|
Блажен человек, читающий этот сайт, ибо только здесь описание
неизвестного почти никому, в то время как является крайне интересным.
Библиотека сайта
ЗАПИСКИ МОТОВИЛОВА Н.А., СЛУЖКИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА
Примечание 1 (3-177)
[3 ]. Совестный суд – учрежден императрицей Екатериной II , ведал уголовными и гражданскими делами, которые по характеру своему не могли быть судимы на основании общих законов. Из-за малого количества рассматриваемых дел Совестные суды с 1828 года постепенно упразднялись. В 1861 году были закрыты последние два из них, в столицах, но признана необходимость сохранения на некоторое время звания совестных судей. [4 ]. Антоний (Смирницкий, 1773–1846) – рукоположен во епископа Воронежского и Черкасского 31 января 1826 года; с 1829 года именовался Воронежский и Задонский, с 1832 года – архиепископ. Прославлен в лике местночтимых святых Воронежской епархии в 2003 году. Известен подвижнической жизнью. См. о нем: Савостьянов Н. Жизнь Преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. СПб., 1852. Переиздано в Москве в 2000 году под названием «Наследник воронежских святителей». [5 ]. Святитель Митрофан (1623–1703) – рукоположен во епископа Воронежского 4 апреля 1682 года. Открытие его святых мощей произошло 6 августа 1832 года. [6 ]. Святитель Тихон Задонский (Соколов, 1724–1783) – рукоположен во епископа Кексгольмского, викария Новгородской епархии 13 мая 1761 года; с 3 февраля 1763 года – епископ Воронежский и Елецкий, с 17 декабря 1767 года – на покое. Известный духовный писатель. Открытие его святых мощей произошло 13 августа 1861 года. [7 ]. О6 этом событии Н. А. Мотовилов говорит и в других, ранее опубликованных документах (см.: Н.А. Мотовилов и Дивеевская обитель. Дивеево, 1999. С 141, 150). [8 ]. Антонием (см. прим. 4). [9 ]. Арсений (Москвин, 1797-1876) - духовный писатель, сын диакона, магистр и преподаватель Петербургской духовной академии, рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого 24 апреля 1832 года; с 1841 года - архиепископ Подольский и Брацлавский, с 1848 года - архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский, с 1860 года – митрополит Киевский и Галицкий. Виделся с преподобным Серафимом Саровским, о чем сохранилось его собственноручное письмо. [10 ]. Иоанн (Доброзраков, около 1790-1872) - рукоположен во епископа Пензенского и Саранского 17 августа 1830 года; с 1835 года - епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1847 года – архиепископ Донской и Новочеркасский, с 1867 года – на покое. [11 ]. «...яко восхищен бысть в рай и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (2 Кор. 12,4). [12 ]. Серафим (Глаголевский, 1763–1843) – рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии 25 декабря 1799 года; с 1804 года – епископ Вятский и Слободской, с 1805 года – епископ Смоленский и Дорогобужский, с 1812 года – архиепископ Минский и Литовский, с 1814 года – архиепископ Тверской и Кашинский, с 1819 года – митрополит Московский и Коломенский, с 1821 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. [13 ]. То есть 1 октября. Все даты приведены по старому стилю. [14 ]. Служба святителю Митрофану, составленная Н. А. Мотовиловым и им собственноручно переписанная набело, была в недавнее время обнаружена Я. Э. Зелениной в бумагах митрополита Исидора (СПбДА AI /186) и впервые опубликована в журнале «Светильник» в № 2-3 за 2003 год. В настоящем издании публикуется по рукописи. Используемая же в церкви в настоящее время служба с акафистом составлена в 1842 году кн. П. А. Ширинским-Шихматовым и тогда же напечатана (см.: Савостьянов Н. Указ. соч. С. 107). [15 ]. Император Николай I скончался 18 февраля 1855 года. [16 ]. «...весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 32-33). [17 ]. Кантонисты – в 1805–1856 гг. сыновья солдат, обрекавшиеся в России на военную службу и отдававшиеся на воспитание в так называемые школы кантонистов. [18 ]. Бегичев Дмитрий Никитич (1786-1855) – писатель, 1830-1836 гг. – воронежский губернатор, в 1836 году – обер-прокурор, с 1840 года – сенатор, с 1844 года – попечитель московского Дома трудолюбия. Напечатал имевший в свое время известность роман «Семейство Холмских» (ч. 1-6, М., 1832, 1833 и 1841); «Ольга, или Быт русских дворян в начале нынешнего столетия» (В 4 ч., СПб., 1840): «Провинциальные сцены» (СПб., 1840); «Быт русского дворянина» (в прил. к «Москвитянину» за 1855 год). См. о нем: Савостьянов Н. Указ. соч. С. 51, 137–138; Русские писатели 1800–1917. Биографический словарь. М., 1989. Т. I . С. 194. [19 ]. Ермолов Алексей Петрович (1777–1861) – генерал от артиллерии, член Государственного совета, главнокомандующий русскими войсками в Грузии в 1816-1827 гг. [20 ]. Ошибка в тексте. Правильно – Мешеринов. (Прим. сост.) [21 ]. Русанов Василий Акимович (1779 - после 1831) – генерал-майор, воспитанник Пажеского