу знать, есть ли у меня совесть или нет?». На что Она ответила: «Совесть - ОНА ЛИБО ЕСТЬ, ЛИБО ЕЕ НЕТ». И видение «преста».
Этот нищий появился в моей жизни довольно быстро. Я был самым длинноволосым рабочим Серафимо-Дивеевского монастыря. Моя прическа довольно быстро портилась от первого налетевшего ветерка и превращалась в шапку, а о том, что мирянин должен иметь короткую стрижку, я не имел ни малейшего представления. Но вот, наконец, командовавшая рабочими матушка Валентина, сказала мне об этом. После чего я решил пойти домой и взять у соседа книгу с толкованием послания Апостола Павла о стрижке мирянина. Но еще на полдороге разминулся с идущим навстречу мне неким братом, который, не останавливаясь, произнес на ходу: «Приступая работать Господеви, не отращивай волосы», что нашло отклик в моем сердце. И в тот же день, я, впервые с переезда был пострижен моим домашним парикмахером – супругой Еленой.
И много подобного произошло затем в моей жизни, научая меня внимательно прислушиваться к словам не только взрослых, но и детей.
Шло время, и вот наступил уже описанный мной период учебы под непосредственным руководством преподобного Серафима Саровского. И к тем словам Пресвятой Богородицы добавились следующие:
«Послушание выше поста и молитвы, но - только послушание по рассуждению! Время канонического послушания ДАВНО ПРОШЛО. И без рассуждения в наше время нельзя сделать и шагу. Ведь мир вокруг вас является ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ, в котором Господь и диавол могут общаться с человеком самыми различными способами: и через книги, и через обстоятельства жизни, и через других людей. И чтобы отличить глагол Божий от вещания бесовского, православным христианам дарован в помощники Ангел-Хранитель, голос которого и является голосом нашей совести. Надо только сверять с ним все, что произносится вокруг и призывает нас к послушанию.
А в царское время закон о «ПОСЛУШАНИИ ПО РАССУЖДЕНИЮ» вообще, станет одним из основных законов Православной Империи. И никто и никогда не будет иметь права поступать вопреки голосу своей совести, даже если ему будут угрожать отнятием материальных благ, заключением под стражу, или, даже, лишением самой жизни. И неважно, от кого будут идти эти слова, указания или приказы: от Царя ли, Патриарха или какого иного человека – каждому подданному Православной Империи будет ЗАПРЕЩЕНО СЛУШАТЬСЯ КОГО-ЛИБО, если сказанное БУДЕТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ГОЛОСУ ЕГО СОВЕСТИ!
Но это нужно исполнять и сегодня ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Будут ли вас уговаривать, убеждать или принуждать – если сказанное вам будет отвергаться вашей совестью, вы обязаны НЕ СЛУШАТЬСЯ, передав все дело своего оправдания Богу. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику» (Пс. 54:22)». И Он «изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне» (Пс. 36:6).
Награды и мирянину, и священнику, и епископу - вот они – давно готовы, надо только лишь поступать в соответствии с голосом своей совести».
А потом пришло время испытания для всех дивеевцев, в связи с болезнью отца Владимира Шикина и нежеланием митрополита Николая (Кутепова) позволить привезти в Дивеево мироточивую икону Царя Мученика Николая, через которую Господь хотел, по данному мне откровению, исцелить отца Владимира. Матушка игумения Сергия находилась в эти дни в Прибалтике, поэтому я смог увидеться с ней только через три дня, утром 12 февраля. Дожидаясь ее на вахте, я вдруг почувствовал необыкновенно сильное нарастающее благоухание, наполнившее меня великим ужасом и благоговейным трепетом, потому как понял, что сейчас на нашей встрече будет присутствовать Сама Пресвятая Владычица Богородица и Приснодева Мария.
Благоговейный страх все нарастал и нарастал, но в момент моего вхождения в кабинет матушки он исчез, и наступило полное благодатное успокоение с явным управлением от Ангела-Хранителя. И тут же, впервые, при незримо присутствующей Матери Божией, открылась мне причина ЧУЖДОПОСЕТИТЕЛЬСТВА сегодняшних насельниц Серафимо-Дивеевского монастыря. Ибо матушка игумения Сергия исповедовала передо мной образ своего неверного послушания. «У меня послушание КАНОНИЧЕСКОЕ, - сказала она, - поэтому, что скажет архиерей, то я и сделаю. Скажет привезти икону - я привезу ее, не скажет – значит, Матерь Божия не управила через него!» И тогда я, отнюдь не планируя этого делать, заговорил вдруг с нею СО ВЛАСТЬЮ, строго предупредив ее о последствиях оставления без помощи смертельно больного иеромонаха Владимира (Шикина). Но она вновь повторила слова о своем каноническом послушании, и мы с ней расстались.
Да, этот разговор открыл главную причину, из-за которой преподобный Серафим никак не мог до сего дня позволить им обрести свои подлинные мощи.
Каноническое послушание сегодня – это послушание в сосложении с бесами, приводящее церковь к тому, о чем мы узнали из разоблачений протодиакона Андрея Кураева. А еще раньше из слов преподобного Серафима Саровского:
«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия и за это Господь ТЯЖКО ИХ НАКАЖЕТ. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня»(Мф. 17:7-9)
«И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы избранных ради не сократились оные дни, в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи Совершенным Богом и Совершенным Человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Подобное же оставление человечества благодатию Божией должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по миновании коего не умедлит вслед явиться Господь во славе Своей и все святии ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в Предвечном Совете».
«Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но как к тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главному догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и по сем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего».
«Открыв мне, – пишет далее Н. А. Мотовилов, – сию великую и страшную тайну, великий старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо Воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли. Дивеев станет лаврой, Вертьяново – городом, а Арзамас – губернией. И, проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей, и по открытии их сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему».