|
Блажен человек, читающий этот сайт, ибо только здесь описание
неизвестного почти никому, в то время как является крайне интересным.
Библиотека сайта
ЗАПИСКИ МОТОВИЛОВА Н.А., СЛУЖКИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА
Примечание 2 (178-317)
[178 ]. Ньютон Исаак (1643–1727) – знаменитый английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, профессор математики в Кембридже, президент Лондонского Королевского общества. Открыл дисперсию света, исследовал дифракцию, развивал корпускулярную теорию света. Сформировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения. [179 ]. Святитель Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова, с присовокуплением синопсиса или краткого отписания о начале славянского народа // Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского. С. 3-450. [180 ]. Книга святителя Тихона «О истинном Христианстве, догматико-нравоучительное сочинение в 6 частях». СПб., 1785, 1803. О написании сей книги в воспоминаниях Ивана Ефимова. // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. СПб. С. 28–31. Книга святителя Тихона Задонского издавалась в опровержение книги известного мистика Иоанна Арндта «Об истинном христианстве», опубликованной в Москве в 1784 и 1800-1801 годах и содержащей противные Православию суждения. Не случайны совпадения названий и годов выпуска. Интересно привести слова из письма митрополита Платона (Левшина) к митрополиту Новгородскому и Петербургскому Амвросию (Подобедову) от 6 января 1802 года по поводу книги И. Арндта: «Об известной фанатической книге я бы советовал, ежели не возьмет на себя труд преосвященный Павел, предписать архимандриту Донскому сочинить опровержение на сомнительные той книги места и напечатать от имени Синода, и тем несколько публику успокоить и предохранить» (Из глубины воззвах к Тебе, Господи // Творения преосвященного Платона, митрополита Московского. М., 1996. С. 93). Святейший Синод за лучшее посчитал переиздать труд святителя Тихона. Впоследствии сочинение святителя Тихона «Об истинном христианстве» составило полностью 3-й и 4-й тома «Творений иже во святых отца нашего Тихона Задонского» (М., 1889). [181 ]. Замечательно, что на одной из двух сохранившихся фотографий Н. А. Мотовилова, Николай Александрович держит в руках лист бумаги с планом именно этой книги. [182 ]. Святитель Феофан Затворник (Говоров, 1815-1894) – известный духовный писатель, в 1857-1859 годах – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого 1 июня 1859 года; с 1863 года – епископ Владимирский и Суздальский, с 1866 года – на покое, в затворе в Вышенской пустыни. В 1988 году причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Память 10 января. [183 ]. Сергий (Ляпидевский, 1820-1898) – рукоположен во епископа Курского и Белгородского 1 января 1861 года; с 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский, с 1882 года – архиепископ Кишиневский и Хотинский, с 1891 года – архиепископ Херсонский и Одесский, с 1893 года – митрополит Московский и Коломенский. [184 ]. Толстой Александр Петрович (1801-1873) – граф, генерал-адъютант, член Государственного совета, обер-прокурор Святейшего Синода в 1856-1862 годах. Скончался на пути из Иерусалима, где находился в паломничестве. [185 ]. Соломон Петр Иванович (1819-1905) – член Государственного совета, сенатор, действительный тайный советник. Был близок к Оптинским старцам. В 1857-1863 годах служил по Синодальному ведомству директором синодальной канцелярии. [186 ]. Эстамп – то же, что и гравюра, отпечаток с вырезанного на металле или дереве изображения. [187 ]. Церковь отмечает день Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи 29 августа. [188 ]. Балдахин – подвижный или неподвижный нарядный навес над сиденьем, гробом, кафедрой и т.п. [189 ]. Неизвестно, удалось ли Мотовилову исполнить свое намерение. [190 ]. Из формулярного списка о службе Н. А. Мотовилова: «По окончании курса в Казанском университете со степенью действительного студента в 1826 году в службу вступил Почетным смотрителем в Карсунское уездное училище тысяча восемьсот сорок пятого года декабря пятнадцатого... За поднесение Государю Императору двух образов для армии и камня, на котором молился старец Серафим, с его изображением получил Высочайшую Его Императорского Величества благодарность 1854 марта 24. За поднесение двух патриотических стихотворений получил таковую же благодарность 1854 апреля 21. …За предоставленные Государю Императору чрез министра Императорского Двора две копии с принадлежащего старцу Серафиму Образа Божией Матери «Радости всех Радостей» удостоился получить Высочайшую Его Императорского Величества благодарность 1854 октября 7» (РГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 1495, лл. 91 об.- 92). [191 ]. То есть главнокомандующего русской армией в Крымской кампании 1854-1855 годов князя А. С. Меньшикова. [192 ]. Об этом Мотовилов подробно пишет в своем письме графу Адлербергу от 27 марта 1854 года: «...