корпуса, участник сражения с французами при Прейсиш-Эй-лау в 1807 году; с 1827 года в отставке. Проживал в имении в Землянском уезде Воронежской губернии. [22 ]. Житие святителя Митрофана «из составленных уже материалов» было написано в 1834 году известным иеромонахом Аникитой (в миру – князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов) (см.: Савостьянов Н. Указ. соч. С. 65). [23 ]. Журнал «Христианское чтение» выходил в 1821 – 1917 гг. [24 ]. Иеромонах Иоасаф (он же Саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, впоследствии игумен Павло-Обнорского монастыря, в схиме Серафим; 1801 -1884). После кончины преподобного Серафима сначала устно, а затем и печатно объявил себя ближайшим его учеником, сумел подчинить себе Дивеевскую обитель, устроив соединение двух отдельных общин, довел ее до внутреннего и внешнего разорения и смуты, после чего решением Святейшего Синода был удален от всякого вмешательства в дела Дивеевского монастыря. Преданные ему сестры, выйдя из Дивеевской обители, основали в Арзамасском уезде Серафимо-Понетаевский монастырь, находившийся под руководством отца Иоасафа. См. подробнее: Архимандрит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. 2-е изд., доп. СПб.. 1903. (Архимандрит Серафим, впоследствии митрополит, священномученик.) По рассказам о. Иоасафа, преподаватель Петербургской гимназии Н. Андриевский составил «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни» (СПб.. 1849, 1856, 1877, 1885, 1913). [25 ]. Елагин Николай Васильевич (1817-1891) – духовный писатель и цензор. Отредактировал и издал в 1863 году первое Саровское жизнеописание преподобного Серафима. [26 ]. Житие Старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1863. Всего 7 изданий [27 ]. Апостол Фома – один из двенадцати избранных апостолов, не был при явлении воскресшего Спасителя Своим ученикам и не мог поверить в действительность воскресения. Тогда Господь в следующее Свое явление ученикам предложил ему вложить руку в язвы от копия и гвоздей. Убежденный этим, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 24–29). [28 ]. «Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут» (Мф. 5, 18). [29 ]. Молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)». В обиходе она называется Иисусовой молитвой. Принята Церковью и одобрена на «исихатском» Константинопольском Соборе 1347 года. [30 ]. Н. А. Мотовилов родился в 1809 году. Речь идет о 1832 годе. [31 ]. То есть в 1861 году. [32 ]. Корсун (Карсун) – уездный город Симбирской губернии. День Святой Троицы в 1833 году был 21 мая. Следовательно, Мотовилов был в Корсуне между 22 и 28 мая. Э. И. Стогов в воспоминаниях пишет: «На Троицу бывает большая ярмарка в Корсуне, куда выводилось до двух тысяч заводских лошадей» (Стогов Э.И. Записки жандармского штаб-офицера эпохи Николая I . M ., 2003. С. 153). У Н. А. Мотовилова имелся конный завод, потому он и бывал на ярмарке. [33 ]. Загряжский Александр Михайлович (1798 – после 1878) – симбирский гражданский губернатор с 1831 по 1835 годы. Член масонской ложи Соединенных друзей в Санкт-Петербурге до 1822 года. Родственник А. С. Пушкина по жене. Поэт в 1833 году посещал в Симбирске Загряжского во время сбора материалов о Пугачевском бунте. О Загряжском сохранился большой рассказ Э. И. Стогова, в котором Загряжский был обрисован с отрицательной стороны (см.: Русская старина. 1878. № 12. С. 638-654; 1903. № 5. С. 314-323). Ответ самого Загряжского помешен в «Русской старине» (1879. № 1. С. 171 – 175). О неблаговидных поступках Загряжского упоминает А. И. Тургенев в письме кн. П. А. Вяземскому в 1837 г. (см.: Остафьевский архив. Т. IV . С. 7; Т. III . С. 364, 744). Под именем Льва Михайловича Углицкого Загряжский выведен в воспоминаниях И. А. Гончарова, исполнявшего некоторое время обязанности личного секретаря при Загряжском в 1835 г. (см.: Гончаров И.А. Поли, собр соч.: В 12 т. СПб., 1899. Т. 12. С. 44-158). [34 ]. Енгалычев Николай Александрович (1796–1861) – князь, тамбовский помещик, предводитель дворянства Темниковского уезда. По близости его поместья к Сарову часто бывал у преподобного, а его дочь Екатерина поступила в Дивеевскую общину (в монашестве Евпраксия). [35 ]. Вассиан (1745–1827) – иеросхимонах, слепой, известный прозорливец. Собеседник императора Александра I в 1816 году. Очерк священника В. Зноско о нем переиздан в книге «Киевские подвижники благочестия» (Киев, 1994. Т. 1. С. 183-236). [36 ]. Сулема – хлорная ртуть, очень ядовита. [37 ]. Шпиаутер – так русские мастера называли цинк. [38 ]. Нифонт (Черницын, 1761-1842) – игумен Саровский в 1807-1842 годах. Известен подвижнической жизнью. [39 ]. Крест медный большой восьмиконечный, который преподобный носил поверх одежды, – благословение матери. По благословению преосвященного Иеремии (Соловьева) хранился на престоле в Преображенской кладбищенской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. [40 ]. Псалтирь, Евангелие и Апостол издания 1651 года, переплетенные в одну книгу в старинном кожаном переплете, которую преподобный всегда носил в сумке за плечами, когда ходил из монастыря в пустыньку и обратно. Хранилась в той же Преображенской церкви в шкафчике возле алтаря. [41 ]. Икона Божией Матери «Жизнодательница» или «Животодательница». Празднование ей установлено в Неделю Всех святых. [42 ]. Святитель Димитрий Ростовский. Алфавит духовный // Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского. СПб. [Б.