НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ СВЯТОЙ РУСИ
СОДЕРЖАНИЕ | Слово 3. |
ОБРЕТЕНИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ
ВОРОНЕЖСКОГО (СМИРНИЦКОГО)
Святитель Антоний - это святой, первым из духовных лиц подтвердивший непрелестность откровения Н. А. Мотовилову о воскресении из мертвых преподобного Серафима: «Да, это не прелесть, а Божественное откровение вам и очень легко может быть и даже нужно и необходимо для Церкви Святой, ибо вера в воскресение из мертвых столько важный православно-христианский догмат, что святой апостол Павел прямо говорит: «И аще воскресения мертвых несть… суетна вера ваша… окаяннейши всех человек есмы». И произошло это в Воронеже через год или два после успения батюшки Серафима.
Сам святитель умер в 1846 году и был похоронен в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря, в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. В 1914 году над его могилой были устроены часовня-усыпальница и мраморное надгробие, а комиссия, осматривавшая останки святителя Антония, обнаружила нетление его тела и одежды. Что послужило толчком для подготовки канонизации святителя, которой помешала только наступившая революция. В годы Великой Отечественной войны монастырь был сильно разрушен, а в пробоинах склепа можно было увидеть гроб архиепископа Антония с находящимися там мощами.
После войны на месте обители было решено построить здание Воронежского Государственного университета, и в 1956 году началась расчистка руин Благовещенского собора. Но однажды вечером работавший там экскаватор сломался, а работавшему на нем экскаваторщику явился во сне святитель Антоний и сказал, чтобы дальше расчищали только лопатами, потому что там его склеп. Что и выяснилось на следующий день, после чего, по согласованию с властями, были вызваны представители Воронежской епархии, которым было позволено извлечь из склепа гроб святителя, а также останки тех архиереев, которые нашли по соседству. Затем они были перевезены на грузовике на территорию Коминтерновского кладбища и захоронены, по официальной версии, в одной общей могиле. Но при перезахоронении останков Воронежских святителей в 1993 году, гроба с мощами архиепископа Антония там не обнаружили. И с тех пор не раз пытались отыскать его могилу на территории этого и Задонского кладбищ, вскрыв за это время семь захоронений. При этом однажды обнаружив и ложное, с кусочками архиерейской мантии и пуговицей от нее на дне пустой могилы с крестом наверху. Но подлинное так и не нашли.
Захоронение святителя Антония могли обнаружить уже через год после его прославления в лике местночтимых святых в 2003 году, но этому помешало следующее чудесное событие. Летом 2004 года я находился один в одном из кабинетов Воронежского епархиального управления в тот момент, когда туда зашла женщина, приехавшая поведать о месте расположения захоронения святителя Антония (Смирницкого). В ходе завязавшейся беседы она пояснила, что эта малоприметная могила находится в укромном уголке Коминтерновского кладбища и о ней знает лишь небольшой круг лиц. И что об этом захоронении она узнала от своих старших подруг, которые до того ухаживали за ним. А теперь она продолжила их дело. Местоположение ее я уточнять не стал и сразу, увидев неслучайность произошедшей встречи, задал ей вопрос: «Знаете ли Вы о предстоящем воскресении из мертвых преподобного Серафима Саровского и об его отношении к владыке Антонию?» «Да» - ответила она, - и тогда я, по внушению свыше попросил ее набраться терпения и никому не сообщать о месте нахождения могилы до его воскресения из мертвых. С чем она с радостью согласилась и уехала домой в Северный район города Воронежа. Моя память, к сожалению, не сохранила ее имя и я помню только, что она ходила на службы в один из храмов, расположенных неподалеку от указанного кладбища.
Благословляя ее на это, я тогда и не предполагал, что однажды займусь поиском этого захоронения и обнаружу его в день летнего праздника преподобного Серафима Саровского — 1 августа 2012 года, получив на это благословение схиигумена Агафона (Чеснокова) после обретения мощей преподобного Тихона Луховского. По прибытию в Воронеж подобное благословение было дано мне и в местном епархиальном управлении. Но, добравшись в тот день до Коминтерновского кладбища и узрев его обширность и заброшенность, я понял, что это дело будет очень нелегким. Ибо ближайшее массовое посещение кладбища будет только через год — на Пасху 2013, и мое возможное объявление на ограде кладбища о поиске захоронения святителя будет прочитано нужными людьми очень нескоро. Если будет прочитано вообще. Ведь не все люди пользуются центральным входом, а проходов в заборах со всех сторон было более чем достаточно. Точно так же казались неэффективными и объявления в местных газетах. Поэтому мной был выбран путь молитвы и поиска путем опроса священников и мирян, с одновременным поднятием архивов и материалов прежних раскопок. Но в итоге беседы с кладбищенскими работниками и поисковиками ни к чему не привели. В то время как знакомые верующие подсказали, что возможно выйти на людей, которые ухаживают за могилой святителя, посещая могилу известного старца Феодора, где те наверняка бывают. Время от времени я тоже стал посещать захоронение старца и могилки лежащих рядом с ним православных подвижников, почувствовав правильность этого пути и явную поддержку со стороны Воронежских святых. И они нам помогли.