удостоившись 25 марта присутствовать в числе зрителей при параде в конногвардейском манеже и во время концерта "Коль славен наш Господь в Сионе" и молебного пения ощущать такую неземную радость, что мысли, в это время пришедшие мне на ум, не смею считать изобретением моей собственной догадки или человеческого соображения, потому что иначе они могли и попрежде того гораздо приличнее и более кстати прийти мне на память, за долг о них от слова до слова сообщить Вашему Сиятельству считаю: "Это хорошо, что ты не просил дозволение на представление Государю Императору двух Образов Божией Матери отца Серафима "Радости всех Радостей" и камней его с изображением его, и 15 жеребцов твоего завода, в честь пятнадцати степеней коими Божия Матерь вошла во Святая Святых, и желание твое, чтобы и русские вошли во Святая Святых, и вся Палестина с Грециею принадлежали Императору Николаю Павловичу, угодно Богу, да как же ты забыл заповедь отца Серафима прибавить, что, если кто каждое воскресенье поет Божией Матери Параклис попеременно один из двух или "Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский", или "Скорбных наведения обуревают смиренную мою душу, и напастей облацы мое покрывают сердце, Богоневестная" – тот на всю неделю избавляется всесильным заступлением Божией Матери от всех бед и напастей, – так постарайся чрез графа Адлерберга довести до сведения Государя Императора: не благоугодно ли будет Его Величеству приказать каждое воскресенье перед рядами действующей армии петь собором, обращаясь к иконе отца Серафима "Радости всех Радостей", попеременно то тот, то другой Параклис – и скажи, что тогда Божия Матерь, Сама свыше предводительствуя всеми войсками русскими, будет всегда подавать победу оружию Его Императорского Величества; вот посмотри, как хорош вид воинства земного, он прообразует вид воинства небесного, и вот лучшая и избранная часть его одета в белое и златые шлемы с орлами на верхах и звездами на каждом, это разумно сделано, и как прекрасно указывает на будущее – ибо в Апокалипсисе сказано, что окрест Престола всех Царя имеющие стоять тоже одеты будут в белое и финицы в руках их, так вразумительно говорить и о том, что должно быть на земле здесь, звезды на шлемах прекрасно изображают, что и в сердцах каждого из воинов сих должна стать любовь к Богу Христу Спасителю, и к Царю земному, и к родине своей, озаренной по милости Божией Православною верою во Христа, и притом так же сиять светло и неугасимо, как звезды небесные, а орлы знаменуют, что воины такие, если верны будут Богу, Царю и Отечеству, то таким же образом и с ними будет, как с воинами духовными, про которых сказано: "Терпящии же Господа тии изменят крепость, окрилатеют яко орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут". Так и теперь поелику Государь терпел и терпит Господа, стараясь руководствоваться всегда во всем волею Его святою – то и ему Господь дает крили орла Великого, и ему Господь говорит свыше и всему верному его воинству: "дерзайте, людие, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко всесилен", – потому что Государь обнажил меч свой теперь не по прихотям своим или по расчетам земным и страсти к приобретению, но по святой воле Божией, назначающей ему обладать святыми местами Иерусалима, Афона и Константинополя, так чтобы творили, так как я тебе говорю, всегда пение Параклиса Божией Матери по воскресеньям и перед каждым сражением, а Сама Божия Матерь Государю его воинству во всем поможет, потому что Афон Ее жребий, Константинополь Ей же посвящен Константином Великим – а Иерусалим и подавно Ей же принадлежит, ибо в Вифлееме она Бога Слова в плоти человеческой неизреченно родить изволила, а в Иерусалиме еще и Его Самого более приняла мук и скорбей при вольном Его за спасение рода нашего страдании, за что Бог назначил Ей так, что кому Она изволит, тому и передаст сии места: скажи же это все графу Адлербергу, а он уже знает что сделать"» (РГИА, Ф. 472, оп. 18 (107/944), 1854 г., д. 42, лл. 6-7 об.). [193 ]. Из формулярного списка о службе Мотовилова: «Всемилостивейше пожалован за пожертвование 15 жеребцов своего завода бриллиантовый перстень с вензелевыми изображениями Его Императорского Величества 1854 октября 2» (РГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 1495, л. 92). [194 ]. Солитер (от фр. solitaire – одинокий, отдельный) – одиночный крупный бриллиант. [195 ]. Пс. 125, 4. [196 ]. Амбразанцев (в рук. Амброзанцев) Сергей Николаевич (1805–1868) – сын генерал-лейтенанта Н. Амбразанцева и его супруги Марии Ивановны, статский советник (1865), помещик Сенгилеевского и Сызранского уездов Симбирской губернии (сообщила И. В. Смирнова). [197 ]. Фатьянов (в рук. Фатьялов) Иван Васильевич – сын коллежского асессора Василия Ивановича Фатьянова и его супруги Екатерины Михайловны, поручик, помещик Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. [198 ]. Бестужев Алексей Васильевич (1798-1862) – сын Василия Борисовича Бестужева и Екатерины, урож. Нечаевой, гвардии ротмистр, в 1838–1844 годах сызранский уездный предводитель дворянства, помещик с. Репьевки Сызранского уезда Симбирской губернии. Жена: Амалия Михайловна, урож. Бетаер (сообщила И. В. Смирнова). [199 ]. Так в рукописи. Образовано от устар. слова «помочь» (ударение на первое "о", т. е. помощь), «помочи», «помогчи». (См.: Даль В. Указ. соч. Т. III ). [200 ]. Это место Мотовилов получил только в 1845 году, и потому он говорит (выше), что у него отнято четырнадцать лет службы. [201 ]. Мусин-Пушкин Михаил Николаевич (1795-1862) – сенатор, попечитель Петербургского и Казанского учебных округов. [202 ]. Баратаев Михаил Петрович (1784-1856) – князь, сын симбирского губернатора, нумизмат, масон, состоял в Петербургской, затем в Московской ложах, среди членов которых было немало декабристов; основатель нескольких лож, в том числе в Симбирске 1818 году. В 1816-1819 годах – симбирский уездный предводитель дворянства. В 1820-1835 годах – симбирский губернский предводитель дворянства. С 1838 года – тайный советник. В 1839-1843 годах – управляющий таможенным округом в Грузии. Член Парижской академии наук [203 ]. Норов Авраам Сергеевич (1795-1869) – государственный деятель и писатель, участник Бородинского сражения. В 1854-1858 годах – министр народного просвещения. Член Академии наук. [204 ]. Мандрыка Николай Яковлевич – генерал-лейтенант, в 1833–1854 годах окружной генерал 4-го округа окружной стражи. [205 ]. Берх (в рук. Берг) Прасковья Александровна – супруга титулярного советника Ивана Карловича Берха. [206 ].Например, в актах, хранящихся в Государственном архиве Нижегородской обл. (ГАНО), Ф. 639, o п. 126, д. 9076, лл. 3-5. [207 ]. Владимирская Оранская икона Божией Матери прославилась в XVII веке. В честь неё основан Оранский монастырь недалеко от Нижнего Новгорода. См. о ней: Поселянин Е. Богоматерь. СПб. [Б. г.|. Т. 1. С. 290-310. В Арзамас икону приносили для поклонения ежегодно с 1701 года Здесь она пребывала 29 августа до середины ноября (Щегольков Н. Исторические сведения о городе Арзамасе, 1911. С. 139). [208 ]. См.: Мф. 14, 25–32. [209 ]. Рукоприкладство то же, что подпись, скрепа, своеручное свидетельство. Судебное рукоприкладство состоит в подписи записки с изъяснением удовольствия или неудовольствия (Даль В. Указ. соч. Т. IV . С. 113). [210 ]. «...земля еси, и в землю отидеши» (Быт. 3, 19). [211 ]. Сем-ко – а ну, давай, ну-ка (см.: Даль В. Указ. соч. Т. IV . С. 173). [212 ]. Иванов Гурий (иеромонах Георгий) – крестьянин графа Шереметева, в Саровской пустыни с 1827 года, гостинник, впоследствии был в Троице-Сергиевой лавре. Автор одного из первых жизнеописаний батюшки Серафима «Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлеченные из записок ученика его» (Маяк: Журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской. СПб., 1844. Т. 16. С. 59-95). [213 ]. Путкова Ксения Васильевна (в монашестве Капитолина, 1805-1896) – крестьянская девица, старшая церковница в Рождественских церквах, впоследствии ризничная. [214 ]. Ср.: Мф. 24, 22; Мк. 13, 20. [215 ]. Ролен Шарль – французский историк, ректор Парижского университета (Сорбонны), член Королевской академии. Упомянутые сочинения: Древняя история о египтянах, о карфагенах, об асирианах, о вавилонянах, о мидянах, персах, о македонянах, о греках: В 10 т. / Пер. В. Тредиаковского. СПб., 1749-1762; Римская история от создания Рима до битвы актийской, то есть по окончание республики: В 16 т. / Пер. В. Тредиаковского. СПб., 1761-1767. [216 ]. См.: Алкоран о Магомете, или Закон турецкий, переведенный с французского языка на российский. СПб., 1716. [217 ]. Соловцовы Александр, Африкан и Петр Степановичи – помещики с. Лемети Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Известные благотворители Саровской пустыни. [218 ]. Аргамаковы – старинные благотворители Сарова, владельцы с. Хозина. М. М. Аргамаков помог первоначальнику Саровской пустыни Иоанну приобрести землю под пустынь. А. И. Аргамакова – крупнейший вкладчик в строительство Саровской колокольни (см.: Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, Православия. Саров; Саранск, 1999. С. 29–95). [219 ]. Князья Бабичевы (в рук. Бибичевы) – известны два брата, Григорий и Иван Ивановичи, алатырские дворяне, деятели Комиссии Нового уложения 1760-х годов. Дети первого – Дмитрий и Иван Григорьевичи. Оба состояли членами Вольного экономического общества, занимались изобретениями и усовершенствованиями в области сельского хозяйства. Дмитрий Григорьевич – инженер, учился в Лондоне. В 1870 году занимал должность прокурора Симбирской верхней расправы с чином коллежского асессора. [220 ]. Суворов Александр Васильевич (1730-1800) – князь Италийский, граф Рымникский, выдающийся русский полководец, генералиссимус. [221 ]. Об устройстве Спасо-Преображенского банка пишет Мотовилов в письме графу Адлербергу от 26 июля 1866 года (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 142). [222 ]. Барабинская степь – обширная низменность в Западной Сибири между Иртышом и Обью. Местность болотистая. Климат нездоровый. [223 ]. Аральское море – горько-соленое озеро на границе Казахстана и Узбекистана, в 260 км от Каспийского моря. В него впадают реки Сырдарья