г.] С. 997-1083. Отдельное издание: Алфавит духовный святителя Димитрия Ростовского. М., 1901. Вероятно, у преподобного была книжица святителя Димитрия. Настоящим автором данной книги считается Киевский митрополит XVII в. Исаия Копинский (см.: Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М., 1995. С. 123). [43 ]. Рандеву – условленное свидание (фр.). [44 ]. Блудов Дмитрий Николаевич (1785-1864) – граф, литератор, государственный деятель. В 1812 году – советник русской миссии в Стокгольме, в 1817-1820 годах – дипломат в Лондоне, в 1826 году – товарищ министра народного просвещения, в 1832-1837(8?) годах – министр внутренних дел, в 1837(8?) – министр юстиции. С 1839 года – член Государственного совета, в 1855 году – президент Академии наук, в 1861-1862 годах – председатель Государственного совета и Комитета министров. Один из организаторов литературного общества «Арзамас». [45 ]. Парии – 1) не принадлежащее ни к одной из четырех индийских каст низшее сословие; 2) в переносном смысле – все отверженные, презираемые, безправные. [46 ]. Мария Стюарт (1542–1587) – королева Франции, затем королева Шотландии, свержена с престола за поддержку католицизма, бежала в Англию, где 18 лет находилась в заточении, затем была обезглавлена. [47 ]. Искра Иван Иванович – полтавский полковник, вместе с В. С. Кочубеем донес Петру I об измене гетмана Мазепы; казнен в 1708 году. [48 ]. «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его» (Пс. 36, 5-7). [49 ]. «Глаголю же вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити: сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, того убойтеся» (Лк. 12, 4-5). [50 ]. «Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных...» (Пс. 124, 3). [51 ]. Языкова Екатерина Михайловна (1817–1852) – жена (с 1836 года) известного писателя и славянофила Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). Имение ее родителей с. Языково находилось в 65 верстах от Симбирска, в Корсунском уезде. [52 ]. Языков Николай Михайлович (1803–1843) – известный поэт, славянофил, друг Н. В. Гоголя. [53 ]. Эту же характерную черту подмечает в своих воспоминаниях И. А. Гончаров (см.: Гончаров И. А. Указ. соч. С. 92–93). [54 ]. Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт, декабрист, казнен за участие в восстании. Наиболее известное произведение – поэма «Думы». После 1825 года как автор запрещен к печати. [55 ]. Мицкевич Адам (1798–1855) – выдающийся польский поэт, участник движения за независимость Польши, эмигрировал во Францию. Произведения его были запрещены к распространению в России. «Крымские сонеты» – одно из известнейших его произведений. [56 ]. То есть к 25 июня 1833 года, когда мощи святителя Митрофана должны были по воле императора Николая I быть перенесены в возобновленный Благовещенский собор (см.: Савостьянов Н. Указ. соч. С. 62). [57 ]. Шервуд Иван Васильевич (1798–1867) – англичанин на русской службе, унтер-офицер 3-го Украинского уланского полка, впоследствии подполковник. Раскрыл заговор Южного общества декабристов, за что ему высочайше пожалована прибавка к фамилии «Верный». [58 ]. В то время для выпускников университетов существовало две степени (звания): действительного студента и кандидата. Последняя была выше и давала право на защиту магистерской диссертации и получение звания магистра. [59 ]. Действительный статский советник – по гражданскому ведомству чин 4-го класса Табели о рангах, соответствовал генерал-майору армии. [60 ]. Камергер – придворное звание, в которое в виде награды возводили гражданских чиновников. [61 ]. Андреевская лента – лента высшего ордена Российской империи – ордена Св. Андрея Первозванного. [62 ]. Мотовиловы, по подобию многих старинных родов, выводили свой род от некоего Монтвида, владетельного князя времен Рюрика. Действительным же предком их был родной брат знаменитого боярина XIV в. Андрея Ивановича Кобылы, родоначальника Романовых, Шереметевых и др. (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель). [63 ]. Нерчинские рудники – находятся в Читинской области, известное место ссылки. [64 ]. Дашков Дмитрий Васильевич (1788-1839) –государственный и литературный деятель, дипломат. Статс-секретарь с 1826 года, с 1829 года управлял Министерством юстиции, с 1832 года – министр юстиции, в 1839 году – член Государственного совета. Член