Приближался праздник преподобного Серафима Саровского. Моя помощница Наталия В., старанием которой была изготовлена рака Преподобного, после отдыха в Крыму решила заехать ко мне домой, чтобы стать участницей праздничного богослужения в нашем домовом храме Святых Царственных Мучеников. И уже после вечерни предложила отслужить утром Литургию батюшке Серафиму, прочитать акафист святителю Антонию и сразу ехать на Коминтерновское кладбище. С чем я согласился, хорошо помня о том, что батюшка Серафим управляет многим именно через нее. И вот результат, описанный ее словами:
«На обратной дороге из Феодосии, по договорённости с о. Виктором, 31 июля я приехала к нему на праздничное богослужение. Во вторник он отслужил вечернюю службу и я помогала ему в меру своих скромных возможностей. На следующий день, 1 августа, была отслужена праздничная Литургия, посвящённая преп. Серафиму. Потом начался молебен, во время которого мы пропели акафист Преподобному, а затем акафист Святителю Антонию.
Что удивительно, хотя мы пели его в первый раз (до этого ни разу даже не читали), получилось у нас довольно слаженно и красиво. Поддержка была явной. В завершение всего о. Виктор освятил две вновь написанные Богородичные иконы: «Леушинская» и «Воскрешающая Русь».
Мы доехали до автовокзала, где нас встретил воронежец Сергей и отвёз на кладбище. И сразу пошли приложиться к могилке старца Феодора, где увидели трех женщин, одна из которых лежала на надгробном камне на могилке блаженной Елены, по всей видимости, долго «дожидаясь» нас. На наш вопрос, не знают ли они, где находится могила Святителя Антония, женщина постарше ответила, что знает, и назвала номер квартала, где он захоронен, даже хотела нас проводить, но до тех пор пока о. Виктор не сказал, что у него есть благословение от действующего архиерея на поиск мощей Святителя. Услышав это, женщина не захотела нам показывать место захоронения, сказав, что Святитель против обретения его мощей. Якобы, нынешним священникам мощи нужны только для собирания денег и нужно ждать прихода Царя или пока Святитель сам не укажет место своего захоронения.
Все наши уговоры были тщетны, и мы, положившись на волю Божию, пошли искать могилу сами, в том квартале, на который она указала в начале разговора. После этой встречи нам сразу стало ясно, что развешивание объявлений на кладбище не привело бы ни к какому результату.
Подойдя к названному кварталу (а это в другом конце кладбища), мы разделились.
Мы с Сергеем пошли направо, с двух сторон ряда из 4-х могил, так, чтобы ничего не пропустить, а о. Виктор пошёл налево.
Как потом оказалось, в его сторону расстояние до конца кладбища было более коротким, чем в нашу сторону. Чем дальше мы продвигались с Сергеем, тем сложнее это было делать из-за поломанных деревьев и заросших могил.
Минут через 20 позвонил о. Виктор и сказал, что он нашёл захоронение и чтобы мы возвращались на исходную позицию. Встретившись, он провёл нас к могилке по довольно протоптанной дорожке. На могилке мы увидели металлический крест, покрашенный серебристой краской, к которому прикреплён ящичек (тоже металлический, с отверстиями), в котором горит постоянно лампадка.
Над ящичком прикреплена табличка с надписью: "Святитель отче наш Антоний, моли Бога о нас. Аминь", а выше приклеена икона с тремя Воронежскими Святителями. Внизу стояли цветочки и лежала записка. Могила ухоженная, но видно, что ухаживают за ней женщины. Оградка покосившаяся и лавочка сделана из двух пеньков, на которые положена неструганная доска. Цветочник выложен белыми камушками. По словам о. Виктора, когда он подходил к этой могилке, то почувствовал благодать. Действительно, нам с Сергеем не хотелось оттуда уходить, было чувство умиротворения и радости от того, что мы нашли Святителя и продвинулись на ещё одну ступеньку к обретению мощей батюшки Серафима».