и Амударья. [224 ]. Каспийское море (в древности Гирканское. Хвалынское) – на границе Европы и Азии, между Россией, Ираном, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном. Уровень его на 27,5 метров ниже уровня Аральского моря. [225 ]. Черное море (в древности Понт Евксинский) – омывает берега России, Украины, Турции, Грузии и Румынии. Соединяется со Средиземным морем посредством Мраморного моря, Дарданелльского пролива и Эгейского моря. [226 ]. Азовское море – связано с Черным морем Керченским проливом. Находится у берегов России и Украины. Содержит мало соли и зимой замерзает. Глубина незначительна, от 6 до 14 метров. [227 ]. Пелопоннес – полуостров на юге Греции. [228 ]. Сибирская язва – заразная болезнь домашних животных, вызываемая бактерией – сибиреязвенной палочкой. Люди, имеющие общение с больными животными или их трупами, легко заражаются сибирской язвой. [229 ]. «И рече отрочищ Ангелу: Азария брате, что есть сердце и печень и желчь рыбия; И рече ему: сердце и печень, аще кого смущает демон или дух зол, сим подобает курити пред человеком или женою, и ктому не будет смущатися: желчь же, помазати человека, иже имать бельма на очесех, и исцелеет» (Тов. 6, 7-9). [230 ]. Фотий (Спасский, 1792–1838) – архимандрит, настоятель и возобновитель Новгородского Юрьева монастыря (в 1822–1838 годах), известный обличитель мистицизма. [231 ]. Назарий (Кондратьев, 1735-1809) – игумен и возобновитель Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (1781 – 1804), инок Саровской пустыни, где и скончался. Известны его наставления. [232 ]. Вероятно, Мотовилов здесь путает название монастыря. Из житийной литературы о преподобном известно, что ему в 1796 году предлагали место архимандрита Алатырского Троицкого монастыря, а после его отказа туда был послан иеромонах Авраамий (см.: Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2002. С. 36). В Новгородскую же епархию был послан в том же 1796 году на игуменство в Клопский монастырь иеромонах Маркеллин, будущий автор первого описания Саровской пустыни (см. Подурец А. М. Указ. соч. С. 91). В Новгородскую же епархию на архимандритство в Валдайский Иверский Богородицкий монастырь был вызван из Саровской пустыни в 1791 году иеромонах Авраамий (сообщил В. А. Степашкин). Однако в то время преподобный Серафим был еще иеродиаконом и в дальнюю пустыньку на постоянное жительство удалился лишь в 1794 году. [233 ]. Феофил, блаженный – занимал должность эконома Аданской церкви, по смирению отказался от посвящения его во епископа, а потом по проискам клеветников был отстранен даже от должности эконома. Тщеславие с неимоверной силой напало на него, и он вошел в общение с диаволом, отрекся от Христа, перестал причащаться, чтобы опять получить утраченную должность эконома, но уже при помощи диавола. Потребовалось особое вмешательство Божией Матери для спасения от окончательной погибели блаженного Феофила (см.: Святитель Серафим (Соболев). Проповеди. М., 1999. С. 179). Святитель Серафим (Соболев) полагал, что преподобный Серафим Саровский стал для молитвы на камень, чтобы победить помыслы тщеславия, и победил (с. 178). [234 ]. «Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас» (Пс. 123, 1-2). [235 ]. Симон Зилот, или Кананит – один из двенадцати апостолов. Зилоты составляли фанатическую секту иудеев. Кананитом называется по его происхождению из Каны Галилейской. Почитается тем женихом, у коего на свадьбе были Спаситель и Богоматерь. Апостол Африки, а по другому преданию – Британии, Вавилонии и Персии. Местом кончины его считают Абхазию. Память его 10 мая и 30 июня. [236 ]. «Зван же бысть Иисус и ученицы его на брак. И недоставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему; вина не имут. Глагола Ей Иисус: что (есть) Мне и Тебе, Жено; не у прииде час Мой» (Ин. 2, 2-4). [237 ]. Четверик – русская мера сыпучих тел, равная 1/8 четверти. Четверть (ил куль) – 9 пудов ржи или 6 пудов овса. 100 четвериков ржи равны 112,5 пуда, или около 1800 кг ржи. [238 ]. Из текста видно, что Мотовилов готов давать не 1800 кг ржи, а в 40 раз больше (т. е. по 72 тонны ржи), но преподобный останавливает его от таких чрезмерных обещаний, могущих оказаться даже невозможными к исполнению. [239 ]. Известно, что Мотовилов свято исполнял эту заповедь и ежегодно присылал в обитель по 20 четвертей (180 пудов, или 2900 кг) ржи, как об этом свидетельствовала начальница общины Е. А. Ушакова в 1861 году (см.: РГИА. ф. 797, оп. 31, ст. 2, отд. 2, д. 196 б, л. 119). [240 ]. «…да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол...» (Мф. 18, 16). [241 ]. Сажень – русская мера длины, равная 3 аршинам, или 2,1336 метрам. [242 ]. «Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится; ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки» (Мф. 5, 13; также: Мк. 9, 50; Лк. 14, 34). [243 ]. Преподобная Александра Дивеевская (в миру Агафия Симеоновна Мельгунова, урожд. Степанова, ок. 1730-1787/9) – первоначальница Дивеевской общины. Прославлена как местночтимая святая Нижегородской епархии в 2000 году. Память