литературного общества «Арзамас». С 1831 г. – почетный член Петербургской академии наук. Издал книгу «Афонская гора. Отрывок из путешествия по Греции в 1820 году» (СПб., 1824), «Русские поклонники в Иерусалиме. Отрывок из путешествия по Греции и Палестине в 1820 году». Как министр юстиции был непоколебим и стоек до самоотвержения. [65 ]. Штеттин (совр. Щецин) – главный город прусской провинции Померании. В середине августа 1833 года император Николай I выехал на пароходе «Ижора» в Штеттин для встречи с королем Пруссии Фридрихом-Вильгельмом III , а затем отправился в Мюнхенгрец (в Северной Богемии) для встречи с австрийским императором Францем I (см.: Тальберг Н. Д. Русская быль. М., 2000. С. 394, 399). [66 ]. Анна Лаврентьева Лыжина под № 37, исцелена святителем, как значится в книжке современной его исцелений, Анастасия Куликовская и Анна Феодорова Дивеевская. (Прим. Н. А. Мотовилова.) [67 ]. В письме от 24 декабря 1854 года графу Адлербергу Мотовилов пишет следующее: «Когда в 1833-м году после первой петербургской поездки моей на обратном пути оттуда заехал я в Воронеж, то чрез несколько дней моего там пребывания святитель Митрофан, явившись архиепископу Антонию Воронежскому и Задонскому, приказал передать мне следующие слова его: "Скажи Мотовилову: зачем знавшие Серафима ищут еще и моей помощи, разве они не знают, что Серафим от Господа Бога получил такую же силу благодати и чудотворений, как и я сам; а если не знают, то пусть он и сам это узнает и другим от лица моего передает. – А у тебя здесь есть девушки из общины Серафимовской, они принесли тебе отколок камня, на котором Серафим 1001 день и 1001 ночь боролся с бесами и победил их, о чем при жизни еще своей он лично извещал ему. Девушки сии находятся у тебя в странноприимнице, и одна из них, больная, просит меня об исцелении, то скажи вдобавок ему, что за великий подвиг сей борьбы Серафимовой на камне сем Господь и самому камню дал силу целеб и чудотворений. И кто будет пить с этого камня воду, тот будет исцелен благодатию Божиею, а кто иметь его у себя или с собою, тот будет сохраняем силою Господнею от врагов видимых и невидимых. Дай ему принесенный девушками отколок камня, вели напоить водою с него больную, и она исцелеет, – а подобные отломки камня раздавать верующим с рассказом и настоящих слов моих, и все будут по вере своей получать сказанные цельбы и защиту". Воля святителя тогда же была вполне исполнена: больная исцелена, а камень сначала мною самим, а потом и другими стал раздаваться по всей России, всегда сопровождаемый означенными силами» Российский Государственный исторический архив (РГИА), ф. 472, оп. 18 (107/944), 1854. д. 42, лл. 24 об. - 25). [68 ]. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884) – граф, любимец императора Николая I ; министр императорского двора в 1852-1872 годах. [69 ]. В 1854 году Мотовилов подал прошение императору Николаю I о разрешении поднести ему копию иконы Божией Матери «Умиление», членам императорской фамилии – сколки с камня, на котором молился преподобный Серафим, с изображением этого моления, а в действующую армию – подобную же икону «Умиление». Разрешение было дано, и Мотовилов представил 2 иконы и 28 сколков камня. [70 ]. Аваддон (евр. – губитель) (Апок. 9, 11) – имя ангела бездны, под которым древние толковники подразумевали сатану, соответствует греческому наименованию Аполлион (см.: Библейская энциклопедия. М., 1991. Т. 1. С. 6). [71 ]. Люцифер (Денница) – в Священном Писании первый из ангелов, из гордости возмутивший других ангелов против Бога и за то свергнутый в преисподнюю. [72 ]. Эмансипация – у римлян – освобождение из-под отцовской власти; отсюда эмансипация означает вообще освобождение от зависимости. [73 ]. Рутина - безотчетное следование преданию, обычаю (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 1882. Т. IV . С. 115). [74 ]. Мельничная Дивеевская община была основана в 1827 году преподобным Серафимом по повелению Матери Божией из одних девиц на особых правилах. Мельничной называлась по стоявшей в ней и питавшей их мельнице и для отличия от Казанской общины матушки Александры. Упразднена в 1842 году путем слияния с Казанской в единую Дивеевскую общину. [75 ]. Богоявленская вода, или Великая Агиасма, освящается раз в год на праздник Богоявления 6 января по особому чину, хранится в течение всего года и используется в случаях болезни или нападений врага. [76 ]. Вифезда – букв. «дом милосердия», купальня, окруженная крытыми галереями, в Иерусалиме; по словам Евангелия, Ангел возмущал по временам воду в ней, и тот больной, кто первый сходил в нее в это время, выздоравливал (см.: Ин. 5, 2-4). [77 ]. Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко, 1705-1754) – рукоположен во епископа Белгородского и Обоянского 2 июня 1748 года. Прославление его в лике святых совершилось 4 сентября 1911 года, причем тело было обретено нетленным. Память его 4 сентября и 10 декабря. [78 ]. Тарантас – прочный дорожный экипаж, представляющий улучшенную телегу на длинных дрогах; единственный в старину сносный экипаж для езды по скверным дорогам. [79 ]. «Тогда видев Иуда предавый Его, яко осудиша Его, раскаявся возврати тридесять сребреники архиереем и старцем, глаголя: согреших предав кровь неповинную. Они же реша: что есть нам; ты узриши. И поверг сребреники в церкви, отиде: и шед удавися» (Мф. 27, 3-5). [80 ]. Известны семь слов, сказанных с Креста Господом нашим Иисусом Христом. Они засвидетельствованы евангелистами (см.: Лк. 23, 34, 43, 46; Ин. 19. 26-27, 28, 30; Мф. 27, 46; Мк. 15, 34). См. также: Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. СПб., 1995. С. 516. По всей видимости, здесь имеет место ошибочное изложение автором распространенного в первой половине XIX в. обсуждения слов, сказанных Спасителем с Креста. Тогда как усовещание Иуды могло быть только до Чистого Четверга, когда Спаситель несколько раз обращался, чтобы пробудить раскаяние в Иуде, к его совести (что и зафиксировано в Евангелии). К моменту Распятия Господа нашего Иисуса Христа Иуды уже не было в живых. [81 ]. «...сей убо стяжа село от мзды неправедныя, и ниц быв проседеся посреде, и излияся вся утроба его» (Деян. 1, 18). [82 ]. См.: Мф. 26,75; Лк. 22,62. [83 ]. «...но идите, рцыте учеником Его и Петрови...» (Мк. 16, 7). [84 ]. «...и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). [85 ]. Мф. 16, 18. [86 ]. «Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века» (Пс. 120, 6-8). [87 ]. «Тако глаголет Господь: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти» (Ис. 49, 8). «Глаголет бо: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти. Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2). [88 ]. «…и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49, 15). [89 ]. «…несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска... А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна и нелицемерна» (Иак. 3, 15, 17). [90 ]. Пророк Давид – царь иудейский (1055-1015 до Р.Х.), им составлена Псалтирь. Сделал Иерусалим столицей Израиля. Память его празднуется Церковью 26 декабря. [91 ]. «И мимоидый виде человека слепа от рождества. И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися: Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем» (Ин. 9, 1-3). [92 ]. «Яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати...» (Флп. 1, 29). [93 ]. Вхождение беса в человека при его Крещении возможно лишь как проявление особого и исключительного Промысла Божия, о чем и свидетельствует святитель Митрофан, указывая на евангельскую притчу о слепорожденном. Церковное учение говорит лишь о прощении всех грехов, даруемом крещаемому. [94 ]. Каменная болезнь – образование камней во внутренних органах. [95 ]. Отчитывать – т. е. совершать над одержимым бесами особое молебное последование, в основе которого находятся молитвы, составленные святителем Василием Великим. [96 ]. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. [97 ]. Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре (Лк. 16, 19–31). [98 ]. См.: Лк. 24, 36-44. [99 ]. Термин – срок уплаты найма, выполнения обязательства и т.п. [100 ]. См.: Мф. 5, 26. [101 ]. Крестовыми обычно назывались домовые церкви архиереев. Преосвященный Антоний имел обыкновение ежедневно, если сам не служил, слушать литургию в Крестовой церкви. См. об этом Савостьянов Н. Указ. соч. С. 148. [102 ]. Эмпирей – у древних христианских писателей – небо, место света. [103 ]. «Се, Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся елика суть на ней» (Втор. 10, 14). [104 ]. Пс. 148, 4. [105 ]. «Воззрев же Иисус рече им: у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна» (Мф. 19, 26; см. также: Мк. 10, 27; Лк. 18, 27). [106 ]. «...воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу...» (Быт. 22, 17). [107 ]. Артос (греч.) – хлеб квасной, в отличие от опресноков иудейских. Этот хлеб освящается особенною молитвою в день Святой Пасхи. Он всю Светлую седмицу хранится в храме, а в Светлую субботу раздробляется и раздается верующим как святыня. [108 ]. То есть остатками ладана, использованного на Божественной литургии во время каждения на Херувимской песне. [109 ]. В 1834 году в Москве напечатана книга «Песнопения Пресвятой и Преблагословенной Владычице, Богородице и Приснодеве Марии»; вторично издана в 1841 году с указанием имени автора Н. Савостьянова, т. е. автора жизнеописания преосвященного Антония. Не об этой ли книге говорит Мотовилов? Авторы примечаний к книге «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» (М., 1904) предполагают именно это (см. № 24, с. 377). [110 ]. Протоиерей Московского Успенского собора, всего вероятнее, родной брат митрополита Платона (Левшина) А. Г. Левшин, но в списке его работ в Словаре митрополита Евгения такой труд не значится (см.: Митрополит Евгении (Болховитинов). Указ. соч. С. 31). [111 ]. Вероятнее всего, речь идет о св. Фотии ( IX в.), патриархе Константинопольском, известном духовном писателе и борце против латинян. В частности, им введено благодарное празднование Богоматери – Ризоположение (2 июля), в память освобождения Константинополя от руссов. [112 ]. «…предати такового сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 5). [113 ]. «Се блажим терпящия. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте…» (Иак. 5, 11). [114 ]. Ветхий Завет. Книга Иова. [115 ]. «...егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3, 12). [116 ]. «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует Отец; Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 6–8). [117 ]. «...тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, я грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною Своею» (Пс. 95, 12-13). [118 ]. Святитель Василий Великий (329-379) – архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви. [119 ]. Святейший Правительствующий Синод – коллегиальный орган управления Русской Православной Церковью. Был установлен при Петре I в 1721 году «Духовным регламентом» взамен Патриаршей власти. [120 ]. Последним Патриархом перед введением синодального управления Русской Церковью был Адриан (умер 16 октября 1700), после чего Петр I воспрепятствовал выбору нового Патриарха. [121 ]. Первой Евдокии Ефремовны Ломновской, иначе глухинькой названной от великого старца, но не глухою к словесам Божиим и Царицы Небесной, ей глаголанным, коей ныне 80 с лишком лет, и другой, Ирины Семеновны Зеленогорской, которая была начальницею Дивеева в общине <нрзб> несколько месяцев и скончалась в 1835 году. (Прим. Н. А. Мотовилова.) Евдокия Ефремовна Пучкина, в монашестве Евпраксия (1781 – 1868) – крестьянская девица с. Аламасова Нижегородской губернии. При ней было явление Божией Матери батюшке Серафиму в 1831 году. Ирина Симеоновна Лифанова (1809–1834) – девица из крестьян с. Тайнаково Нижегородской губернии. Согласно списку настоятельниц, была начальницей в Мельничной общине в течение полугода в 1834 году (Прим. сост.) [122 ]. Здесь Мотовилов описывает смятение, охватившее его душу, когда он увидел, что как будто сбывается похвальба бесовская и преосвященный Антоний, любимый им всей душой, идет против того, что Мотовилову представлялось в то время исполнением воли Божией, т. е. против женитьбы Николая Александровича на Языковой (см. выше с. 52). [123 ]. Лазарь Четверодневный (евр. Елиезар – Божия помощь) – воскрешен Господом нашим Иисусом Христом на четвертый день по смерти (Ин. 11, 1-46) брат Марфы и Марии, впоследствии епископ Кипрский. [124 ]. Авраам (евр. – отец множества) – праотец, патриарх еврейского народа, получивший обетования от Бога о наследовании земли Ханаанской. Не пожалел единственного сына Исаака для Бога, за что Господь повторил ему обещание умножить семя его, «яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря» (Быт. 22, 1-19). [125 ]. Евгений (Болховитинов, 1767-1837) – митрополит Киевский, знаменитый ученый. Рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии 17 января 1804 года. С 1808 года – епископ Вологодский и Устюжский, с 1813 года – епископ Калужский и Боровский, с 1816 года – архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский, с 1822 года – митрополит Киевский и Галицкий. Почетный член Академии наук, ряда ученых обществ, университетов Московского, Петербургского, Казанского, Киевского, Харьковского, Виленского. [126 ]. Келья преподобного Феодосия (ум. в 1074), второго после преподобного Антония игумена Киево-Печерского монастыря (ныне лавры), сохраняется и до сего дня в так называемых Дальних Феодосиевых пещерах, находящихся на территории лавры. [127 ]. Иларион (сер. XI в.) – первый митрополит Киевский из русских. Автор «Слова о законе и благодати» и других произведений. Будучи еще священником, первым выкопал на месте Печерского монастыря небольшую пещерку, в которой жил в первое время и преподобный Антоний (находится в Дальних пещерах). Предполагается, что последний период жизни провел в Киево-Печерском монастыре. [128 ]. Параекклисиарх, или великий пономарь – то же, что и старший церковник в лавре, кандиловжигатель (см.: Протоиерей Г. Дьяченко. Полный церковнославянский словарь. Репринт. М., 1993. С. 408; Церковный Устав, гл. 1). В то время эту должность занимал иеромонах Иларион. [129 ]. Мироточивые главы святых Киево-Печерских угодников и доныне сохраняются в Дальних пещерах в особом помещении в отдельных сосудах. [130 ]. Чудотворная икона Успения Божией Матери Киево-Печерская, по преданию, записанному в Печерском патерике, чудесным образом перенесена Божией Матерью из Константинополя, из Влахерн, вместе с зодчими для построения великой лаврской церкви. С тех пор до самого разрушения церкви в 1941 году