А затем я сделал то, что делал и раньше в Тихоно-Лухском монастыре. Помолился и лег на могилу святителя. И снова услышал четко прозвучавшие в моем помысле слова: «Я – здесь!»
Интересным было и свидетельство брата Сергия о том, что он, как и многие воронежцы, много лет бывал на могилке старца Феодора, но никогда не слышал, чтобы кто-либо говорил о могиле святителя Антония.
А потом была создана комиссия, которая побывала на найденном захоронении. Те из ее членов, которые участвовали в предыдущих поисках и раскопках, а также при перезахоронении 1993 года, ее НЕ УЗНАЛИ! После чего сомнения в том, что эту могилу никогда не вскрывали, у комиссии отпали. И было принято решение поднять все возможные архивы, которые в результате ничего не прояснили. Ни местные, ни московские.
А в декабре 2012 года, находясь в епархиальном управлении, я столкнулся с пожилым протодиаконом Андреем Танковым, с которым был знаком с начала 90-х. И начал говорить с ним по поводу явления в 1956 году святителя Антония экскаваторщику, которого отец Андрей, вроде бы, знал. Но он сказал, что это не он, а его знакомый Иван Дмитриевич, проходивший мимо разрушенного Благовещенского собора в тот самый день, когда там доставали из склепа гроб воронежского святителя, слышал рассказ экскаваторщика о явлении ему во сне архиепископа Антония! Но когда я сообщил ему о том, что Господь вывел нас на могилу святителя… ОКАЗАЛОСЬ(!), что отец протодиакон давным-давно знает ее месторасположение! И уточняет то, что он ПОХОРОНЕН СПРАВА ОТ МОГИЛЫ ПЕРЕЗАХОРОНЕННЫХ В 1993 ГОДУ ВОРОНЕЖСКИХ АРХИЕРЕЕВ (в том самом месте, которое мы нашли)! И не раз посещал ее на протяжении 30 лет. Но считал, что его мощи в том году также были выкопаны кем-то и хранятся теперь на дому. И поэтому больше туда не ездил.
А то, что никто на него при прошлых поисках захоронения не вышел - это явное управление свыше. Ведь он служил в центре города Воронежа и часто бывал в епархиальном управлении, но при этом даже не слышал, что захоронение третьего воронежского святителя ищут с конца 80-х годов.
А затем мы повезли его на кладбище, где он сам провел нас к могиле святителя Антония. И рассказал, что начал ходить в церковь в 1959 году. На Пасху 1961 или 1962 года, после службы в Покровском соборе города Воронежа, он пришел на это кладбище вместе со своим старшим братом по вере Петром Васильевичем (фамилию запямотовал), 1910 года рождения. От центрального входа они прошли в самый конец кладбища, повернули налево и оказались около могилы недавно перезахороненных здесь воронежских архиереев. На этом захоронении стоял большой крест, а вокруг размещалась хорошая ограда. Со всех сторон могилы находилось множество православных, читающих акафист, молящихся и восклицающих: «Христос Воскресе!» Они приложились к этому кресту, а затем Петр Васильевич потихоньку сказал молодому Андрею Ивановичу о том, что в расположенной рядом могиле с хилым деревянным крестом и невысокой оградой ЗАХОРОНЕНЫ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ (СМИРНИЦКОГО). И что ему надо всегда молиться. И они потихонечку приложились к этому кресту, на котором не было никаких надписей, а поверх могилы находился обычный земляной холмик. Мало кто знал, кому принадлежит эта могила, но Андрей Иванович видел, что некоторые к ней, все-таки, прикладываются. О ее принадлежности, храня тайну, он никому не говорил, но сам всегда на Пасху посещал обе эти могилы, вплоть до того момента, когда услышал, что могилы были вскрыты, а останки архиереев были перенесены в Акатов монастырь.
А теперь, по его словам, он понял, что могила святителя так и осталась НЕПОТРЕВОЖЕННОЙ, и только новый металлический крест и ограда ему совсем незнакомы.
И нам стало понятным, что эта могила точно на 100% является могилой святителя Антония (Смирницкого)!!!
Но затем вопрос о ее вскрытии постепенно сам собой сошел на нет, став делом будущего времени. В полном соответствии с полученными нами к тому времени благословениями преподобной Досифеи Киевской, давшей ясно понять, что ВСЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕКРАЩЕНЫ ДО ВОСКРЕСЕНИЯ ИЗ МЕРТВЫХ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО. Аминь.
Тема: История, Обретение мощей
|