ее 13 июня. [244 ]. «Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих, отныне и до века» (Пс. 124, 1-2). [245 ]. «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление» (Пс. 36, 5-7). [246 ]. «Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века» (Пс. 120, 8). [247 ]. «До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками. Укаряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся: якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1 Кор. 4, 11–13). [248 ]. «Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их; и будете ненавидими всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 21–22). [249 ]. Святые семь отроков Эфесских – Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин – жили во времена гонения на христиан римского императора Декия в середине III века, чудесным образом уснули в пещере, где скрывались от преследователей, и пробудились во времена императора Феодосия Младшего в первой половине V века для уверения в истинности всеобщего воскресения. Память их празднуется 4 августа. [250 ]. Мельничная обитель первоначально была основана батюшкой Серафимом на земле, принадлежащей заводчикам Баташевым. Преподобный начал строить мельницу ещё до получения разрешения на пользование землею (см.: Летопись… С. 203). [251 ]. Иеромонах Иоасаф (Иван Тихонович Толстошеев) увязал это предсказание преподобного с тем торжеством, которое было устроено по его, Иоасафа, указанию в Дивееве при насильственном соединении в 1842 году двух отдельных общин (см.: Иеромонах Иоасаф. Указ. соч. 2-е изд. СПб., 1856. С. 80-87). [252 ]. «Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть; И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, Егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают: аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших: убо и умершии о Христе, погибоша. (И) аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы» (1 Кор. 15, 12-19). [253 ]. «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся» – прошение так называемой «мирной» ектении. [254 ]. Святитель Филарет (Амфитеатров, в схиме Феодосий, 1779-1857) – прозванный современниками Благочестивым, ректор Московской духовной академии. Рукоположен во епископа Калужского и Боровского в 1819 году; с 1825 года – епископ Рязанский и Зарайский, с 1826 года – архиепископ, с 1828 года – архиепископ Казанский и Свияжский, с 1836 года – архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1837 года – митрополит Киевский и Галицкий. Прославлен в лике Сибирских святых. Память его 21 декабря. [255 ]. В результате архивных изысканий удалось обнаружить документы, свидетельствующие, что муж матушки Александры имел чин не полковника, а подпоручика (см.: Государственный архив Рязанской области (ГАРО). ф. 2, оп. 1, д. 1665, св. 34, л. 1–4 об.). [256 ]. Преподобный Феодор Студит (760–826) – знаменитый устроитель монашеской жизни и обличитель иконоборцев. Составитель монастырского устава, получившего его имя. Устав переиздан в недавнее время (см.: Преподобный Феодор Студит. Монастырский устав. Великое оглашение. Ч. 1. М., 2001). [257 ]. Кочеулова Ксения Михайловна (урожд. Милованова, 1746/56–1837) – вдова тульского оружейного мастера. В Дивеевскую Казанскую общину поступила вскоре после кончины первоначальницы и была третьей настоятельницей (1796–1834). В последние годы отошла от дел по болезни. [258 ]. Кочеулова Ирина Прокопьевна (1783–1857) – дочь Ксении Михайловны и преемница ее в начальствовании в Дивеевской Казанской общине с 1834 года, с 1842 по 1850 годы – первая начальница объединенной Дивеевской общины. После отстранения от начальствования доживала в той же обители в совершенном уединении. [259 ]. Пахомий (Леонов, 1727–1794) – иеромонах, строитель (настоятель) Саровской пустыни в 1777–1794 годах, духовник матушки Александры и дивеевских сестер. [260 ]. Канавка эта была вырыта сестрами Мельничной общины по благословению батюшки Серафима в 1829–1833 годах по тому месту, где прошла Божия Матерь, обходя Мельничную Девическую общину. С канавкой связано много обетований, в частности, преподобный говорил, что при царстве антихриста последний не сможет перейти сего рубежа. Заповедано ходить по канавке с чтением 150 молитв «Богородице Дево, радуйся...». [261 ]. Преподобная Марфа Дивеевская (Мария Семеновна Мелюкова, в схиме Марфа, 1810–1829) – одна из самых близких к преподобному сестер дивеевских, о которой он предсказывал, что она будет начальницей в Небесном Дивееве. Прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в 2000 году. Память ее празднуется 21 августа. [262 ]. Преподобная Елена Дивеевская (Елена Васильевна Мантурова, 1805–1832) – первая начальница Мельничной общины, устроительница (вместе с братом М. В. Мантуровым) церквей Рождества Христова и Рождества Богородицы. Прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в 2000 году. Память ее празднуется 28 мая. [263 ]. Преподобный Пахомий Великий (294–348) – основоположник общежительных монастырей. Подвизался в Египте. В 325 году во время молитвы получил