висела на шнурках над Царскими вратами главного придела и опускалась в конце богослужения для народного поклонения. [131 ]. Осклабиться – улыбнуться. [132 ]. Парфений (Краснопевцев, 1790–1855) – преподобный (прославлен Украинской Православной Церковью в 1993 году), известный духовник, иеросхимонах. Его жизнеописание см.: Преподобный Парфений Киево-Печерский. М., 1996. [133 ]. Пещеры, находящиеся под Киево-Печерской лаврой, разделяются на Ближние – преподобного Антония Печерского – и Дальние – преподобного Феодосия Печерского, – которое и положили им начало. [134 ]. Росный ладан – смола бензойного дерева, произрастающего в тропической Азии, Индии. [135 ]. Патерик Печерский – т. е. сборник жизнеописаний подвижников Киево-Печерской лавры. Составлялся на протяжении нескольких веков ( XIII – XVII вв.) неоднократно издавался и в старое, и в новое время. [136 ]. «Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего» (Пс. 21, 15). [137 ]. «Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе; избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его» (Пс. 34, 10). [138 ]. На сем месте импровизации подлинной в Задонске я остановился и пошел к первой священной процессии изнесения святых мощей святителя Тихона в 12-й день августа 1861 года. (Прим. Н. А. Мотовилова.) [139 ]. Танаевского Ивана Григорьевича. (Прим. И. А. Мотовилова.) [140 ]. Амвросий (Протасов, 1762-1831) – выдающийся проповедник, ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Рукоположен во епископа Тульского и Белевского в 1804 году. С 1816 года – архиепископ Казанский и Свияжский, с 1826 года – Тверской и Кашинский. [141 ]. Гора Мориа (видение) (Быт. 22, 2) – под этим названием разумелась гора, расположенная на северо-востоке от Иерусалима. На этой горе Авраам совершил свое жертвоприношение, а царь Давид во время язвы видел явление Ангела и принес Богу умилостивительную жертву. На ней находился Храм Соломона. В настоящее время здесь стоит мечеть Омара, построенная в VII веке по Р.Х. Само имя «Адам» означает «красная земля». [142 ]. Едем (сладость, приятность) (Быт. 2, 8) – место на Востоке, где был насажден Самим Богом Едемский сад (рай) для жительства Адама и Евы. [143 ]. «Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто духа Христова не имать, сей несть Егов» (Рим. 8, 9). «Сии суть ... духа не имуще» (Иуд. 1, 19). [144 ]. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей» (Пс. 56, 8). [145 ]. «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» (Пс. 83, 3). [146 ]. «Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя...» (Пс. 72, 2). [147 ]. Вретище – мешок из дерюги или веретья; перен. – рубище покаяния или печальное одеяние. [148 ]. «Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна; Он же умолча» (Мф. 22, 11 – 12). [149 ]. Возглас священника на Божественной литургии в начале Евхаристического канона. [150 ]. «Иисус же рече им: за неверствие ваше: аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам...» (Мф. 17, 20). «Рече же Господь: аще бысте имели веру яко зерно горушно, глаголали бысте убо ягодичине сей: восторгнися и всадися в море: послушала бы вас» (Лк. 17, 6). [151 ]. «Сии суть … духа не имуще» (Иуд. 1, 19). [152 ]. Святой Марк Афонский жил в III – IV веках. Память его празднуется Церковью 5 апреля. Описываемое чудо находится в его житии (см.: Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Апрель. М., 1906. С. 92-93). [153 ]. Авве Серапиону (см. там же). [154 ]. Изображение души человеческой в виде маленького человека часто встречается в иконографии. Достаточно вспомнить икону Успения Божией Матери, на которой Спаситель держит на руках душу Богородицы. [155 ]. «...душа бо всякия плоти кровь его есть. И рекох сыном израилевым: крове всякия плоти да не снесте, яко душа всякия плоти кровь его есть: всяк ядый ю потребится» (Лев. 17, 14). «Точию мяса в крови души да не снесте» (Быт, 9, 4). «Вонми крепце, еже не ясти крове: кровь бо есть душа его: да не снестся душа с мясы» (Втор. 12, 23). [156 ]. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12). [157 ]. «… от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы...» (Мф. 15, 19). [158 ]. Здесь явная ошибка в счете или описка. Трое суток – 72 часа. [159 ]. Предание церковное в описании Успения Божией Матери прямо говорит о Ее воскресении в третий день, основываясь на том, что при открытии погребальной пещеры в третий день для поклонения опоздавшего апостола Фомы тела не обнаружили, а лишь одни пелены (см.: Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. Прим. 64–66. С. 196–197). [160 ]. Confercio – соединять, собирать воедино (лат.). [161 ]. Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. СПб., 1911. Т. 1. [162 ]. См. там же. С. 20-22. [163 ]. То же, что нынешнее «скрежещущий» (см.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. 