СЛОВО КРЕСТНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ | Слово 5. |
О НЕСЕНИИ ЛИЧНОГО КРЕСТА
Кроме нападения на изображение Креста Христова враг рода человеческого диавол нападает и на несение христианином личного Креста, данного ему Богом.
Что такое личный Крест христианина, который должны мы взять на свои рамена и последовать за Иисусом Христом? Это, прежде всего, исполнение православными всего заповеданного Богом. Но сложно ли исполнить все это в нашей сегодняшней жизни? Сложно ли хранить свои чувства от посторонних впечатлений, а ум в непрестанном хождении перед Богом?
Запряженному в телегу коню трудно повернуть свою голову в желанную ему сторону, если его при этом тянут в другую, но, освободившись от упряжи, он легко может вертеть ею во все стороны. Упряжь для нас – это все ранее рожденные нами совместно с демонами действия, слова, помыслы и чувства. Если бес возбудил нас однажды на похоть и мы сосложились с ним, то надо быть уверенным, что теперь при всяком удобном случае он будет тянуть нас к ней снова и снова, постепенно наращивая свои усилия и увеличивая силу воздействия. И окажется со временем, что даже такие нематериальные вещи, как запечатления (фиксации) станут для нас самыми настоящими путами, не позволяющими думать и делать что-либо свое, но только то, что предложит демон. И не связанный, казалось бы, ничем со вне человек, окажется пленником внутри себя. Он может плакать и сопротивляться, но снова и снова вестись как на заклание однажды совершенным грехом, после повторов которого становится, в буквальном смысле этого слова, его рабом.
Воры, не могущие расстаться со своим постыдным ремеслом – рабы своего грехопадения; прелюбодеи, совершающие предательства по отношению к своим суженым – рабы своей похоти; матерщинники, не могущие обуздать своего языка – вентиляторы, движимые посторонней силою. Но, в любом случае, попытка понести крест исполнения заповедей Божиих без воцерковления и покаяния может стать самой обыкновенной пыткой, при которой человек будет либо идти назад, либо топтаться на месте. Без воцерковления и отпущения прежде совершенных грехопадений все его попытки одолеть собственные страсти будут обречены на провал.
А человек воцерковившийся и ставший на путь полного и всецелого покаяния довольно безбедно совершит путь свой, обретя благодатную помощь в своем крестоносительстве.
И, хорошо понимая это, демоны направляют все свои усилия на то, чтобы человек не дошел до веры и церкви, а если и дошел, то остался бы простым статистом. Убрать Крест из жизни человека, внушить ему, что никакого пути крестоносительства не существует ни в Церкви, ни вне ее – главная задача, которую решает сегодня дьявол в отношении всех нас.
Из-за множества препятствий, воздвигаемых диаволом, условия сегодняшнего нашего крестоносительства во многом приближаются к условиям подвижников времен раннехристианской церкви. Наше сегодняшнее исповедничество приближено к их исповедничеству, и поэтому мы должны обязательно брать с них пример и смотреть на то, как они вели себя в подобных ситуациях.
***
Как происходило их исповедничество? С любовью, с улыбкой на устах, с благодатнейшей интонацией, без упреков, без раздражительности, без применения бесочеловеческих приемчиков. Слабые прятались и скрывали свою принадлежность к Церкви Христовой, а сильные под руководством Духа Святаго шли на мучения. Но только по благословению Божьему и под Руководством Духа Святаго!
А сегодняшние псевдоисповедники, не разумевающие Его действий, непредочищенные покаянием и не имеющие благословения опытных наставников, могут стать только игрушками в руках демонов. Уже одна интонация их голосов говорит о многом, а поступки, являющиеся плодами делания их внутреннего (духовного человека), и того больше!
Любое крестоношение должно быть христоподражательным! И только тогда оно принесет нужные плоды и подвигнет на подражание ему других. Ясный и богопросвещенный ум исповедника, нескрываемая благодать в голосе, внешнем виде и во взоре, даруемые Богом слова для ответа гонителям – все это само ратует за то, чтобы подражать ему. Крестоношение современности должно быть результатом предварительного подвига и тщательного очищения себя покаянием, многолетней борьбы с демоном и собственным семенем тли, живущим в человеке. Ведь стяжавший благодать Пресвятаго Духа не думает о том, что ему есть, пить, и говорить, а твердо верит в то, что это все будет дано знающим его потребности Богом. Поэтому, прежде креста публичного исповедничества, должен иметь место долгий путь предварительного приготовления к нему. А он может состояться только в условиях ежедневных столкновений с мелкими и крупными нападениями бесовскими, в том числе и со стороны близких и тех, кто «купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением» (Пс 54, 15). Все условия для этой подготовки, а затем и самого исповедничества, созданы нашим Господом для всех нас. И надо радоваться, что сегодня положение дел в церкви способствует этому. Потому что завтра уже не проверишь себя как следует, так как при восстановленном в России православном самодержавии во всех наших храмах будет царить тишь да благодать, и даже демоны не смогут по-настоящему воспрепятствовать нашему крестоношению, которое при Последнем Православном Царе будет очень легким.
И я призываю вас от имени батюшки Серафима хотя бы напоследок в условиях сегодняшних гонений попробовать поучиться терпению и смирению, и своим подвигом крестоношения, несмотря ни на что и ни на кого, изменить ситуацию в своей семье и своем окружении, поддерживая и направляя других. Потому что война всех против всех не принесет ничего полезного, кроме новых, необходимых для вашего очищения скорбей и болезней, от которых вы захотели избавиться столь радикальным путем!
И не обольщайтесь: благодать Преложения Даров, несмотря ни на что, по неизреченной милости Божией существует сегодня во всех храмах, и Пресуществление Их происходит и у всех правильно рукоположенных священников в РПЦ, РПЦЗ, ИПЦ и у старообрядцев, и хотим мы того или не хотим, мы все причащаемся Одного и Того же Тела Христова и пьем Одну и Ту же Кровь Его! Господь не делит нас на принадлежность к тому или иному осколку бывшей единой Российской Православной Церкви, уже начинающей становится Царской Православной. И потому гадать об истинном положении дел на основе рассуждения, не различающего духов, крайне опасно. В этом случае лучше довериться тем, кто этих духов различает.
К тому же буква без прочтения ее Духом Святым есть только палочка, а буква, прочитанная Духом - это уже Крест! Слово – это только один меч из арсенала ангелочеловеческого, и без второго меча – благодати Пресвятаго Духа, никакого смысла не получится. А без этого Креста никто и никогда не сможет понять ни Священного Писания, ни Священного Предания, вне Креста они полностью закрыты от разумения нашего.
Поэтому всегда и везде требуйте от глаголющих и пишущих, наставляющих и учащих, чтобы кроме цитат и выкладок, человек рассказывал бы о своем личном пути покаяния. И только после этого принимайте решение, стоит ли его выслушивать или нет. «Потому что много лжепророков появилось в мире» (Ин 4, 1). Аминь!