от Ангела правила иноческого общежития. В состав правил входит чтение двенадцати избранных псалмов. [264 ]. Храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы построены по благословению преподобного на месте паперти Казанской церкви матушки Александры на средства М. В. Мантурова и его сестры, преподобной Елены (Е. В. Мантуровой), в 1827-1830 годах. В нижнем Богородице-Рождественском храме почивают ныне мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. [265 ]. Иверия – древнее название Грузии. По церковному преданию, первый удел Божией Матери, выпавший Ей при разделении жребиев между апостолами проповеди Христа. [266 ]. Афон – полуостров на северо-востоке Греции и гора с тем же названием, своеобразная монашеская область, куда запрещен вход женщинам. По преданию, Божия Матерь была принесена к нему бурей, при выходе Ее на берег сокрушились идольские капища. Божия Матерь взяла Афон в Свой второй удел. [267 ]. Киево-Печерская лавра – основана преподобными Антонием и Феодосием в XI веке. Третий удел Божией Матери. [268 ]. Куликовская община находилась в Тамбовской губернии. [269 ]. Письмо это до нас не дошло. Но в делах обер-прокурора Святейшего Синода оно значится (с отметкой «выбыло») (см.: РГИА, ф. 797, оп. 5, 1838 г., д. 19376. По письму Н. Мотовилова о содействии касательно утверждения жертвуемой им земли в пользу монастыря Нижегородской губернии. 3 л. 27 января – 3 февраля 1838 г.). Если Мотовилов надеялся на поддержку в Синоде со стороны святителя Филарета {Амфитеатрова), то он опоздал, так как незадолго до того в 1837 году по проискам графа Протасова святитель Филарет (Амфитеатров) вместе со святителем Филаретом (Дроздовым) навсегда были удалены от присутствия в Синоде. [270 ]. Нектарий (Надеждин, 1819-1873) – рукоположен во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии 13 сентября 1859 года; в 1859-1860 годах – ректор Санкт-Петербургской духовной академии, с 29 сентября 1860 года – епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1867 года – архиепископ, с 1869 года – архиепископ Харьковский и Ахтырский. [271 ]. Филарет (Дроздов, 1782-1867) – выдающийся иерарх Русской Церкви, прозванный Мудрым, по нему называется эпоха «век Филарета». В 1812–1817 годах ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Рукоположен во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии в 1817 году; с 1819 года – архиепископ Тверской и член Святейшего Синода, с 1820 года – архиепископ Ярославский, с 1821 года – архиепископ, с 1826 года – митрополит Московский. Причислен к лику святых. Память его празднуется 19 ноября. [272 ]. Иоанн, епископ Донской и Новочеркасский. (См. прим. 10). [273 ]. Указ Святейшего Правительствующего Синода от 12 июня 1842 года (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 207). [274 ]. Здесь Мотовилов говорит о тех сестрах, которые были привержены отцу Иоасафу, участвовали в смуте 1861 года и в конце концов ушли и основали Серафимо-Понетаевский монастырь. [275 ]. Дурасов Федор Алексеевич (1785-1856) – окончил морской кадетский корпус, с 1821 года – на гражданской службе, в 1838 году – обер-прокурор департамента Сената, с 1845 года – тайный советник, с 1848 года – сенатор, с 1852 года – сенатор межевого департамента. [276 ]. Ясное доказательство истинности слов Н. А. Мотовилова содержится в рапорте 1839 года в Нижегородскую духовную консисторию начальницы Дивеевской церковной Казанской общины Ирины Прокофьевны Кочеуловой: «...в 1834 году г. Николай Александрович Мотовилов по усердию своему к религии, купив в дачах села Дивеева... для содержания, как ее (т. е. Казанской общины), так и другой, называемой Мельничной, пашенной земли с угодьи 57 десят<ин>, из коих 33 десятинами пользуется Мельничная Девическая обитель, остальными 24 десятинами – обитель, заведываемая мною, каковую землю обрабатываем сами, имея для сего рогатый и конный скот…» (ГАНО, ф. 2, оп. 4, д. 835, л. 29 об.). [277 ]. См. об этом: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 176, 202, 218. [278 ]. Иеремия (Соловьев, в схиме Иоанн, 1799-1884) – рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии 6 марта 1841 года; с 1843 года – епископ Кавказский и Черноморский, с 1849 года – епископ Полтавский, с 1851 года – епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1857 года – на покое в затворе. Известный духовный писатель. [279 ]. «…повеле тысящник отвести его в полк, рек ранами истязати его, да разумеет, за кую вину тако вопияху нань. И якоже протягоша его вервьми, рече к стоящему сотнику Павел: человека Римлянина и неосуждена леть ли есть вам бити» Деян. (22, 24-25). [280 ]. «Не писах же сия, да тако будет о мне: добрее бо мне паче умрети, нежели похвалу мою кто да испразднит» (1 Кор. 9, 15). [281 ]. «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя» (Пс. 118, 134). [282 ]. Шереметев Сергей Васильевич (1792-1866) – тайный советник, участник Бородинского сражения. За участие в подавлении восстания декабристов пожалован флигель-адъютантом. Участник русско-турецкой войны 1828 года и польской кампании 1831 года. Крупнейший нижегородский помещик. В 1837-1845 годах – предводитель нижегородского губернского дворянства. [283 ]. Урусов Михаил Александрович (1802-1883) – князь, генерал-лейтенант, сенатор, в 1844-1855 годах нижегородский военный губернатор, впоследствии витебский, смоленский и могилевский генерал-губернатор. [284 ]. См. об этом: ГАНО, ф. 570, оп. 557, д. 63, лл. 24-33 об. [285 ]. Об этом в письмах святителя Филарета Московского преподобному Антонию (Медведеву) (см.: Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4. 