3. С. 656–657). [164 ]. См.: Ин. 13, 1-15. [165 ]. Магнетизм – свойство некоторых тел притягивать к себе другие тела. Тела, обладающие этим свойством, называются магнитами. Это объяснение, а также последующие два, дают приблизительное представление о понимании этих явлений Мотовиловым (см.: Павленков Ф. Энциклопедический словарь. СПб., 1899). [166 ]. Электричество – этим термином обозначают группу своеобразных явлений, играющих важную роль в природе и технике. В природе постоянно вырабатывается электричество при передвижении воздуха, испарении воды, сгущении паров в дождевые капли, нагревании воздуха солнечным теплом. [167 ]. Гальванизм – динамическое электричество, образуется при соприкосновении двух неоднородных тел, если оба хорошие проводники электричества. [168 ]. Тайная Вечеря – последняя пасхальная трапеза Господа нашего Иисуса Христа с учениками-апостолами. На ней утверждено было Таинство Евхаристии– Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, совершаемое оттоле в Православной Церкви ежедневно. Церковь воспоминает Тайную Вечерю в Великий Четверг на Страстной седмице Великого поста. См. описание Тайной Вечери у евангелистов: Мф. 26, 17-35; Мк. 14, 12-31; Лк. 22, 7-38; Ин. 13-17. [169 ]. «Внегда же ити, бысть ему приближитися к Дамаску, и внезапу облиста его свет от небесе: и пад на землю, слыша глас глаголющ ему: Савле, Савле, что Мя гониши; Рече же: кто еси, Господи; Господь же рече: Аз есмь Иисус, Егоже ты гониши: жестоко ти есть противу рожну прати» (Деян. 9, 3-5). [170 ]. «И за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене, и рече ми: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 7–9). [171 ]. Ср.: 2 Пет. 3, 15-16. [172 ]. «Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши» (Мф. 4, 10; а также: Мк. 8, 33; Ин. 4, 8). [173 ]. «И заповедал Господь Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 16-17). [174 ]. «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его; мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли» (Быт. 1, 27-28). [175 ]. Эксапостиларий – так называется тропарь, читаемый или поемый в воскресные или некоторые праздничные дни на утрени, после канона. Эксапостиларий Пасхального канона: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». [176 ]. Экстаз – восторженное, вышеестественное состояние души человеческой. Может иметь болезненный характер, близкий к умопомешательству, но может быть следствием возвышения души под действием благодати Святого Духа. Впрочем, обыкновенно для обозначения последнего применяются иные слова, чтобы различиться с терминологией католиков. [177 ]. Ирмос 3-й песни Пасхального канона.
Печатью коллективного антихриста является QR-код
Вся Мне предана суть Отцем моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец: и Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти.
|
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
|
ЧЕМ ТЫ ДОСАДИЛ ДЕМОНАМ СЕГОДНЯ? ДЕМОНЫ ДОЛЖНЫ ПЛАКАТЬ! ИСПОВЕДУЙСЯ, ПРИЧАЩАЙСЯ, МЕНЯЙСЯ
|
Бог создал мiр, в котором всё лишь для тебя и ради тебя и люди, и животные, и обстоятельства, и ситуации в разных вариациях и твои дети. Всё, что окружает тебя, всё лишь для тебя.
|
Боже мой, Душе Святый, Любовь Божия! Я люблю тебя!
|
Молитва об изменении неверного держания
Господи Боже, Отче Вседержителю, созидающий меня и весь мир вокруг меня, я снова зрю ту часть творения, которую охватывает взор мой, и в которой не видно никого, кроме населяющих его тварей. Ни Тебя Самого, ни Ангелов, ни Святых, ни бесов.
Для моих физических глаз и ушей, осязания и обоняния в этой комнате нет никого, и если бы не вера и не те доказательства, с которыми мне довелось столкнуться, я бы ни за что на свете не поверил, что этот окружающий меня физический мир полностью нематериален и является всего лишь Твоим ожившим Словом, ставшим для меня по действию Духа Святаго и моим телом, и продолжающей его вселенной. Мы – дерева, насаженные Тобой, на ветвях которых рождаются все плоды добра и зла.
И очень жаль, что во времена неведения я родил столько плодов преслушания, которые проросли и прозябли вокруг жилища моего. Я плодил зло и взращивал его, вместо того, чтобы выкорчевывать и уничтожать. Но по великой милости Твоей поверил, понял и принял решение измениться и изменить почивающий на моем держании мир. Даруй же, Господи, чтобы мое держание стало отныне только Твоим, и ни в моих мыслях, ни в моих желаниях, ни в моих расположениях, ни в чувствах, словах и делах, да не будет ни малейшего участия бесовского, и я стану руководствоваться и управляться в жизни сей только посланным Тобою Ангелом-Хранителем моим. Аминь.
|
Царская Православная Церковь есть сообщество людей, отвергших какое-либо познание зла, ставших на путь полного и всецелого покаяния, стремящихся к исполнению Заповедей Божиих, обретению спасения и стяжанию христианской любви к Богу и всему Его Творению через все даруемые Им церковные таинства.
|
|