1857-1867. М., 1884. С. 287-288. № 1376-1377). [286 ]. Деревня Князь-Иваново (совр. Маевка), ближайшая к с. Дивееву, издавна входила в приход Казанской церкви. [287 ]. Караулов Иван Егорович (в монашестве Иоасаф) – арзамасский помещик, 1840-е годы – мировой посредник полюбовного межевания земель Ардатовского уезда. Ближайший помощник отца Иоасафа в захвате земель Мотовилова, Мантурова, княгини Шахаевой. Впоследствии – монах Высокогорского Арзамасского монастыря. [288 ]. См. об этом: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 191. [289 ]. Господа Зевакины – владельцы земли в д. Осиновка, которая была у них куплена Е. В. Ладыженской и завещана Дивеевской общине с целью уменьшить значимость мотовиловских пожертвований. [290 ]. «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине...» (1 Кор. 13, 4-6). [291 ]. Собор во имя Пресвятой Богородицы Всех Ее явлений, или «Всех Радостей Радость» для Дивеевских общин предполагался Мотовиловым к построению на месте, заповеданном батюшкой Серафимом, на 15 десятинах, купленных М. В. Мантуровым. Мотовилов предполагал, чтобы вся железная руда, добываемая из земли, жертвуемой им в Дивеевские общины, продавалась, а деньги шли на строительство собора. Название собора Всех явлений связано с предсказанием преподобного, что в Дивеевском соборе соберутся списки всех чудотворных икон Богоматери. [292 ]. Три гумна господ Ждановых, или 15 десятин, были куплены по указанию преподобного Е. В. Мантуровой (преподобной Еленой) под будущий собор, а в 1845 году насильственно отняты у М. В. Мантурова в пользу объединенной общины сторонниками Ивана Тихонова (см.: Летопись... С. 286-289; Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 201-204). [293 ]. Следовательно длина собора около 188 метров, ширина около 123,5 метров, высота до креста 253 метра. Крест на нем около 72 метров, а шириной около 32 метров. Колокольня: ширина основания около 72 метров, высота 329 метров, а крест на ней высотой 32 метра, а шириной 17 метров. Общая высота собора с крестом предполагалась около 325 метров, а колокольни около 361 метра. Для сравнения: высота Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря с крестом 53 метра, а колокольни – 72 метра. Высота колокольни Ивана Великого в Московском Кремле 81 метр. Для сравнения: по проекту А. Л. Витберга храм Христа Спасителя в Москве должен был иметь от подножия горы до креста 236 метров, а от основания храма до креста – 172 метра. По проекту К. А. Тона храм Христа Спасителя имеет высоту 104 метра. [294 ]. С утверждением царской столицы в Иерусалиме царь и пророк Давид задумал выстроить в нем храм. Но строительство Иерусалимского храма, по воле Божией, было осуществлено сыном Давида Соломоном. Храм знаменит обширностью и отделкой. Просуществовал до самого разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году. [295 ]. Иосиф (евр. «Бог да умножит») Прекрасный – сын патриарха Иакова от Рахили, проданный братьями в Египет и там возвысившийся, и переведший туда отца и братьев. Псонфомфаних (егип. «открывающий сокровенное») – прозвище, данное Иосифу в Египте (Быт. 41, 45). [296 ]. Архистратиг – военачальник, духовный чин архангелов, предводитель небесных сил. Церковное предание упоминает архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила, Иегудиила, Селафиила, Уриила, Варахиила. В Книге Еноха упоминаются другие имена: Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Сариил, Гавриил, Иерахмиил. [297 ]. Иоанн Креститель, или Предтеча – сын Захарии и Елисаветы, предшественник и провозвестник Иисуса Христа, сказавшего о нем: «...не воста в рожденых женами болий Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). [298 ]. Адам и Ева – праотцы, родоначальники человечества. Преступив заповедь Божию, были изгнаны из рая. Спаситель вывел их из ада и возвратил в рай. [299 ]. Сельцо Бритвино – родовое имение Мотовиловых с XVI века, находится недалеко от города Лукоянова Нижегородской области. [300 ]. 129 метров длины, 86 метров ширины и 165 метров высоты. [301 ]. Орна Иевусеанин – на его гумне стоял Ангел, поражающий Израиль за грех царя Давида, и здесь повелел создать алтарь Господу Богу (1 Пар. 21). В «Летописи...» приводится следующий рассказ: «Затем дал поручение Елене Васильевне съездить к г-ну Жданову и купить у него эту землю за триста рублей, которые батюшка и передал ей. "Святой царь Давид, – сказал он Елене Васильевне, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно. Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю"» (с. 287). [302 ]. «И даде Давид Орне за место то сикль златых весом шесть сот» (1 Пар. 21, 25). [303 ]. В 1839 году. [304 ]. То есть Мельничной общины. [305 ]. Н. А. Мотовилов обвенчался с крестьянской девицей Еленой Ивановной Мелюковой (племянницей преподобной Марфы Дивеевской) 21 октября 1840 года. [306 ]. Можно полагать, что здесь Мотовилов упоминает рассказ дивеевской старицы Евдокии Ефремовны (монахини Евпраксии) о посещении преподобного Матерью Божиею с двенадцатью избранными девами в праздник Благовещения 1831 года (см.: Летопись... С. 325–327). [307 ]. То есть 172 метра длины, 107 метров ширины и 107 метров высоты. Колокольня – 107 м высоты. [308 ]. Иаков (Вечерков, 1791-1850) – известный обличитель раскола, духовный писатель. Рукоположен во епископа Саратовского и Царицынского 27 марта 1832 года; с 1847 года – епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1849 года – архиепископ. Скончался в Санкт-Петербурге. [309 ]. Подробнее см.: Летопись... С. 586-596. [310 ]. Ардатовский Покровский женский 3-го класса (с 1861 года) монастырь находился в городе Ардатове Нижегородской губернии. Основан в начале XIX века мещанской девицей Вассой Дмитриевной Полюховой. Главный храм обители в честь Покрова Божией Матери с двумя теплыми приделами в трапезной части: во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя великомученицы Варвары. [311 ] . Кежутина Евдокия Андреевна – известная подвижница, вторая начальница Ардатовской общины в 1823–1861 годах. Рано ослепла. См. о ней: Отечественные подвижники благочестия. Ноябрь. Изд. Оптиной пустыни, 1994. С. 549-564. [312 ] . Николай (Доброхотов, ?–1864) – рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого 27 апреля 1841 года; с 1857 года – на покое. Отказался рукополагать Ивана Тихонова во иеромонаха как не сдавшего экзамен на должность пресвитерскую. [313 ]. Иов Многострадальный – святой. Книга Иова входит в состав Ветхого Завета. Согласно выписке из метрической книги 1809 года, Н. А. Мотовилов родился 12 мая, а крещен 14-го. С чем связано расхождение, сказать трудно (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель. С. 238, 242). [314 ]. Об этом в Деяниях апостолов, гл 12. [315 ]. См.: Деян. 2, 10. [316 ]. Александр II Николаевич (1818-1881) - император Всероссийский в 1856-1881 годах. Прозван современниками «Освободитель» за то, что им было совершено освобождение крестьян от крепостной зависимости. Убит народовольцами 1 марта 1881 года. [317 ]. Долгоруков Василий Андреевич (1804-1868) – князь. С 1848 года - товарищ военного министра, с 1853 года – военный министр, с 1856 года – член Государственного совета, шеф жандармов и главный начальник III Отделения Собственной канцелярии; с 1866 года – обер-камергер.
Печатью коллективного антихриста является QR-код
Вся Мне предана суть Отцем моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец: и Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти.
|
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
|
ЧЕМ ТЫ ДОСАДИЛ ДЕМОНАМ СЕГОДНЯ? ДЕМОНЫ ДОЛЖНЫ ПЛАКАТЬ! ИСПОВЕДУЙСЯ, ПРИЧАЩАЙСЯ, МЕНЯЙСЯ
|
Бог создал мiр, в котором всё лишь для тебя и ради тебя и люди, и животные, и обстоятельства, и ситуации в разных вариациях и твои дети. Всё, что окружает тебя, всё лишь для тебя.
|
Боже мой, Душе Святый, Любовь Божия! Я люблю тебя!
|
Молитва об изменении неверного держания
Господи Боже, Отче Вседержителю, созидающий меня и весь мир вокруг меня, я снова зрю ту часть творения, которую охватывает взор мой, и в которой не видно никого, кроме населяющих его тварей. Ни Тебя Самого, ни Ангелов, ни Святых, ни бесов.
Для моих физических глаз и ушей, осязания и обоняния в этой комнате нет никого, и если бы не вера и не те доказательства, с которыми мне довелось столкнуться, я бы ни за что на свете не поверил, что этот окружающий меня физический мир полностью нематериален и является всего лишь Твоим ожившим Словом, ставшим для меня по действию Духа Святаго и моим телом, и продолжающей его вселенной. Мы – дерева, насаженные Тобой, на ветвях которых рождаются все плоды добра и зла.
И очень жаль, что во времена неведения я родил столько плодов преслушания, которые проросли и прозябли вокруг жилища моего. Я плодил зло и взращивал его, вместо того, чтобы выкорчевывать и уничтожать. Но по великой милости Твоей поверил, понял и принял решение измениться и изменить почивающий на моем держании мир. Даруй же, Господи, чтобы мое держание стало отныне только Твоим, и ни в моих мыслях, ни в моих желаниях, ни в моих расположениях, ни в чувствах, словах и делах, да не будет ни малейшего участия бесовского, и я стану руководствоваться и управляться в жизни сей только посланным Тобою Ангелом-Хранителем моим. Аминь.
|
Царская Православная Церковь есть сообщество людей, отвергших какое-либо познание зла, ставших на путь полного и всецелого покаяния, стремящихся к исполнению Заповедей Божиих, обретению спасения и стяжанию христианской любви к Богу и всему Его Творению через все даруемые Им церковные таинства.
|
|